Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОССТАНОВЛЕННОЕ 15 страница




Исследователю: если обратная связь наблюдателя вызывает у вас дискомфорт или ощущение, что вас критикуют, то выскажите это каким-то образом, чтобы в будущем это больше не повторялось.

ЭТАП 2. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

После четырех сессий молчаливого наблюдения приходит время второго этапа. В течение последующих четырех сессий я рекомендую вам резюмировать то, что исследователь чувствует или переживает. Это иногда называется активным слушанием. Оно подразумевает, что вы вербально возвращаете партнеру по общению то, что он переживает или что переживает часть, чтобы он почувствовал себя увиденным и услышанным. Вы можете это сделать, используя те же самые слова, что и партнер, а можете их перефразировать. Как ни странно, иногда полезно произнести в точности то, что сказал партнер. Например, он говорит: «Я чувствую себя усталым и расстроенным», и вы повторяете: «Ты чувствуешь себя усталым и расстроенным». Вы также можете упомянуть чувства части. Если партнер заявляет: «Критическая часть говорит, что пытается уберечь меня от провала», вы можете сказать: «Она пытается уберечь тебя от провала».

Перефразирование слов исследователя, отражающее ваше понимание смысла высказывания, может также оказаться полезным. Предположим, что партнер говорит: «Часть чувствует себя уставшей и одинокой. Никто не ценит и не понимает ее». Вы можете повторить: «Она чувствует себя одинокой и незаметной». Перефразируя, вы можете выявить что-то, подразумеваемое исследователем, но еще не осознаваемое им. Исследователь может сказать много, но вы повторяете лишь суть услышанного. Вот пример того, как Лиза говорит о Черном как сажа демоне: «Часть похожа на маленького тасманийского дьявола, и когда я позволяю ей проявить себя, она начинает вертеться волчком, словно готовясь к нападению. Она говорит “гр-р” и цепко хватается за ногу сестры». Вы можете резюмировать: «Этот тасманийский дьявол хочет напасть на вашу сестру».

Когда вы перефразируете то, что говорит исследователь, может показаться заманчивым намекнуть ему на вероятное, полезное, по вашему мнению, направление работы, добавив то, чего он не произносил. Или вам покажется, что тонкие догадки о мотивации или боли партнера помогут углубить его исследовательский процесс. В таком случае плохое активное слушание. Гораздо лучше быть просто хорошим зеркалом. Помните, что вы не его терапевт, вы лишь оказываете посильную помощь. Например, посмотрим на другую часть стенограммы сессии Лизы:

Джей: Хорошо. Вы можете спросить Черного как сажа демона, чего он пытается добиться, нападая на вашу сестру.

Лиза: Похоже, что он делает это, чтобы защитить мое сердце. Он обороняется и бесстрашно бросается в бой, если быть точной, с моей сестрой. Он так поступает, потому что мое сердце беззащитно перед ней. Я не могу оградить себя от нее, так как люблю ее.

Предположим, что я отреагирую так:

Д: Он пытается защитить ваше сердце от страха потерять любовь вашей сестры.

Заметьте, что «Я» здесь кое-что добавил. Лиза не сказала, что часть боится потерять любовь ее сестры. На самом деле оказалось, что она боялась язвительных нападок сестры, которые могли ее ранить, что не одно и то же. Постарайтесь удержаться от добавления подобных интерпретаций. Возвращайте партнеру максимально четко то, что он хотел сказать, основываясь на том, что он действительно сказал. Процесс ВСС естественным образом направит его на верный путь без вашей помощи.

Не пытайтесь повторять все или даже большую часть того, что говорит исследователь. Тогда вы будете слишком вмешиваться в процесс. Говорите время от времени, когда вам кажется, что это облегчит процесс. Вот несколько причин, по которым может быть полезно повторить высказывание.

1. Это может помочь исследователю лучше в чем-то разобраться или что-то прояснить, особенно если он пытается понять немного размытое и неоформленное переживание. Например, если он говорит: «Часть как-то нервничает и злится», вы можете просто сказать: «Она нервничает и злится». Когда исследователь слышит произнесенные им слова со стороны, ему проще обобщить свое переживание. Затем он может сказать: «Да, понимаю. Она спешит, и ее раздражает то, что все продвигается медленно».

2. Это может помочь исследователю (или одной из его частей) почувствовать, что его слышат и понимают. Когда затронуты деликатные и эмоциональные вопросы, особенно связанные со стыдом, нам очень важно ощущать, что кто-то слышит и заботится о нас. Это позволяет нам пойти на риск и рассказать о своем опыте, даже если он и не всегда является предметом нашей гордости. Раненым изгнанникам особенно важно знать, что их видят и понимают.

3. Если исследователь говорит то, что вы не вполне понимаете, иногда это значит, что он тоже это не до конца понимает. Поэтому повторите то, что вы услышали, но в виде вопроса. Это может помочь вам обоим прояснить, что он испытывает. Например, предположим, он говорит: «Часть несговорчива, такое чувство, что она не дает прохода». Вы можете сказать: «Ты хочешь сказать, что она несговорчива и не дает тебе к чему-то пробиться? » Это дает исследователю возможность разобраться, что он имеет в виду. Он может сказать: «О, действительно, она не позволяет другим людям установить со мной контакт». Если вы недостаточно понимаете слова вашего партнера, чтобы их повторить, вы можете задать проясняющий вопрос. Вы можете сказать: «Я не совсем понимаю. Она запрещает общаться напрямую? » Или просто сказать прямо: «Я не понимаю, что ты имеешь в виду».

Используйте эти рекомендации, чтобы определить, когда полезно резюмировать слова исследователя, но не пытайтесь это вычислить с помощью интеллекта — просто слушайте свою интуицию.

Вы также можете сказать о том, что вы видите в исследователе, даже если он не говорит об этом. Вы можете отметить его тон, выражение лица, позу или жесты. Вы можете дать ему прямую обратную связь о том, что вы видите, например: «Я заметил, что ты сжимаешь кулаки». Или вы можете почувствовать его эмоции. Обратная связь такого рода приносит наибольшую пользу, если выражается в виде вопроса: «Ты чувствуешь, что тебя тронуло то, что произошло? » Или: «Он действительно раздражает эту часть? »

УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПАРТНЕРА

Уточнение, что партнер чувствует, может быть полезным, даже если вы не совсем правы. Когда вы возвращаете ему смысл высказывания, это побуждает его пересмотреть свой опыт. И если ваши слова не совсем в тему, они все равно пойдут на пользу, так как исследователю потребуется еще глубже вникнуть в свое переживание, чтобы прояснить то, что он действительно имел в виду. Например:

Исследователь: «Детская часть ощущает горе и полное одиночество, словно мир — это небезопасное место».

Наблюдатель: «Детская часть чувствует грусть, одиночество и угрозу».

Исследователь: «Детская часть не чувствует угрозу. (Раздумывает. ) Отсутствие безопасности связано скорее с чувством одиночества и брошенности. Рядом нет ни одного человека, который мог бы помочь ей почувствовать себя в безопасности, почувствовать, что о ней заботятся. Она чувствует, что ею полностью пренебрегают».

Обратите внимание на то, что, предлагая немного неточную формулировку, наблюдатель дает исследователю возможность глубже понять значение слов «мир — небезопасное место».

Когда вы выступаете в роли исследователя, очень важно, чтобы вы не стеснялись исправлять не совсем точные формулировки, данные при уточнении наблюдателем. Это поможет вам лучше понять себя. Не бойтесь обидеть наблюдателя своими поправками. Он знает, что все равно приносит вам пользу. Ваши поправки также помогут ему лучше вас понять и развить свои навыки активного слушания.

На втором этапе лучше всего, если вы будете уточнять и задавать проясняющие вопросы, как показано выше. Вы сможете стать активнее на третьем этапе. Для исследователей: если ваш партнер говорит что-то, не отражающее ваши слова, напомните ему об этом правиле. И если он говорит что-то бесполезное, скажите ему об этом. Это поможет сохранить продуктивность вашей сессии и развить успешные рабочие отношения.

( \ УПРАЖНЕНИЕ НА АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Выберите какое-то эмоционально заряженное событие в вашей жизни, о котором вы хотели бы поговорить. Пока вы будете об этом рассказывать, ваш партнер будет периодически повторять то, что слышит, или задавать проясняющие вопросы. Уделите этому пятнадцать минут, а затем обсудите, как это подействовало. Каково было наблюдателю активно слушать и обобщать сказанное? Как его отклик воспринимался исследователем? Было ли обобщений много, мало или в самый раз? Повлиял ли отклик наблюдателя на ваше выражение чувств, связанных с проблемой? Затем поменяйтесь ролями и выполните упражнение еще раз.

ч__ ’_______________________________________ )

ПРЕБЫВАНИЕ В СОСТОЯНИИ «Я» В КАЧЕСТВЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Самое важное в наблюдении — умение осуществлять его из состояния «Я». Это гарантирует возникновение связи с партнером и желания помочь ему в его самоисследовании. В состоянии «Я» вам интересно, что он обнаружит и что откроют его части. Это чистое любопытство; вы не имеете представления о том, что может произойти. Если у вас и есть мысли о том, в каком направлении он движется, вы также понимаете, что он может и не пойти туда. В любой момент дорога может свернуть в неизвестном направлении. Вы не заинтересованы в том, чтобы процесс завершился определенным инсайтом или привел к определенному результату. Например, исследователь работает с защитником, который не хочет, чтобы тот возобновлял отношения с девушкой, боясь боли, вызванной предыдущим разрывом. У вас есть ощущение, что этот защитник охраняет изгнанника, раненого девушкой. Однако вы готовы обнаружить реального изгнанника. И может случиться, что под стражей оказывается изгнанник, испытывающий вину за то, что обидел девушку.

В состоянии «Я» вы сочувствуете исследователю, то есть испытываете достаточный эмоциональный резонанс с ним и чувствуете его переживания, а не только признаете их рационально. Когда в нем или в одной из его частей возникает боль, то в вас поднимается волна сострадания. Вы чувствуете желание позаботиться о партнере и о его частях. Какими бы разрушительными или сложными ни были его части, вы с открытым сердцем готовы их принять. Вы не осуждаете их, не хотите от них избавиться и не торопитесь их мгновенно излечить. Вы позволяете процессу развиваться в темпе, подходящем для исследователя и его частей. Во время работы исследователь может встретиться с сильными чувствами. Даже ему сострадая, вы остаетесь в спокойном и уравновешенном состоянии «Я». Вас не будоражат его эмоции.

«Я» — это наилучшее место для вас, являетесь ли вы исследователем или наблюдателем. Однако не всегда просто оставаться

в состоянии «Я» в роли наблюдателя, поскольку вы не можете работать над собой вслух так, как исследователь. Вот несколько рекомендаций, направленных на увеличение вашей способности оставаться в пространстве «Я».

РАБОТА С ЧАСТЯМИ

Выступая в роли наблюдателя, начинайте каждую сессию с установления связи с «Я». Для этого обратитесь к разделу «Медитация на центре личности» в главе 5. По ходу сессии следите за своим состоянием и за состоянием исследователя. Поставьте себе цель — обращать внимание на активизацию частей. Если часть сливается с вами и выдворяет вас из состояния «Я», некоторое время молча поработайте с этой частью, чтобы вы могли установить повторный контакт с «Я». Скажите: «Я слышу тебя, но сейчас неподходящее время». Обратитесь к разделу «Исследование защитников в режиме реального времени» в главе 7. Если часть настолько слилась с вами, что не дает быстро вернуться в состояние «Я», постарайтесь хранить молчание, так как ваши слова могут оказаться бесполезными. После сессии поработайте с этой частью, чтобы в последующих сессиях дольше оставаться в состоянии «Я».

Две самые распространенные причины, по которым может произойти активизация части, когда вы находитесь в роли наблюдателя: резонанс с частью исследователя или беспокойство по поводу того, хороший ли вы наблюдатель. Рассмотрим каждую из них.

Рассказывая о своей проблеме, устанавливая контакт со своими частями и знакомясь с ними, исследователь может столкнуться с эмоционально заряженным материалом. Вы как хороший наблюдатель принимаете его открыто и сочувственно. Например, если он стыдится какого-то поступка, его стыд найдет у вас достаточный отклик, чтобы вызвать сочувствие. Если в вашей жизни есть похожая проблема, то может напомнить о себе ваша стыдящаяся часть. А это может активизировать одного из ваших защитников, который задействует бесчувственность, гнев или рационализацию, чтобы вы не испытывали стыда. Если это произойдет, то молча понаблюдайте, какие части вас активизированы. Затем поработайте с ними, чтобы вернуться в пространство «Я». Скажите этим частям, что вы с ними поработаете в будущем.

Роль наблюдателя может с большой вероятностью активизировать часть, желающую быть хорошим помощником. Возможно, ей невыносимо видеть, как мучается ваш партнер, и она стремится скорее избавить его от боли. Или же она хочет исцелить его, потому что ей неприятно, что он зашел в тупик, или ей сложно слушать о его трудностях. Она может начать осуждать его «сопротивляющуюся» часть и пытаться преждевременно проскользнуть мимо нее.

Одну из ваших частей может чрезмерно беспокоить, правильно ли ваш партнер ведет ВСС-сессию — например, всегда ли он проходит этапы по порядку. Хотя напоминание о пропущенном шаге пойдет на пользу, перфекционистская часть может слишком часто поправлять исследователя, что нарушит естественный ход процесса и создаст у него впечатление, что вы его оцениваете.

Иногда часть стремится помогать и быть полезной, не только стараясь помочь исследователю, но и желая почувствовать себя значимой. Она может взять сессию под свой контроль, не давая исследователю отвечать за свою работу. Возможно, ей необходимо продемонстрировать, насколько вы умны и проницательны. Она может расширить ваше резюме слов партнера до интерпретаций, вмешиваясь в его работу. Возможно, она захочет быть услышанной или пожелает внести свой вклад в его работу, и вы встрянете в процесс раньше, чем возникнет естественная потребность в уточнении или поддержке. Любая из этих причин может сделать вашу помощь чрезмерной.

Заметив одну из этих помогающих частей, вдохните, отступите на шаг и расслабьтесь в состоянии «Я». Не осуждайте себя или часть. Просто попросите ее отступить в сторону и позволить вам откликаться из спокойного пространства. Напомните ей, что вы не отвечаете за работу исследователя, он может сам о себе позаботиться.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА ЭТАПЕ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Когда вы работаете на этапе 2 или 3 с активным наблюдателем, отведите, если это возможно, десять минут на обратную связь после того, как каждый участник завершит свою работу. В течение первых пяти минут обратная связь, как обычно, касается только что проделанной работы. Наблюдатель дает исследователю обратную связь, и затем они оба обсуждают то, что случилось. В течение следующих пяти минут обратная связь касается переживаний наблюдателя. Наблюдателю: расскажите, чем был для вас этот опыт. Сколько времени вам удавалось оставаться в состоянии «Я»? Какие части активизировались и как вы с ними справились? Что вы чувствовали, когда практиковали активное слушание? Поделитесь этим с исследователем. Исследователю: расскажите наблюдателю о своих откликах на его помощь. Что было полезным? Какие препятствия возникали? Чего бы вы хотели больше видеть в будущем? Обсудите, что может улучшить вашу работу в паре.

ЭТАП 3. ПОЛНОЦЕННАЯ ПОМОЩЬ

Как только вы провели восемь практических занятий, используя уточнение/обобщение в течение последних четырех, можете перейти к этапу 3 — полноценной помощи. Теперь вы, как наблюдатель, можете оказывать все виды помощи. Однако, хотя вы и берете на себя более активную роль, помните, что исследователь все еще контролирует процесс и несет ответственность за сессию. Вы здесь для того, чтобы изредка ему помогать, но вы не обязаны всегда знать, что делать. Пожалуйста, оказывайте помощь только тогда, когда это уместно, а не потому, что вам кажется, что нужно что-то сделать. Вы не обязаны исцелять исследователя, избавлять его от страданий или вытаскивать его из тупика. Вы равный ему, а не обученный специалист. Помните о важности поддержки, исходящей от молчаливого наблюдателя.

Хорошо, если вы будете следить за ходом сессии по конспекту, чтобы понимать, на каком этапе находится исследователь. Возможности помочь перечислены ниже.

1. Укажите на возникновение новой части, не осознаваемой вашим партнером. Например, вы можете сказать: «Ты говорил с отчужденной частью, но теперь она говорит, что сердится. Давай проверим, новая это часть или нет».

2. Сообщите, если, по вашему мнению, обеспокоенная часть встает на пути исследователя. Например: «Мне кажется, что ты осуждаешь этого защитника. Стоит проверить, находишься ли ты все еще в состоянии “Я”».

3. Сообщите, если, по вашему мнению, исследователь сливается с целевой частью. Например: «Ты кажешься раздраженным. Может быть, проверить, находишься ли ты в слиянии с сердитой частью? »

4. Предложите исследователю вопросы, которые он может задать целевой части. Лучше предложить ему идею, не формулируя вопрос за него. Я рекомендую использовать такую фразу: «Ты можешь спросить часть... » Это дает ему возможность не принимать ваше предложение.

5. Подскажите исследователю, к какому этапу ему следует перейти. Можно сформулировать это в виде вопроса к части. Например: «Ты можешь спросить часть, чего она пытается добиться, осуждая тебя». Или можно прямо упомянуть этот этап. Например: «Возможно, настало время произвести проверку на слияние».

6. Сообщите, если вам кажется, что часть является изгнанником или защитником, если это повлияет на дальнейший ход процесса. Иногда исследователи не распознают, с какой именно частью они работают. Например: «Мне кажется, что эта часть — изгнанник. Не стоит ли нам выяснить, кто защитник, перед тем как работать с ней? »

7. Когда исследователь работает с обеспокоенными частями, отслеживайте первоначальную обеспокоенную часть, чтобы помочь защитнику своевременно вернуться к ней.

8. Отслеживайте обеспокоенные части и защитников, отступивших в сторону. В конце сессии вы можете напомнить о них исследователю, чтобы он смог их навестить и поблагодарить.

ВЫСТРАИВАЯ УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Работая с новым партнером, за несколько минут до того, как вы станете исследователем, обсудите, что вам нужно от наблюдателя во время сессии. Вы бы хотели, чтобы он в основном хранил молчание и вмешивался, только чувствуя, что ваша внутренняя дискуссия непродуктивна? Вы бы хотели, чтобы он проявлял активность, подбирая вопросы для ваших частей? Вы бы хотели, чтобы он резюмировал все ваши переживания или только некоторые? Вы бы хотели, чтобы у вас был достаточный простор для того, чтобы расправить крылья и учиться на своих ошибках? Или вы хотели бы, чтобы вами руководили?

После сессии обсудите, выполнил ли наблюдатель ваши пожелания и как это подействовало на вас обоих. Хотели бы вы в следующий раз сделать что-то по-другому? Обязательно сообщите о любых бесполезных для вас действиях партнера, чтобы он мог изменить свой стиль фасилитации. В этой дискуссии должны принять участие обе стороны. Даже если у вас есть право на тот вид помощи, который подходит вам, у наблюдателя тоже есть право на собственное мнение о том, как ее нужно оказывать. Чем больше вы обсуждаете эти вопросы, тем эффективнее становится ваше сотрудничество.

Когда вы выступаете в роли исследователя, одну из ваших частей могут привести в действие слова наблюдателя или его реакция. Часть может чувствовать, что партнер ее не видит. Она даже может чувствовать, что ее осуждают или ею пренебрегают. Она может считать наблюдателя холодным, требовательным, навязчивым или контролирующим. Вначале может быть незаметно, что ваша часть реагирует на вашего партнера. Вы можете просто заметить, что ваша работа буксует, какая-то часть прячется или вы не можете получить разрешение работать с изгнанником.

Если происходит что-то подобное, то источник проблем может быть в части, которая реагирует скорее на вашего партнера, а не на что-то внутри вас. Вы можете неохотно это признавать или упоминать об этом, поскольку вас смущает негативная реакция на партнера. Однако важно, чтобы вы это сделали.

Если вы обнаруживаете часть, реагирующую на вашего партнера, есть две возможные причины.

1. Ваша часть воспринимает наблюдателя некорректно или же ее восприятие сильно окрашено страхами части. Например, в вашем партнере часть может видеть мать. Если дело в этом, то у вас есть возможность исследовать эту часть, обнаружить, где берут начало такие представления, и исцелить ее. Это позволит вам объективнее воспринимать партнера.

2. Есть некоторая доля истины в том, как ваша часть воспринимает партнера. Например, он действительно вел себя отчужденно или напористо. Тогда ему потребуется изменить свое поведение или манеры, чтобы наладить контакт с вашей частью. Если он не может или не хочет меняться, вам нужно будет найти нового партнера.

К какому бы результату вы ни пришли, всегда лучше обсуждать реакцию вашей части с партнером. Начните это обсуждение в пространстве «Я», то есть нейтрально опишите чувства вашей части; не нужно вываливать их на партнера. Достаточно сказать: «У меня есть часть, которая не верит, что ты действительно интересуешься мной». Не осуждайте его и не нападайте на него, даже если это именно то, что хотела бы сделать часть.

Здесь, как и в любых развивающихся отношениях, обладающих определенной глубиной, неизбежны конфликты. Например, вы ощущаете, что чувства открывать небезопасно, так как партнер не открывает свои. Может показаться, что партнер во время вашей работы выпадает из состояния «Я». Когда он дает обратную связь, вы можете почувствовать, что он вас осуждает. Вам может захотеться, чтобы он был более активным и уверенным помощником и т. д. Как только вы осознаете свои проблемные чувства к партнеру, обсудите это. Рассматривайте это как возможность укрепить партнерство, а не как неустранимый недостаток, который разрушает ваши отношения, или проблему, которую надо замять. Попросите его выделить какое-то время, чтобы вы смогли поговорить о конфликте. Постарайтесь оставаться в состоянии «Я» во время этого взаимодействия, чтобы ваши слова исходили из пространства мудрости и сострадания, а не гнева и обиды. Признайте свои чувства, обозначив свою реагирующую на партнера часть. Говорите от имени части и не позволяйте ей нападать на вашего партнера. Затем выслушайте ответы вашего партнера из состояния «Я» и попросите все активизирующиеся части отойти в сторону, передав лидерство вам. Это хорошая практика использования принципов ВСС в реальной жизни.

О      том, как наладить общение, можно узнать не только из этой книги. Если вы хотите детальнее изучить этот вопрос, то можете обратиться к книге «Мирная коммуникация» Маршалла Розенберга[7], рассказывающей об эффективном способе коммуникации. Помните, что имея дело с конфликтами, самое важное — оставаться в состоянии «Я». Тогда вы сможете работать с любыми реакциями частей. Если у вас сложности в общении с партнером, то обратитесь за помощью к третьему лицу.

СОВЕТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Хотя с партнером работать легче, вам стоит научиться проводить ВСС-сессии самостоятельно, так как партнер (или терапевт) не всегда доступен. Это позволит вам проводить сессию спонтанно, в любой момент, когда вы замечаете важное начало тропы. И кроме того, успешное самостоятельное исцеление придает уверенности в себе. Однако работа над собой в одиночку требует большего присутствия в пространстве «Я» для лучшей сосредоточенности и эффективного управления работой. Больше некому указать на то, что вы потеряли нить вашей работы, или распознать, что вы вошли в слияние с частью. Поэтому я советую вам учиться терапии ВСС, работая, если есть такая возможность, с партнером. А когда вы освоитесь, то можете начать самостоятельную практику.

Работая в одиночку, довольно проблематично удержать концентрацию. Без присутствия человека, наблюдающего за работой, легко отключиться и сбиться с маршрута. Вот несколько рекомендаций, позволяющих справиться с этой проблемой. Перед началом сессии проясните для себя, на какой части или начале тропы вы хотели бы сосредоточиться, и запишите это. Если в какой-то момент вы захотите поменять целевую часть, то сделайте еще одну краткую запись. Это укрепит ваше мысленное намерение.

Возможно, будет проще проводить работу вслух, словно вы с кем-то ведете диалог. Это напоминает работу с партнером и помогает вам держать цель в фокусе. Вы даже можете пойти дальше и записать свои сессии на пленку. Это поможет вам сохранить концентрацию, кроме того, можно извлечь урок из повторного прослушивания записей. Магнитофон играет роль наблюдателя, а тот факт, что ваши сессии записываются для потомков, поможет вам сохранить бдительность. Еще один вариант заключается в письменном проведении сессии. Записывайте каждый этап вашей сессии или вносите его в компьютер. Это вынудит вас сохранять концентрацию и даст вам полную стенограмму ваших диалогов с каждой частью. Возможный минус этого способа в том, что письмо может осложнить практическое внутреннее путешествие, так как открывая глаза и ведя записи, вы тем самым отрываетесь от своего опыта.

Еще одна большая сложность в самостоятельной работе состоит в том, что вы должны быть и исследователем, и помогающим наблюдателем. В ВСС это сделать проще, чем в других формах терапии, поскольку ВСС-сессии проводятся из пространства «Я». Чтобы вас направлять, «Я» не только должно быть любопытным и сострадательным целителем ваших частей, но и должно отслеживать ваше местоположение на маршруте процесса ВСС и определять, что произойдет дальше. Используйте конспект, чтобы оставаться созвучным процессу и своему месту в нем. Пройдя шаг, ненадолго откройте глаза и посмотрите по конспекту, что делать дальше. Это поможет вам облегчить ведение собственных сессий и не терять концентрацию, работая в одиночку.

Еще одним способом организовать управление своей сессией может быть наличие «части-терапевта», которая облегчает ваш процесс терапии. Это здоровая часть, которая следит за всеми этапами процесса, проверяет на слияние, высматривает незваные части, отслеживает нить вашей работы и выполняет другие задачи фасилитатора. В идеале вы должны устанавливать связь с частью-терапевтом, когда необходимо руководство, и затем возвращаться в состояние «Я» для настоящей терапии.

СОВЕТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕРАПЕВТОМ

Иногда необходимо поработать с ВСС-терапевтом. Если вам очень сложно установить контакт с «Я» или же возникают проблемы с экстремальными или хаотичными частями, то посещение специалиста представляется единственным разумным вариантом. Людям, перенесшим серьезную психологическую травму, я советую проходить терапию с ВСС-терапевтом, а не пытаться работать самостоятельно или с партнером.

Однако даже если в ВСС-терапевте нет необходимости, работа с ним может оказаться полезной. Вам пригодятся его профессионализм, опыт использования модели и помощь в сохранении состояния «Я». Существует множество вариантов. Вы можете встречаться со специалистом нерегулярно, чтобы развить умение серьезно работать над собой или чтобы найти выход из тупика. Возможно, потребуется несколько сессий, направленных на особенно проблемные группы частей. Вы даже можете решить пройти полный курс терапии. Ни один из этих вариантов не исключает ни самостоятельную работу, ни работу с партнером. В действительности ваша способность успешно работать вне профессионального сеттинга только повысит эффективность вашей терапии.

Будучи экспертом в области человеческой психики, терапии и ВСС-модели, терапевт увидит множество вещей, которые вы можете пропустить, кроме того, за его плечами годы опыта и знание практических нюансов, делающих сессии по-настоящему эффективными. Он может заметить части, находящиеся с вами в слиянии, скрытых защитников и другие процессы, которые не видны вам и которые может пропустить даже восприимчивый партнер. Он владеет более продвинутыми ВСС-техниками, которые могут вывести вас из тупика или погрузить в самое сердце проблемы. Ваш терапевт также обеспечит заботливое, гармоничное присутствие, которое само по себе может быть весьма обнадеживающим и целительным, особенно когда ваши изгнанники выходят из своих темниц.

Однако при работе с терапевтом есть риск того, что вы передадите ему контроль над ситуацией. Вы можете решить, что вас вылечат, и разлениться или начнете не так ответственно относиться к своим внутренним процессам, например к отслеживанию частей либо к продолжению работы с изгнанниками. Это может значительно уменьшить те преимущества, которые вы получаете в терапии.

Даже когда вы работаете с терапевтом, это все еще ваша работа и ваша психика. Есть моменты, когда терапевт не совсем понимает, что происходит, или делает неверное предположение. Даже лучшие терапевты не всеведущи. И очень важно сообщить, что его гипотеза не подходит вам в настоящий момент или что он, возможно, неправильно понимает ваши переживания.

Когда мои клиенты говорят мне, что я заблуждаюсь, я принимаю это, что помогает их лучше узнать и делает наши сессии продуктивнее. В конце концов, мои клиенты видят себя изнутри; они непосредственно испытывают все нюансы внутреннего опыта и своего постоянного взаимодействия с частями. Я только слушаю их отчеты. Клиент, находящийся в контакте с собой, может многое мне сказать о своих потребностях. Конечно, я тоже играю значимую роль благодаря профессионализму, опыту и внимательности. Лучший подход для нас — сотрудничать, подобно партнерам по работе или по танцам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...