Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III Разряд Истории Музыки




Осенью 1916 г. было положено основание к расширению деятельности Института и на область изучения не только пространственных искусств. В программу Института был введен систематический курс по истории {208} музыки («Общее введение в историю музыки»), прочитанный в течение 1916 – 17 учебного года Н. А фан‑ Гильзе‑ фан‑ дер‑ Пальсом.

В следующем 1917 – 18 учебном году начал читать курс по истории музыки Е. М. Браудо («История стилей в музыкальном искусстве»), и программа Института, наряду с тремя Отделами по изобразительным искусствам, пополнилась четвертым Отделом — истории и теории музыки. В отличие от программы Отделов по изобразительным искусствам, имевшим в виду преподавание лишь по вопросам истории, новый Отдел сразу же был намечен, как историко-теоретический, что без сомнения оказало влияние на формы его дальнейшего развития.

Программа последующего 1918 – 19 учебного года по вновь сконструированному Отделу выразилась в чтении следующих курсов: 1) «Классическая школа в музыке»; 2) «Введение в музыкальную эстетику и акустику»; 3) «История и теория музыки XVII, XVIII и XIX вв. », и 4) «Римский-Корсаков».

Интерес, проявленный со стороны слушателей Института к учебной работе нового Отдела, побудил Совет Института 17 апреля 1919 г. одобрить предложение представителя кафедры истории музыки Е. М. Браудо об учреждении в составе Института особого Отделения по истории и теории музыки. Для проведения принятого предложения в жизнь, Советом Института осенью того же года была созвана специальная избирательная Комиссия, в которой приняли участие, кроме постоянных Членов Совета Института, также и представители от Петроградской Консерватории (В. Г. Каратыгин, С. М. Ляпунов, Л. В. Николаев), Петроградской Народной Хоровой Академии (М. Г. Климов, А. В. Преображенский, Н. А. Соколов), Государственного Оркестра (П. В. Клочков, А. Ф. Пащенко) и особо приглашенные лица — музыканты-специалисты, — из длинного списка которых действительно приняли участие в работах Комиссии: Е. М. Браудо, А. К. Глазунов, С. К. Булич, В. И. Коваленков и М. О. Штейнберг.

Комиссией была принята следующая схема распределения профессур во вновь учреждаемом Отделении: I. Всеобщая история музыки (1. История средневековой музыки; 2. История музыки от начала оперы до конца XVIII в.; 3. История западноевропейской музыки XIX и XX вв. ). II. Историй русской музыки (1. Русская народная музыка; 2. Русская церковная музыка; 3. Русская светская музыка). III. Акустика и психология звука. IV. Музыкальная эстетика. V. Теория музыки.

В состав профессоров были избраны следующие лица: Б. В. Асафьев, С. К. Булич, В. Г. Каратыгин, В. И. Коваленков, И. И. Лапшин, С. М. Ляпунов, А. В. Оссовский, А. В. Преображенский и М. О. Штейнберг, в первом же административном заседании которых, при участии А. К. Глазунова (8 декабря 1919 г. ), Деканом вновь образованного Факультета был избран проф. С. К. Булич.

Обязанности Секретаря Факультета, возложенные по избранию на проф. В. Г. Каратыгина, были вскоре переданы последним Е. М. Браудо.

19 февраля 1920 г. (по нов. стилю) состоялась первая лекция на Факультете Истории Музыки, прочитанная проф. С. М. Ляпуновым — по истории русской музыки, — и этот день является датой окончательного сконструирования первого в России высшего учебного заведения, посвященного вопросам изучения истории и теории музыки.

Первый год деятельности Факультета следует признать прошедшим без каких-либо идеологических и твердо установленных методов преподавания. Слишком тяжелое было тогда общегосударственное положение в России, чтобы иметь силу и волю твердо наметить те цели, которые преследовались новым учреждением.

Последовавшая вскоре смерть первого Декана проф. С. К. Булича привела в начале 1921 г. к смене Президиума Факультета, и второй год своей деятельности Факультет Истории Музыки начал при Декане проф. Б. В. Асафьеве и исп. об. Секретаря А. В. Финагине (в настоящее время состоящих Председателем и Секретарем Разряда).

И этот год (1921 – 22) может быть охарактеризован годом напряженной организационной работы Факультета.

{209} Наметив широко разработанную программу своей учебной деятельности, главным образом по истории русской музыки, однако с самостоятельными Отделами по историческим эпохам развития западноевропейской музыки (античная музыка, музыка средневековья, история музыки XVII – XVIII вв. и новейшая музыка), Совет Факультета положил в основу получаемого по его программе образования возможность специализироваться по отдельным музыкальным стилям, в порядке истории музыкальных форм (история симфонии, история оперы, народное творчество, духовная музыка, романс и т. д. ). К началу осеннего семестра 1921 г. имелись окончательно сконструированными два из вышеупомянутых Отделов: 1) по истории русской музыки и 2) по истории послебетховенской западноевропейской музыки, оба — результат глубокого убеждения Факультета в необходимости, с одной стороны, заинтересовать слушателей историей русского музыкального быта и литературы и, с другой, пойти навстречу проявленному в сильной степени интересу со стороны слушателей к музыке новейшего времени.

Дальнейшее развитие учебного плана Факультета было приостановлено происшедшей реформой всего Института, выразившейся в переходе его из положения высшего учебного заведения в чисто научное учреждение со специальными исследовательскими задачами.

Следует отметить, что Факультет Истории Музыки не был настигнут этой реформой врасплох, несмотря на свою молодость. Плодотворность учебных занятий по русскому отделу, довольно высокая академическая подготовленность большинства его слушателей, удачно подобранный по специальностям состав профессуры привели Совет Факультета, еще до общей реформы Института, к мысли о необходимости открытия при Факультете Ученых Комитетов по вопросам истории и теории музыки. Реальным результатом этой тенденции явилось примечание к одному из параграфов утвержденного осенью 1921 г. нового Устава Института, которым с момента утверждения Устава учреждался и Комитет по изучению русской музыки.

Таким образом, переход Института на положение исследовательского учреждения явился для Факультета Истории Музыки только желательным осуществлением научных его потребностей.

Начатая, затем уже чисто научная работа Факультета, переименованного в Разряд Истории Музыки, своими результатами показала, что научные стремления состава Разряда не были только платоническим пожеланием, а имели под собою реальную и твердую почву.

Продолжая как бы традиции предшествующего времени, Разряд Истории Музыки половину своего внимания направил на разработку научных вопросов по истории русской музыки, памятуя в данном случае полное почти отсутствие в России правильно поставленных и планомерно проводимых научных исследований именно по истории национального звукотворчества и учитывая при этом временную невозможность быть достаточно осведомленным о состоянии музыкальной науки на Западе по вопросам истории западноевропейской музыки; вторая половина исследовательской энергии Разряда была направлена опять-таки, продолжая мысли первых шагов в деятельности Факультета, на вопросы теории музыки, расширив область их обсуждения до границ общего музыковедения.

То отрадное явление, что в качестве первых слушателей поступили в свое время на Факультет Истории Музыки, главным образом, лица, в достаточной степени сознававшие необходимость методической работы в области наук о музыке, сделало возможным приступить с ними уже на втором году их пребывания в Разряде к действительно научной работе, продолжая в то же время деятельность и учебно-педагогического характера. За три истекших года существования нашего учреждения кадр таких не совсем опытных, но горячо преданных делу музыкальной науки научных сотрудников достиг 14 человек; они вместе с небольшим количеством старших сотрудников и Членов Разряда составили первый научно-исследовательский {210} коллектив музыкальных работников, краткое обозрение работ которого ниже дается.

Конкретно научно-исследовательская работа Разряда развернулась в трех направлениях:

1) в посильной проверке исторических сведений о русской музыке, путем кропотливых изысканий в архивах, Центральной Библиотеке Государственных Академических Театров, Публичной, Академии Наук и прочих учреждениях;

2) в выработке путем камеральных обсуждений метода историко-музыкальных исследований;

3) в нахождении и закреплении действительно научного подхода к изучению вопросов так называемой музыкальной эстетики.

К области видимых результатов произведенной работы можно отнести:

а) Ряд прочитанных в открытых заседаниях Разряда научных докладов лицами, принадлежащими к его составу: 1) В. Г. Каратыгин: «Ритм и метр», 2) С. К. Булич: «Пушкин и Лермонтов в русской музыке», 3) С. М. Ляпунов: «М. Балакирев и его творчество», 4) Б. В. Асафьев: «Музыка “Божественной Комедии” Данте»* [214], 5) А. В. Финагин: «Из прошлого русской оперы — Е. И. Фомин»* 6) Е. М. Браудо: «Рояль в его историческом развитии», 7) Р. И. Грубер: «Проблема музыкально-художественного воплощения»*, 8) А. В. Преображенский: «Итальянское влияние в русских духовно-музыкальных композициях XVIII и XIX вв. », 9) С. Л. Гинзбург: «Карл Юльевич Давыдов»*, 10) В. Г. Каратыгин: «О цветном слухе», 11) А. В. Финагин: «Византийские гласы по парадигме 1625 г. ».

б) Выпуск специального сборника, посвященного вопросам музыковедения и являющегося до некоторой степени программой непрекращающейся работы теоретического Отдела Разряда: Сборник статей под редакцией Игоря Глебова (Б. В. Асафьева) «De Musica» (издание «Государственной Филармонии» 1923 г. ) со статьями: 1) Игорь Глебов: «Ценность музыки», 2) Р. Грубер: «Проблема воплощения», 3) Борис Зотов (псевдоним): «Проблема формы в музыке», 4) С. Гинзбург: «Основоположения теории музыкально-исторического знания», 5) А. Финагин: «Систематика музыкально-теоретических знаний».

в) Печатаемый в настоящее время издательством «Academia» первый выпуск «Записок Разряда Истории Музыки» — результат музыкально-исторической работы Разряда за первый год его деятельности в качестве научного учреждения, т. е. за 1922 год. Сборник выходит под названием «Прошлое русской оперы» со следующими статьями: 1) Б. В. Асафьев: «Перспективы музыкально-исторических исследований по русской музыке», 2) Г. П. Орлов: «Арайя в истории русской музыки», 3) А. Н. Челюсткин: «Сарти и его стиль», 4) В. А. Прокофьев: «Михаил Матинский», 5) А. В. Финагин: «Евст. И. Фомин. Жизнь и труды», 6) В. А. Прокофьев: «А. Н. Титов, как оперный композитор» и 7) Ю. А. Зандер: «Камер-фурьерский журнал как источник сведений о начале русской оперы».

О целом ряде других докладов, читанных в закрытых заседаниях Разряда, так же как и о подготовленных к печати работах второго выпуска «Записок» (за 1923 г. ) и второго сборника «De Musica» и, наконец, о намеченных в ближайшее время к выпуску в изд. «Academia» прочих трудах Института по Разряду Истории Музыки — здесь говорить, за недостатком места, не приходится.

Отметим еще хотя бы бегло деятельность учреждений Разряда, непрестанно подготовляющих материалы к опубликованию.

{211} При Разряде функционируют в разное время учрежденные следующие четыре научно-исследовательских учреждения: 1) Комитет по Изучению Русской Музыки, 2) Комиссия по Изучению Русского Музыкального Быта XVIII – XIX вв., 3) Библиографическая Комиссия и 4) Постоянный Музыкально-Философский Семинарий.

I. В Комитете по Изучению Русской Музыки продолжаются начатые в 1922 г. работы по истории музыкально-художественной критики в России (монографии о Лароше, Стасове, Серове и Кюи); систематическое описание русской песни в операх Римского-Корсакова; коллективная разработка вопросов жизни и творчества А. Н. Верстовского и современных ему бытовых условий, и семинарские занятия по оперному стилю П. И. Чайковского (под руков. Б. В. Асафьева).

II. В Комиссии по Изучению Музыкального Быта России конца XVIII и начала XIX вв. продолжается собирание музыкально-бытового материала; из крупных работ этого рода следует отметить законченное Научным Сотрудником Института А. В. Дружининым описание и опубликование «Дневника Болотова-сына», относящегося к 1789 г. (из материалов архива Московского Исторического Музея).

Под руководством Секретаря Комиссии закончены следующие научно-вспомогательные работы членов Комиссии: а) состановлен именной указатель к «Запискам М. И. Глинки», б) составлены указатели музыкально-бытового материала, содержащегося в нижеприводимых изданиях: «Русский быт XVIII – XIX вв. » (изд. Задруга); «Записки» С. Н. Глинки; «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля; «Записки» Болотова (отца); «Воспоминания» Ф. Булгарина; «Взгляд на мою жизнь» И. И. Дмитриева; «Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений» Благово; «Загробные записки» кн. А. Голицына и т. д.

III. Члены Библиографической Комиссии заняты в на стоящее время составлением полного музыкально-библиографического указателя по главнейшим историко-литературным журналам, в том числе — «Русской Старине», «Русскому Архиву», «Вестнику Европы», «Русской Мысли» и другим, более мелким по объему.

IV. В Постоянном Музыкально-Философском Семинарии были заслушаны и обсуждены кроме докладов, опубликованных впоследствии в упомянутом сборнике «De Musica», еще следующие сообщения: 1) «Задачи музыкально-художественной критики»; 2) «Понятие формы в музыке (по Герм. Эрпфу)»; 3) «Искусство и быт»; 4) «Ритм и метр, как элементы музыкальной формы»; 5) «Строение музыкальной речи (по Б. Яворскому)»; 6) «Современная идеология в оперном творчестве»; 7) «В поисках новых звучаний (манифест группы левых композиторов)»; 8) «Изобразительность в кантатах Баха».

Деятельность Музыкально-Философского Семинария является связующим центром для работ сотрудников Разряда в области музыковедения, а так как постановка музыкально-теоретических вопросов и обсуждение их сознательно ставятся в связь с общими вопросами искусствознания, то деятельность подобного учреждения может служить звеном, скрепляющим теоретические исследования Разряда с подобными же работами, производимыми по другим видам искусства на соответствующих Разрядах.

Кроме этих, уже действующих, учреждений Разряда Истории Музыки в нем ведутся подготовительные работы по организации акустической лаборатории для экспериментально-музыкальных исследований и диатеки с двумя отделами: а) собранием фотографических снимков с древнейших рукописей церковного пения в России и факсимиле светских музыкальных произведений русских композиторов и б) собранием диапозитивов по истории музыкальных инструментов.

Упомянув об имеющейся при Разряде специальной библиотеке с хорошо представленным отделом нотной литературы, главным образом XVIII и XIX столетий, можно этим ограничить предварительный обзор внутреннего научного уклада жизни Разряда, более широкое ознакомление с которым требует без сомнения и более пространного отчета.

{212} Развернувшаяся за последнее время научная деятельность Разряда Истории Музыки естественно привела его руководителей к пересмотру отставшей от жизни первоначальной схемы распределения научных кафедр. Ближайшим поводом к такому пересмотру явилось учреждение при Институте «Курсов по подготовке специалистов».

В виду того, что учебно-педагогическая работа Разряда в настоящее время является, по существу, чисто вспомогательною к научным его заданиям, — сделалось необходимым нормальный учебный план курсов поставить в соответствие с внутренней конструкцией и способами изучения вопросов истории и теории музыки в Разряде.

Постановлением Разряда от 16 сего мая в изменение утвержденной в конце 1919 г. схемы кафедр и профессур определено следующее расписание кафедр:

1) Музыкальная историография и источниковедение (история музыкальной науки на Западе и в России, западноевропейская музыкальная библиография, источниковедение по истории русской музыки и т. п. ).

2) Музыкальная этнография и этнология (происхождение музыки, народное творчество, музыка Востока, русская песня, русская народная инструментальная музыка).

3) История материальной музыкальной культуры (музыкальная нотопись, история инструментов, музееведение и пр. ).

4) История западноевропейской музыки (античная музыка, музыка Византии, история музыки в Средние Века, XVII – XVIII и XIX – XX столетия).

5) История русской музыки (русская опера, симфония, камерный инструментальный ансамбль, история фортепианной музыки в России, русский романс, история русского музыкального быта).

6) История церковного пения в России (учение о церковных ладах, учение об осмогласии в связи с историей византийской музыки, история духовно-музыкальной литературы, русская музыкальная палеография, русская музыкальная археология).

7) Методология истории музыки (теория музыкально-исторического знания, теория музыкально-исторического процесса и т. д. ).

8) Основы музыкальной композиции (мелодика, гармоника, контрапункт, ритмика, агогика, динамика, метрика).

9) Естественнонаучные основы музыкального искусства (акустика математическая, физическая, физиологическая, биологические основы, психофизика).

10) Общая систематика музыковедения (учение о музыкально-выразительных приемах, история музыкальных теорий, теория интонации, учение о ритме, учение о стиле в музыке).

11) Психология музыкально-художественного творчества, восприятия и музыкально-художественной критики (психология музыкального творчества и восприятия, теория и история музыкально-художественной критики).

12) Музыкальная эстетика (систематика музыкально-теоретических знаний, история музыкально-эстетических учений, феноменология музыкально-художественной идеи).

В виду отсутствия в учебно-педагогической сети России средних учебных заведений, достаточно подготовляющих по вопросам истории и философии искусств, Разряд считает необходимым сохранить предметно-курсовую систему преподавания на своих подготовительных Курсах, т. е. не предоставляет порядок прохождения Курсов свободному выбору кандидата, но обязывает каждого поступившего на Курсы слушателя, прежде чем перейти к интересующей его специальности, произвести ряд обязательных работ, для которых соответствующие курсы и просеминарии и составляют программу учебных занятий первого года: 1) Введение в историю музыки; 2) Основы музыкальной композиции; 3) Естественнонаучные основы музыкального искусства; 4) Введение в музыкальную этнографию; 5) Систематика {213} музыкально-теоретических знаний; 6) Общий курс по истории западноевропейской музыки; 7) Источниковедение русской музыки и 8) Collegium musicum.

В дальнейшем слушателям подготовительных курсов предоставляется работать по индивидуальному плану, при чем отсутствие специального отдела по истории западноевропейской музыки не мешает возможности для них вести занятия и по этой специальности, пользуясь указаниями Членов Разряда, состоящих в группе профессоров по истории западноевропейской музыки.

В истекшем учебном году лицами из научного состава Разряда были прочитаны следующие курсы:

Для слушателей первого года: 1) С. Л. Гинзбург: «Введение в историю музыки»; 2) М. М. Чернов (затем Ю. Н. Тюлин): «Основы музыкальной композиции»; 3) И. И. Крыжановский: «Естественнонаучные основы музыкального искусства»; 4) Б. В. Асафьев: «Введение в музыкальную этнографию»; 5) А. В. Финагин: «Систематика музыкально-теоретических знаний»; 6) Е. М. Браудо: Общий курс истории западноевропейской музыки.

Для продолжающих образование кроме того: 7) С. М. Ляпунов: «История фортепианной музыки в России»; 8) Д. Г. Маггид: «Библейская кантиляция»; 9) А. В. Преображенский: Семинарий по истории церковного пения; 10) Р. И. Грубер: Просеминарий по психологии творчества; 11) Б. В. Асафьев: Просеминарий по истории русской оперы.

В научном составе к настоящему времени состоят по Разряду следующие лица: Председатель: Б. В. Асафьев. Секретарь: А. В. Финагин. Действительные Члены: Б. В. Асафьев, Е. М. Браудо, В. Г. Каратыгин, И. И. Крыжановский, С. М. Ляпунов, А. В. Оссовский, А. В. Преображенский, А. Н. Римский-Корсаков и М. О. Штейнберг. Научные Сотрудники I категории: С. Л. Гинзбург, Р. И. Грубер, В. И. Коваленков, А. С. Лурье, Д. Г. Маггид, Ю. Н. Тюлин, А. В. Финагин и В. В. Щербачев. Научные Сотрудники II категории: П. В. Грачев, М. С. Друскин, А. В. Дружинин, Ю. А. Зандер, М. А. Иессен, С. М. Кригер, В. Н. Кнохе, Ф. Я. Лапинер, А. А. Матисен, Г. П. Орлов, В. А. Прокофьев, К. С. Стуккей, М. И. Фрейде, А. Н. Челюсткин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...