ВОССТАНОВЛЕННОЕ 11 страница
Изгнанник также может злиться на то, что произошло, или даже быть в ярости. Следует наблюдать за этими чувствами, так же как за болью, просто поддерживая изгнанника в проявлении гнева. Бывает, что он даже хочет его выразить, обычно с помощью внутренних образов. При том что защитник может использовать гнев для того, чтобы защититься от более острой боли, изгнанники тоже могут его испытывать. Но их гнев не является защитой, и вам необходимо его в полной мере увидеть. Если изгнанник показывает вам ряд воспоминаний, это нормально. Однако убедитесь, что все эти воспоминания связаны с одним чувством или одной проблемой. Например, если проблемой для изгнанника является осуждение других людей, то все воспоминания должны содержать инциденты, где его в детском возрасте критиковали или какое-то происшествие негативно сказалось на его самооценке. Если какие-то воспоминания относятся к другой теме, попросите изгнанника сконцентрироваться на одной основной теме. Скажите ему, что в следующих сессиях вы вернетесь, чтобы поработать с другими воспоминаниями, но решить можно только одну проблему за раз. ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ТЕБЯ ПОНИМАЮТ Время от времени спрашивайте изгнанника, показал ли он вам все важные моменты, относящиеся к этому воспоминанию, или что-то ускользнуло из внимания. Когда он завершит свое описание, проверьте, действительно ли вы понимаете, в какой степени это было для него мучительно. Если нет, то расспросите его еще, пока не осознаете это в полной мере. Затем спросите изгнанника, чувствует ли он, что вы понимаете, как тяжело ему было. Это ключевой вопрос. Перед тем как переходить к следующему терапевтическому этапу, изгнанник должен не только рассказать свою историю, но и принять тот факт, что о его страданиях действительно узнали и услышали. Если он не чувствует вашего понимания, спросите, хочет ли он показать вам что-то еще или он просто не верит, что вы действительно ему сопереживаете.
Возможно, изгнаннику вообще сложно поверить в то, что хоть кто-то может понять, через что ему пришлось пройти. Или ему тяжело доверять кому-то. В таком случае изучите, какие события из детства повлияли на его недоверие к людям сейчас, и посочувствуйте ему. Кроме того, поясните ему, что конкретно в его переживаниях вам понятно. Конечно, может быть и так, что вы не находитесь в пространстве «Я» и недостаточно сострадаете боли изгнанника. В таком случае вам нужно отделиться от блокирующей вас обеспокоенной части, полностью открываясь изгнаннику, и тогда он почувствует себя услышанным. ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ Есть ряд важных преимуществ, которые приносит процесс наблюдения. 1. Он открывает доступ к скрытым воспоминаниям и позволяет их исцелить. Если изгнанник и его воспоминания глубоко похоронены в психике, полное исцеление невозможно. Раненой части нужен дневной свет. Если вы воспринимаете воспоминание чисто интеллектуально, то, вероятно, это не приведет к исцелению. Воспоминание должно быть проработано эмоционально и интеллектуально, чтобы оно было прочувствовано и понято. Однако это не означает, что вы должны испытывать эмоции изгнанника. Обычно достаточно того, что он их испытывает, о чем говорилось в предыдущей главе. 2. Воспоминание перерабатывается под руководством и при поддержке «Я» так, чтобы опыт был завершен и интегрирован, а реакция психологического стресса прошла, о чем мы и говорили ранее. 3. «Я» необходимо полностью понять изгнанника. Есть существенная разница между тем, что случилось в действительности, и тем, что изгнанник испытывает сейчас, когда вновь проживает это воспоминание и делится им. Теперь изгнанник не один. Исходное событие пережить было намного сложнее,
ведь изгнаннику приходилось справляться в одиночку, не встречая поддержки и сочувствия ни у одной живой души. Мне приходится слышать это от изгнанников все время: они чувствуют себя очень одинокими и не могут ни с кем поделиться своим опытом. Теперь в терапевтической сессии «Я» готово стать свидетелем этого опыта и предоставить поддержку. Это оказывает целебное действие на изгнанника и укрепляет связь между ним и «Я», что создает необходимые условия для дальнейшего исцеления с помощью «Я» по мере прохождения шагов ВСС. «Я» становится свидетелем детского воспоминания «Я» видит стыд Маленького мальчика в первоначальной ситуации. В этот раз мальчик не чувствует себя одиноким, поскольку у него есть связь с «Я». 4. Изгнанник понимает, что бремя, которое он несет, родом из прошлого и не присуще ему изначально. Например, детская часть, чувствующая свою никчемность, узнает, что так ей приходилось себя чувствовать в своей семье. Таким образом она видит, что ее чувство никчемности не истинно; это ноша, которую она взвалила на себя в детстве и которая на самом деле ей не принадлежит. Поэтому бремя можно снять, и тогда она почувствует свою подлинную ценность. ПОИСК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗАЩИТНИКА Изгнанники — не единственные части, несущие груз мучительных детских переживаний. То же самое касается и защитников. Когда в детстве происходит что-то болезненное или травмирующее, изгнанник берет на себя ношу боли, а защитник зачастую берет на себя обязанность эту боль предотвращать. Его цель состоит в том, чтобы не позволить этому случиться снова или не допустить того, чтобы вас переполнило страдание. Роль защитника и есть его бремя в отличие от изгнанника, чье бремя — боль (или негативное убеждение). Важно отметить, что не все роли защитников восходят к моменту детской эмоциональной травмы; некоторые появляются позже. Например, интеллектуальная часть может развиться годами позже, и ее задача в том, чтобы оградить вас от любой эмоциональной боли. Однако многие защитники несут бремя, непосредственно связанное с первоначальной раной, нанесенной в детстве, поэтому бывает полезно увидеть, откуда взялась их ноша. Во всем остальном вы работаете с обоими типами защитников одинаково.
В течение ВСС-сессий, как только вы выявляете положительное намерение защитника и устанавливаете с ним отношения, обычная последовательность действий (которой вас научила глава 10) состоит в том, чтобы получить разрешение на работу с оберегаемым им изгнанником. Однако иногда вы можете попросить защитника показать вам детское воспоминание, стоящее за его защитной функцией. Вместо того чтобы вначале познакомиться с изгнанником и затем просить у него воспоминание, вы можете попросить воспоминание у защитника напрямую. Это делается точно так же, как с изгнанником. Позвольте себе интуитивно понять, когда следует задавать этот вопрос. Если защитник изо всех сил старается уберечь вас от повторения старой травмы, вы можете спросить его об этой травме напрямую. Например, вы работаете с защитником, который старается успокоить и задобрить любого, кто повышает голос или начинает злиться. Назовем его Миротворец. Вы спрашиваете Миротворца, что страшного, по его мнению, произойдет, если он оставит попытки успокоить людей. Он говорит, что боится, что на вас начнут кричать и, возможно, даже применят силу. Вы можете попросить Миротворца показать вам образ или воспоминание того, что случилось, когда вы были маленькими, и что вызывало у него такой страх. Вероятно, он покажет вам воспоминание, где на вас кричали или применяли физическое насилие. Став свидетелем этого воспоминания (так, как рассказывалось выше), вы естественным образом придете к изгнаннику, который пережил проявления гнева и насилия. Затем вы можете увидеть изгнанника, чье переживание этого инцидента будет отличаться от переживания защитника. Когда происходит подобное травматичное событие, и изгнанник, и защитник хранят об этом память, хотя и разную, и каждый из них может привести вас к исходному инциденту. КРИСТИН ВСТРЕЧАЕТ СВОИХ ИЗГНАННИКОВ Посмотрим, как в следующем отрывке сессии с Маленькой девочкой детские истоки проблемы становятся доступными Кристин. Это изгнанница, находящаяся совсем одна в темноте. К настоящему моменту Кристин отделилась от нее и готова к знакомству.
Джей: Что она хочет вам сказать? Кристин: Ей было очень тяжело, и все приходилось делать самой. Она действительно напугана, она не знает, что происходило. Никого не было рядом. Судя по прошедшему времени, используемому Кристин, Маленькая девочка уже находится в детских условиях и Кристин осознает это. Но мы еще точно не знаем, что случилось тогда, и было бы полезно это узнать. К: Я хочу спросить ее, в какой ситуации она была. Д: Звучит неплохо. К: ... Я вижу, как встревает мой ум и говорит, что это происходило в больнице, когда я была ребенком, но не уверена. Я хочу, чтобы она сама мне рассказала. У Кристин была теоретическая догадка о детских истоках страха ее изгнанницы, но чтобы удостовериться, что это правда, она должна получить эту информацию от нее напрямую. Поэтому она задает ей вопрос. Это также дает возможность продолжать работу живыми личностным образом. Д: Хорошо. К: Она говорит мне, что вокруг темно, свет выключен. И никто ее не любит. Нет никого рядом, а это значит, что ее никто не любит. Нет никого, кто бы о ней позаботился. Это детский опыт, создавший бремя страха и паники и убеждение, что никто ее не любит. К: И от лица «Я», стоит мне это услышать, я хочу обнять ее. Хочу посадить ее на колени. Д: Сделайте это. У Кристин возникло замечательное спонтанное желание утешить Маленькую девочку, что усиливает их связь. К: Меня поражает то, что в ее маленьком теле нет напряжения. Это мягкое, беззащитное тельце. Но на ее сердце тяжесть, груз, который она несет... Да, эта тяжесть на сердце связана с чувством беспросветности, с ощущением, что ничего нельзя исправить. И ей приходится нести это бремя одной, потому что рядом никого нет. (Пауза. ) Вот оно. Теперь я вижу нить. Когда рядом нет никого, кто взял бы ее на руки, возникает спазм, блок, преграда. Постоянная готовность обороняться на клеточном уровне. А эта тяжесть на сердце появилась не сразу. Это не результат однократного события, она как бы раскалывается на кусочки. Эта тяжесть связана с неспособностью что-либо изменить. Это обобщенное воспоминание, символизирующее многие события, произошедшие в раннем детстве Кристин, когда ей нужны были утешение и поддержка, но рядом никого не было. Тогда эта часть взвалила на себя бремя тяжести и бессилия. Д: А то, что ощущалось на клеточном уровне, что это было? К: Бдительность, настороженность, готовность обороняться и закрываться от мира. Похоже на защиту. Она ощущается физически, словно зацепка на ткани. (Пауза. )
К: Теперь я ощущаю испуг, будто она осталась в темноте одна. Это чувство более раннее, давнее. У меня возникает конкретное воспоминание. Она дрыгает руками и ногами. Кто-то должен подойти к ней и взять ее на руки, но никто не подходит. Это воспоминание исходит от юной части, изгнанника, которого я называю Ребенком. К: Теперь у меня появляется расплывчатое воспоминание, кто-то раскачивается в детской кроватке... издает глухой звук. И как будто она пытается куда-то добраться, чтобы ее взяли на руки, но никто не приходит. Это воспоминание является одновременно имплицитным и обобщенным; оно расплывчато и> вероятно, олицетворяет все подобные инциденты, когда о ней не заботились. Д: Ей крайне необходимо, чтобы ее взяли на руки, но никто не приходит. Кристин стала наблюдателем важных моментов этих воспоминаний и может переходить к следующему этапу терапии ВСС. МЕЛАНИ НАБЛЮДАЕТ ЗА СТЫДОМ ИЗГНАННИКА Эта стенограмма более подробно показывает, как стать наблюдателем изгнанника. Мелани уже прошла несколько ВСС-сессий, в которых она установила связь с изгнанницей, переживающей сильный стыд. Предварительно она уже получила разрешение защитника на работу со Стыдящейся изгнанницей, так что мы можем приступать. Джей: Сфокусируйтесь на Стыдящейся изгнаннице и скажите мне, когда почувствуете ее. Мелани: Я установила контакт со Стыдящейся изгнанницей. Это подсолнух, смотрящий вниз, на землю. Д: И что вы чувствуете к этой части? М: Не знаю, чувствую ли я что-то, но у меня есть желание оказать ей поддержку. Я понимаю, что изгнанница немного смущена тем, что мы хотим узнать ее прошлое. Д: Предложите ей рассказать или показать вам в подробностях то, что она чувствует, и попросите ее не переполнять вас чувствами, чтобы вы могли поддержать ее из состояния «Я». Здесь я проверяю, находится ли Мелани в состоянии «Я», уважительно относясь к этой изгнаннице, и прошу принять меры предосторожности, чтобы не произошло слияния с изгнанницей. М: Она испытывает хроническое отчаяние. Это отчаяние всегда с ней, словно тупик. Это вакуум, небытие, пустота. Как будто ты падаешь и падаешь, но не достигаешь дна. А теперь она показывает мне, как постоянно испытывала это чувство в детстве. Это черная дыра, куда она проваливалась, и от нее больше ничего не оставалось, только черная дыра. Во время знакомства Мелани с изгнанником спонтанно возникает обобщенное детское воспоминание. М: Помню тот момент, когда я почувствовала эту черную дыру, пространство небытия. В ней не было смысла, не было материи, — ничего, с чем можно было бы установить связь. Д: Спросите ее, как она чувствует себя в этом месте. М: Она не может мне сказать. Это место такого ужаса и такого абсурда, что... Она чувствует себя там просто мертвой. Д: Так что есть два чувства — ужас и ощущение себя мертвой. Стоит назвать чувства, обозначенные изгнанницей. М: Да, верно. Мне грустно, потому что я не осознавала это раньше. Это довольно серьезно, это очень тяжело... Я не могу подобрать слов. Д: Скажите же ей, что вы понимаете, как это тяжело. Поскольку Мелани понимает чувства изгнанницы, мне нужно, чтобы она сообщила ей об этом, что укрепит их связь. М: Она говорит: «Ну и что? Ты поняла это, ну и что? » Д: Она потеряла надежду? Изгнанники обычно хотят быть услышанными и понятыми, поэтому видя, что эта изгнанница, похоже, совсем не проявляет интереса, я предполагаю, что она потеряла надежду на то, что ее бедственное положение можно как-то улучшить. М: Да. Она также чувствует беспомощность. Да. «Я поделилась этим с тобой и разделила с тобой свое внутреннее небытие». Да, возможно, она потеряла надежду. Она думает: «Ни к чему даже пытаться объяснить это». Д: Скажите ей, что если она продолжит работать с нами, мы поможем ей освободиться от этих чувств. Я говорю это, чтобы изгнанница поверила в то, что она может почувствовать себя лучше. Благодаря этому она не будет чинить препятствия на нашем пути. М: Ну, я ей это сказала. Она не протестует, но у нее нет никаких ожиданий. Д: У нее и не должно их быть. Это нормально. Части не обязательно верить в то, что мы можем сделать; она должна лишь разрешить нам продолжать работу. М: Она говорит, что у нее много воспоминаний, в которых родители не прощали ее. Если я совершала ошибку или делала что-то не так, то меня продолжали наказывать снова и снова за ту же самую ошибку. Похоже, это сценарий, устойчивый сценарий. Д: Попросите ее показать, как родители наказывали ее. М: Вижу случай, как я что-то пролила, а они действительно накричали на меня. Она очень испугалась и почувствовала себя виноватой. Д: Значит, это действительно ее напугало. Отец Мелани подшучивает над ее Стыдящейся изгнанницей. М: Да. И она почувствовала, что с ней действительно было что-то не в порядке. (Пауза. ) Теперь она показывает мне случай, произошедший немного позже, когда приходили гости и мой отец рассказал им о том, как я пролила что-то. О, кажется, прямо на свое платье. И он подшучивал надо мной по этому поводу, и все надо мной смеялись. Д: Ох. И как она себя чувствует в этой ситуации? М: Униженной. Она просто хочет исчезнуть. (Пауза. ) И как-то подразумевается, что она не просто неуклюжая, но и какая- то... грязная, мне кажется. По крайней мере, это то, что она почувствовала. Д: Это ужасно. М: И они продолжали это делать снова и снова, рассказывая одну и ту же историю разным людям, как будто ее постоянное унижение их действительно забавляло. Д: Спросите ее теперь, что она чувствовала, когда ее снова и снова так наказывали. М: Словно она полное ничтожество. Это самое точное описание. Это впечатляюще. Кристин дотла до самой сути переживания изгнанницы. Д: Да. Выясните, показала ли она вам все, что хотела, или же она хотела бы вам сообщить что-то еще. М: Она очень злится. Д: Дайте ей сообщить вам о своей злости любым удобным для нее способом. М: Она визжит и кричит на них. Д: Да. (Пауза. ) Изгнанникам нужно уметь выражать гнев, как и другие чувства. Зачастую они не могли почувствовать или проявить его в тот момент, когда были травмированы, и возможность сделать это сейчас принесет им удовлетворение. Д: Хочет ли она сообщить вам что-то еще? М: Кажется, это все. (Пауза. ) Мне очень грустно. Д: Означает ли это, что вы переживаете ее грусть или вы сопереживаете ей? М: Я очень сочувствую ей, потому что услышала про это «полное ничтожество» в первый раз. Даже «кусок дерьма» — это было бы хоть что-то, но чувствовать себя полным ничтожеством действительно ужасно. Я услышала этот громкий и четкий посыл. Д: Дайте ей почувствовать ваше сопереживание. (Пауза. ) Теперьу когда Маленькая девочка показала Мелани все, в чем нуждалась, Мелани важно выразить ей свое сочувствие. Это укрепит их связь. Д: И выясните, знает ли она, что вы сопереживаете ей. М: Она знает, что я ее услышала. Она рада, что я ее наконец- то услышала. Это был последний тест на то, понимает ли изгнанница, что ее эмоциональным потребностям сопереживают. Теперь, когда она это понимает, Мелани может перейти к следующим терапевтическим этапам ВСС, которые раскрыты в главах 13 и 14. УПРАЖНЕНИЕ. ОБРАЩЕНИЕ К ДЕТСКИМ ВОСПОМИНАНИЯМ Проведите сессию, направленную на получение доступа к детскому воспоминанию и наблюдение за ним. Если это возможно, начните с того изгнанника, с которым вам уже позволено работать и с которым вы уже в какой-то степени сталкивались. Если такого изгнанника нет, начните с защитника, пройдите все этапы знакомства с ним, выявите опекаемого им изгнанника и познакомьтесь с изгнанником. Затем обратитесь к детским истокам ее боли и наблюдайте за ними так, как вы узнали в этой главе. Изгнанник____________________ Чувства и убеждения изгнанника____________ Что произошло в детстве? __________________ Что пришлось почувствовать изгнаннику? Что вы чувствуете по отношению к изгнаннику сейчас?. Чувствует ли изгнанник, что вы понимаете всю тяжесть этих переживаний? V__________________________________________ J В ЗАКЛЮЧЕНИЕ В этой главе вы узнали, как получить доступ к детскому воспоминанию, ставшему основой бремени изгнанника. Вы понимаете, что такое бремя и что можно обращаться к разным видам воспоминаний. Вы понимаете, как наблюдать за событиями детства и чувствами изгнанника, что является шагом 4 в терапевтическом процессе ВСС. Вы осознаете преимущества положения свидетеля/наблюдателя и знаете, как убедиться, что изгнанник чувствует себя услышанным. Это расчищает путь для первого явного исцеляющего действия, рассматриваемого в следующей главе. Глава 13 ЗАБОТА О ВНУТРЕННЕМ РЕБЕНКЕ Эта и следующая глава рассказывают непосредственно об исцелении изгнанников, так что рассмотрим, что же на самом деле означает исцеление. Наши части взваливают на себя бремя из-за болезненных или травматических событий в детстве, которые мы не смогли тогда переработать. Мы не можем изменить эти события; они уже произошли. Однако мы можем изменить то действие, которое они на нас оказывают. Не сами события определяют то, как мы себя чувствуем и ведем во взрослой жизни, а осадок от этих событий в нашей психике, который в ВСС называется бременем. Ваши нынешние проблемы связаны с тем, как ваша психика была структурирована вашим детским опытом и какие убеждения, мышечные зажимы и чувства она приобрела. Так что если вы и не можете изменить прошлое, вы можете изменить то, как прошлое представлено в вашем уме. Это то, что я называю исцелением. Терапия ВСС использует термин изгнанник для обозначения того, что часто называют внутренним ребенком. Однако люди часто говорят о внутреннем ребенке, как будто он лишь один. В ВСС считается, что существует много внутренних детских частей, или изгнанников, и каждая из них несет свое бремя. Каждого изгнанника следует лечить индивидуально, поскольку они обладают своими собственными чувствами, воспоминаниями и бременем. Став свидетелем боли изгнанника так, как было показано в предыдущей главе, вы можете перейти к пятому шагу терапевтического процесса ВСС, репарентингу[5] (reparenting), и шестому шагу, освобождению изгнанника из травмирующей ситуации. Оба шага рассматриваются в этой главе. ШАГ 5. РЕПАРЕНТИНГ ИЗГНАННИКА Изначальный болезненный опыт изгнанника «Я» может заменить новым положительным опытом. На этапе наблюдения изгнанник показал вам свое воспоминание. Было ли оно эксплицитным, имплицитным или обобщенным, отчетливым или расплывчатым, изгнанник продемонстрировал вам определенную ситуацию или отношение из прошлого, где он взвалил на себя боль и негативные убеждения. Если он показал вам несколько взаимосвязанных воспоминаний, дайте изгнаннику выбрать одно из них для осуществления репарентинга и последующих действий. Вот как вы можете провести репарентинг изгнанника: мысленно представьте, что вы находитесь вместе с изгнанником в исходной детской ситуации. Например, если ваше воспоминание связано с матерью, подшучивающей над тем, как вы помогаете ей по кухне, представьте себя в этой кухне с этой детской частью и с вашей матерью. Убедитесь, что вы входите в ситуацию в качестве «Я», со всеми знаниями и способностями взрослого, дополненными качествами «Я» — состраданием и спокойствием. Обращайтесь с изгнанником так, как ему бы хотелось в тот момент. Возможно, ему нужны понимание, забота, поддержка, одобрение, защита от агрессии, воодушевление или любовь. Почувствуйте, что в этой ситуации ему нужно от вас для исцеления и исправления ситуации. Например, чтобы на него обратили внимание или заверили, что он хороший — в случившемся нет его вины. Вы можете не только ощутить то, что изгнаннику нужно от вас, но и спросить его об этом. Осознав, что ему нужно от вас, дайте это ему с помощью воображения, через образы, физические ощущения, эмоциональный контакт и диалог с ним. Из состояния «Я» вы способны осуществить репарентинг — стать для изгнанника хорошим родителем, которого ему не хватает. Это приносит удовлетворение вам обоим, ведь так приятно проявлять заботу и обеспечивать безопасность части, которая отчаянно в этом нуждается. Также это служит укреплению связи между вами. Процесс репарентинга действительно образует новые нейронные связи в мозге, именно поэтому ваша психика и ваша жизнь могут так значительно измениться. Вы даете этому ребенку новое восприятие какого-то аспекта вашего детства, переживание, исцеляющее или замещающее старое. В этот раз вы в качестве «Я» удовлетворяете самые глубокие потребности ребенка, чего не происходило в исходной ситуации. Хотя на первый взгляд может показаться, что вы просто придумываете себе иное прошлое, на самом деле вы создаете новые, благотворные отношения с изгнанником в настоящем, тем самым демонстрируя, что жизнь может быть хорошей и счастливой. Изгнанника не существует в прошлом; он прямо здесь, в настоящем. Он лишь думает, что все еще пребывает в той мучительной детской ситуации. Поэтому, формируя новый опыт и новые отношения с ним, вы приближаете его к реальности настоящего момента. Изгнанник не просто воображает, каково это — иметь идеального родителя. Вы становитесь идеальным родителем для него. Когда это происходит, изгнанник трансформируется. Он чувствует себя по-другому, и его восприятие мира тоже меняется. Например, если в детстве об изгнаннике не заботились, вы можете прижать его к сердцу и сказать ему, как вы его любите. Если изгнанник голодный, потому что его кормили из бутылочки по графику, а не по желанию, вы можете покачать его на руках и покормить грудью. Если его обвиняли в проблемах семьи, вы можете объяснить, что в случившемся нет его вины и что он хороший. Если над его грустью смеялись, вы можете позволить ему пролить те слезы, которые он не выплакал тогда. Вы можете ему объяснить, что грусть — это абсолютно естественная реакция на ситуацию, в которой он находился, и нет ничего плохого в том, чтобы ее испытывать. Если его ударил отец, вы можете вмешаться, войдя в эту ситуацию, и защитить изгнанника от его интроецированного присутствия, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Если мать игнорировала его, вы можете войти в этот эпизод и поговорить с образом матери, объясняя ей, что с ребенком так поступать нельзя. Вы также можете сказать изгнаннику, что вам действительно с ним интересно. Если изгнаннику приходилось хорошо себя вести или многого достигать, чтобы его оценили родители, можете сказать ему, что ему ничего не надо для вас делать. Вы любите его таким, как он есть. Если у ваших родителей никогда не было времени, чтобы по-настоящему его выслушать, вы можете найти время, чтобы выслушать все подробности его жизни. Если он часто оставался один, можете стать его приятелем или товарищем по играм и повеселиться вместе с ним. Если ему никогда не объясняли, как устроен мир, и не поддерживали развитие его способностей, вы можете сделать это для него сейчас. Если ему приходилось чувствовать себя ответственным за чувства родителей, вы можете сказать ему, что это не так; они были взрослыми, а он — ребенком. В его обязанности не входило заботиться о них. Если изгнанник стыдится своего гнева, потребностей или сексуальных фантазий, можете сказать ему, что для ребенка естественны эти ощущения и в том, что они есть, нет ничего плохого. Не пытайтесь заставить изгнанника каким-то образом измениться. Не просите его испытывать другие чувства или лучше думать о себе. Это будет естественным следствием осуществляемого вами репарентинга. Просто дайте все, что ему нужно, и он автоматически почувствует себя свободным, счастливым, ценным, защищенным и уверенным. Если изгнанник хочет чего-то от вас в будущем (в последующие несколько недель, к примеру), это важно, но обратитесь к этому вопросу позже. Вам не стоит терять с ним контакт прямо сейчас; ему нужно, чтобы вы удовлетворили его насущные потребности. Так что не забудьте выяснить, чего хочет от вас изгнанник прямо сейчас, чтобы вы могли ему это дать в течение сессии. ЕСЛИ ВЫ НЕ ГОТОВЫ К РЕПАРЕНТИНГУ Репарентинг невозможно подделать. Вы должны искренне любить изгнанника, заботиться о нем или уважать его. Вы действительно должны стремиться дать ему то, что ему нужно, например объятие или слова ободрения. И вы с легкостью сделаете это, находясь в состоянии «Я». На потребности изгнанника «Я» естественным образом реагирует нужным чувством или действием, поскольку «Я» — это пространство сопереживания и любви. Если вы не чувствуете желания дать изгнаннику то, чего он хочет, это значит, что вы вошли в слияние с защитником и вышли из пространства «Я». Посмотрим, как это могло произойти. Возможно, взявший верх защитник хочет поддерживать дистанцию с изгнанником, потому что он боится его потребностей или боли. В таком случае убедите эту часть, что вы находитесь в состоянии «Я» и страдания изгнанника вас не затронут. Вам может потребоваться еще небольшая работа над отделением от изгнанника (см. шаг И2 в главе 11). А возможно, у вас есть защитник, осуждающий уязвимость изгнанника. Исследуйте истоки убеждения части, что уязвимость — это плохо, и попросите ее отойти в сторону. Это может быть и часть, которая сомневается в вашей способности позаботиться об изгнаннике, потому что вам, к примеру, не хватает любви или сил. Объясните, что «Я» так велико и наполнено любовью и ресурсами, что оно может дать все, в чем нуждается изгнанник. Если защитник боится, что вы не знаете, как накормить младенца или позаботиться о раненом ребенке, скажите ему, что вы это узнаете, просто настроившись на изгнанника. Эти страхи часто исходят от части, чувствующей себя неадекватно. Попросите эту часть отступить и поверить, что «Я» справится со всеми возникающими трудностями. «Я» всегда знает, что делать. Вероятно, вы захотите исследовать истоки своей неадекватной части. Защитник может беспокоиться о том, что потребности изгнанника чересчур велики и никто не сможет их удовлетворить. Объясните, что вы (в состоянии «Я») можете справиться с потребностью любого масштаба. Нужды изгнанника зачастую кажутся ошеломительными, так как в детстве они оставались неудовлетворенными, и с тех пор они копились, усугубляемые тем фактом, что изгнаннику все это время не уделяли внимания. Это обострило бы нужды любого. Как только вы начнете удовлетворять потребности этой детской части, их острота быстро спадет и сам процесс будет протекать легче. Возможно, у вас есть часть, боящаяся, что на удовлетворение потребностей изгнанника уйдет много времени, а вы и так загружены. Вы можете объяснить ей, что этот процесс занимает не так много времени, как забота о настоящем живом младенце. Внутреннего Ребенка довольно легко удовлетворить, уделяя ему немного внимания каждый день, он не требует слишком много времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|