Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V Разряд Истории Словесных Искусств




В связи с расширением деятельности Российского Института Истории Искусств, охватившей постепенно, кроме первоначальной области искусств изобразительных, новые Отделы — истории музыки и театра, среди Членов Института возникла мысль об основании при Институте четвертого Отдела — истории словесных искусств. В апреле 1920 г., по инициативе Правления Института, была созвана особая Комиссия из специалистов, которая составила «Объяснительную записку» к проекту учреждения в составе Российского Института Истории Искусств Факультета Истории Словесных Искусств следующего содержания:

«За последнее время среди историков литературы все сильнее становится сознание, что научное изучение литературных произведений зашло в тупик, из которого может вывести только пересмотр и сознательная критика традиционных историко-литературных методов. До сих пор изучение литературных памятников страдало от беспринципного эклектизма методов: поэтическое произведение рассматривалось, то как материал для биографии и психологии поэта, то как памятник религиозно-философского мировоззрения, то как культурно-исторический фактор и т. д. Благодаря такому подчинению науки о литературе внеположным задачам и методам других наук (философии, психологии, истории духовной культуры) оставалась неясной самостоятельная задача истории литературы, как науки, ее особый метод и, тем самым, ее право на свое отдельное место в ряду других научных дисциплин. Новейшие работы по методологии показали, что, соответственно особому характеру изучения предмета (литературного произведения), как объекта эстетического, метод истории литературы должен быть методом историко-эстетическим, т. е. история литературы должна строиться по тем же принципам, как и другие отделы истории искусств. Особенность поэзии, как искусства, определяется ее материалом; материалом поэзии является слово. Поэтому история поэзии входит, как история словесного искусства, в систему других наук об искусстве.

Российский Институт Истории Искусств, первоначально посвятивший свои труды изучению искусств изобразительных, с течением времени расширил область своей деятельности, включив в нее историю музыки и историю театра. Обширная область истории словесных искусств до сих пор в Институте представлена не была. Завершение системы наук, преподаваемых и изучаемых в Институте, требует включения в программу и этого цикла предметов, интересных по особенностям своего материала и применяемым к нему методам, и до сих пор еще недостаточно изученных с формально-эстетической точки зрения. Развитие современной науки о поэзии идет навстречу этой новой задаче Института, поскольку, уже со времени основополагающих трудов акад. Александра Николаевича Веселовского, была поставлена задача построения истории литературы, как исторической поэтики или истории словесно-художественных форм.

Новый Факультет Института Истории Искусств, по предмету своих занятий, по задачам и методам, ни в каком смысле не должен дублировать {220} Филологическое Отделение Факультета Общественных Наук Университетов. Основой научной работы в Университете всегда являлось и должно являться филологическое изучение литературного памятника, т. е. изучение и критика его текста, датировка, интерпретация, внутренняя история самого памятника. К этим филологическим задачам присоединяются задачи исторические: литература рассматривается, как один из фактов исторической жизни в ряду других культурно-исторических дисциплин и в связи с другими фактами духовной и материальной культуры (религиозными, философскими, общественно-политическими, социально-экономическими). Институт Истории Искусств, согласно своей особой задаче, должен подходить к литературе, как к словесному искусству. Предметом изучения являются здесь, как и на других Факультетах Института, художественные (в данном случае — поэтические) приемы в их историческом развитии и история художественного (поэтического) стиля как замкнутого единства или системы художественных приемов.

Предметы, преподаваемые на новом Факультете Истории Словесных Искусств, должны естественно распадаться на большие национально-исторические группы или отделы: I. Поэзия древнего мира, II. Поэзия романо-германекого Запада, III. Поэзия Востока, IV. Русская поэзия. К этим основным группам присоединяется: V. Теория поэзии, ибо новое историко-эстетическое построение литературных фактов должно основываться на изучении фактов теоретических, требует систематического анализа основных эстетических понятий (теория стиха, теория сюжета, история драмы, стилистика и т. д. ). К теоретическим дисциплинам относится также изучение языка, как материала словесного искусства (общее языкознание, фонетика и т. п. ). В границах каждого отдела исторический материал должен быть расположен по эстетическим, а не культурно-историческим категориям, например: по истории жанров (история эпоса, лирики, драмы, романа; английский роман XVIII в., русская лирика XIX в., французская трагедия XVII в. и т. п. ) или по истории стилей (поэзия классическая, романтическая, стиль Гете, поэтика Байрона, петраркизм на Западе и в славянских странах и др. )».

Приведенная записка была доложена Конференции Института и принята к руководству при организации нового Факультета. В октябре 1921 г. состоялось избрание профессорского состава по следующим кафедрам: I. Теория поэзии: Н. С. Гумилев, Б. М. Энгельгардт, В. Б. Шкловский. II. Поэзия Востока: В. М. Алексеев, И. Ю. Крачковский. III. Поэзия классической древности: Ф. Ф. Зелинский и Б. В. Казанский. IV. Поэзия романо-германская: А. А. Гвоздев, В. М. Жирмунский, М. А. Жирмунский, Г. Л. Лозинский, М. М. Рындин. V. Русская поэзия и проза: Б. М. Эйхенбаум, М. Л. Лозинский, В. А. Чудовский. На первом организационном собрании Деканом Факультета был избран В. М. Жирмунский, состоящий в настоящее время Председателем Разряда, Секретарем — А. А. Гвоздев, которого с осени 1921 г. заменил Б. В. Казанский. Занятия на Факультете открылись 25 ноября 1920 г. публичным научным заседанием, на котором были прочитаны следующие сообщения: 1) Доклад Декана об организации Факультета; 2) Б. М. Эйхенбаум: «Типы художественной прозы»; 3) В. А. Чудовский: «Органическое учение о стихе»; 4) В. М. Жирмунский: «Задачи поэтики». Согласно постановлению Факультета в ознаменование годовщины научной работы имели место публичные заседания: в 1921 г. — с докладом Б. М. Эйхенбаума: «Мелодика стиха у Фета»; в 1922 г. — с докладами Б. В. Томашевского: «Проблемы ритма» и Ю. Н. Тынянова: «Ода и элегия».

Научная деятельность Факультета (впоследствии — Разряда) Словесных Искусств сосредоточилась по преимуществу на вопросах теоретической и исторической поэтики. Согласно намеченному в «Записке» заданию, Факультет ставил своею целью объединить и организовать научную работу в области изучения литературы, как явления искусства, в первую очередь — на материале новой русской литературы (XVIII – XX вв. ). Научные работы членов Факультета уже с первого года {221} существования его сообщались и обсуждались в «Обществе Изучения Художественной Словесности» при Институте, основанном в апреле 1921 г. по инициативе членов Факультета. Согласно Уставу «Общество ставит себе целью научное изучение теории и истории художественной словесности. Материалами для такого изучения служат преимущественно новая русская литература и смежные с ней области мировой литературы». Президиум Общества состоит из следующих лиц: Почетный Председатель — акад. В. Н. Перетц. Председатель — В. М. Жирмунский. Товарищи Председателя: М. Л. Гофман и Б. М. Эйхенбаум. Члены президиума: С. И. Бернштейн, Н. В. Измайлов, Б. В. Казанский. А. А. Смирнов, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов. За первые два года существования Общество имело 38 заседаний, на которых было сделано 41 сообщение: 24 апреля и 8 мая 1921 г. — Б. М. Энгельгардт; «Лингвистика и эстетика (теория Потебни)»; 22 мая — В. В. Виноградов: «Сюжет повести Гоголя “Невский проспект”»; 5 июня — В. М. Жирмунский: «Композиция лирических стихотворений»; 12 июня — Ю. Н. Тынянов: «Достоевский и Гоголь (“Село Степанчиково” и “Переписка с друзьями”)»; 26 июня — Б. В. Томашевский: «Ритмический анализ “Пиковой Дамы”»; 10 июля — Е. С. Кулябко: «Элементы романтического пейзажа»; 4 сентября — Б. М. Эйхенбаум: «Мелодика стиха»; 18 сентября — В. Э. Сеземан: «Образность поэтического языка»; 25 сентября — В. В. Виноградов: «Сюжет и композиция повести Гоголя “Ноc”»; 9 октября — памяти А. А. Блока, В. М. Жирмунский: «Поэтика Блока»; Ю. Н. Тынянов: «Блок и Гейне»; С. И. Бернштейн: «Голос Блока»; 23 октября — Д. К. Петров: «Из испанской метрики»; 6 ноября — Б. В. Томашевский: «Пятистопный ямб Пушкина»; 20 ноября — памяти Достоевского, Б. М. Энгельгардт: «Религиозная эволюция Достоевского»; В. В. Виноградов: «Достоевский и натуральная школа»; 15 января 1922 г. — М. Л. Гофман: «Первая глава науки о Пушкине»; 29 января — памяти Некрасова, акад. Н. А. Котляревский: «Некрасов»; 5 февраля — Б. М. Эйхенбаум: «Поэтика Некрасова»; 12 февраля — Г. И. Чулков: «Эпиграммы Тютчева»; 2 апреля — В. М. Жирмунский: «Методика стиха (по поводу книги Б. М. Эйхенбаума)»; 23 апреля — В. П. Адрианова-Перетц: «Карамзин в истории русского литературного языка»; 7 мая — М. Л. Гофман: «“Египетские ночи” Пушкина (история текста)»; 11 июня — К. И. Истомин «Стилистическая судьба “Недоросля” Фонвизина»; 19 июля — А. А. Смирнов: «Введение в методологию науки о литературе»; 10 сентября — А. И. Белецкий: «Женщины-писательницы тридцатых – шестидесятых годов»; 5 ноября — Л. В. Щерба: «Лингвистический анализ стихотворения Пушкина “Когда для смертного…”»; 19 ноября — С. И. Бернштейн: «Методологическое значение фонетического изучения рифмы»; Б. В. Томашевский: «История печатного текста “Каменного гостя”»; 3 декабря — Б. В. Казанский: «Проблема синкретизма»; 17 декабря — Л. П. Якубинский: «К вопросу о поэтическом языке»; 14 января 1923 г. — К. А. Шимкевич: «Задачи поэтики»; 28 января — С. Д. Балухатый: «Путь Чехова к новой драме»; 11 февраля — Б. В. Томашевский: «Новости пушкинского текста»; А. А. Гизетти: «Композиция романов Диккенса» (анализ «Холодного дома»); 25 февраля и 4 марта — Ю. Н. Тынянов: «Проблемы стиховой семантики»; 11 марта — Н. В. Яковлев: «Сонеты Пушкина»; 25 марта — В. М. Жирмунский: «Из истории рифмы»; 22 апреля — С. Д. Балухатый: «История текста “Иванова” Чехова»; 6 мая — К. А. Шимкевич: «Лермонтов и Подолинский» (к литературной истории «Демона»); 20 мая — П. Н. Медведев: «Отзывы Блока о начинающих поэтах (по неизданным материалам)».

Большинство перечисленных работ напечатано отдельным изданием или в сборниках и периодической печати («Сборники по теории поэтического языка», «Начала» № 1, «Пушкинский сборник» 1922 г. сборник «Об Александре Блоке» и др. ). Однако, еще в 1921 г. Разряд Словесных Искусств подготовил к печати первый том своих «Записок», которые не увидели света благодаря наступившим затруднениям книжного дела. В настоящее время предполагается издание «Трудов» Разряда в издательстве {222} «Academia» в составе непериодической серии под общим заглавием «Вопросы поэтики». Осенью 1923 г. выйдут в свет первые четыре номера этой серии: 1) А. Л. Слонимский: «Техника комического у Гоголя»; 2) Б. В. Томашевский: «Русская метрика» (курс, читанный на Факультете Истории Словесных Искусств в 1921 – 22 г. ); 3) В. М. Жирмунский: «Рифма, ее история и теория», и 4) Б. М. Эйхенбаум: «Сквозь литературу» (сборник статей). Подготовлены к печати: 5) Ю. Н. Тынянов: «Проблема стихотворного языка» и 6) В. В. Виноградов: «Этюды о Гоголе».

В связи с реформой, имевшей место летом 1921 г., и расширением научно-исследовательской деятельности Института, Разрядом Истории Словесных Искусств был разработан план коллективных научных работ, предпринятых младшими сотрудниками под руководством Действительных Членов и Научных Сотрудников I категории. В план этот входит: 1) библиографическая работа по русским журналам начала XIX в.; 2) составление словарей отдельных поэтов и 3) описание и составление систематического каталога метрических форм русских поэтов XVIII и XIX вв. В осуществление намеченного плана были начаты следующие работы, которые в настоящее время приближаются к окончанию: 1) Словарь поэтического языка Тютчева, составляемый под руководством С. И. Бернштейна и Ю. Н. Тынянова; 2) Каталог метрических форм русских поэтов XVIII в., под руководством Б. В. Томашевского, и 3) Библиография русской художественной прозы по журналам тридцатых годов, под руководством Б. М. Эйхенбаума.

С февраля 1923 г. при Разряде основан Кабинет изучения художественной речи, который служит ученым и учебным целям и в котором в настоящее время разрабатываются фонетические записи декламации современных поэтов, сделанные С. И. Бернштейном. Кабинетом заведует С. И. Бернштейн. В связи с работами кабинета при Разряде учрежден «Комитет изучения художественной речи», который ставит себе целью изучение вопросов поэтики, граничащих с областью лингвистики, и, главным образом, — звучащей художественной речи. Председателем Комитета состоит Б. М. Эйхенбаум, Товарищем Председателя — С. И. Бернштейн, Секретарем — Н. А. Коварский. Комитет имел весной 1923 г. два заседания: 27 мая — В. М. Жирмунский: «Составная рифма у русских поэтов»; В. А. Пяст: «Несколько законов декламации» и чтение стихов — В. А. Пяста и Н. С. Омельянович (дуэтная декламация); 3 июня — С. И. Бернштейн: «Принципы членения речи в декламации современных русских поэтов».

В первый год работы Факультета, рядом с научной деятельностью, существенное значение получили вопросы организации преподавания. Факультет ставил себе задачей подготовить кадры научных сотрудников, которые обладали бы специальными знаниями в области изучения литературы, как словесного искусства, и были бы осведомлены в тех новых проблемах и методах формально-эстетического анализа, которые преимущественно разрабатываются Факультетом в его ученой работе. При этом Факультет предусматривал возможность двух различных групп в составе слушателей — с одной стороны студентов, которые желают получить полное и законченное высшее образование в самом Институте, с другой стороны филологов-специалистов (окончивших Университет или студентов-филологов старших курсов, педагогов и др. ), которые, уже обладая законченным филологическим образованием, желают в Институте пополнить его в специальном направлении работой в семинариях, слушанием курсов, посвященных новым научным проблемам, и пр. В связи с этим уже в первых своих заседаниях в ноябре и декабре 1920 г. совет Факультета выработал следующие «Основные положения об организации преподавания на Факультете Истории Словесных Искусств».

I. Студенты Факультета разбиваются на две группы:

1) Студенты первой группы поступают в Институт для свободных научных занятий по избранной ими специальности. Они занимаются у тех профессоров и по тем вопросам, которые составляют предмет их специальных {223} научных интересов. Для них могут быть составлены особые индивидуальные и групповые планы. По окончании года они могут получить свидетельство о прослушанных лекциях и сданных зачетах. В эту группу зачисляются лица, состоящие в других высших учебных заведениях на филологическом отделении или окончившие таковые, а также все те студенты, которые не имеют в виду получить в Институте систематическое и законченное образование.

2) Во вторую группу зачисляются лица, желающие закончить свое образование в Институте. Они проходят цикл предметов, входящих в нормальный план Факультета, сдают зачеты согласно обязательному минимуму и могут, по истечении четырех лет и прохождении программы, получить свидетельство об окончании Института.

II. Предлагаемый нормальный план заключает минимум предметов, обязательных для студентов второй группы. В основу его положены следующие принципы:

1) Курсы, читаемые на Факультете, должны быть построены по принципу формального изучения литературы (история жанров, история стилей — целой эпохи или индивидуального стиля писателя, история отдельных приемов поэтического творчества и т. д. ).

2) На первый план выдвигаются вопросы, имеющие теоретическое или методологическое значение. Задача каждого курса — не столько исчерпать в прагматическом изложении весь исторический материал, сколько указать метод формальной работы на данном материале.

3) В качестве примерного систематического курса, по формальным принципам построенного, в основу программы кладется история русской литературы XVIII и XIX вв. с дополнительными курсами по древней русской художественной литературе и народной словесности и вспомогательным курсом по истории литературного языка. Русская литература выделяется в этом смысле из числа других литератур, как материал, наиболее знакомый и доступный слушателям по языку.

4) Курсы по всеобщей литературе (классической, восточной, романо-германской) привлекаются к изучению, как материал сравнительный. Необходимо знакомство каждого слушателя с каким-нибудь отделом истории лирики, эпоса, романа и драмы вне пределов русской литературы. Желательно ознакомление с различными возможными подходами к изучению того же жанра или приема. В виду необходимости знания языков для изучения иностранной литературы, в программу входит систематическое изучение какого-нибудь иностранного языка в течение всех четырех лет пребывания на Факультете.

5) В программу входит ряд предметов теоретических, усвоение и разработка которых протекает параллельно чтению общих курсов. Сюда относятся как вопросы теоретической поэтики, так и общего языкознания. В качестве общеобразовательных предметов вводится эстетика, история античных литератур, курс по истории изобразительных искусств и по истории или теории музыки.

III. Научное преподавание на группах всеобщей литературы (классической, романо-германской, восточной) не должно ограничиваться узкими потребностями нормального плана, построенного на преобладании русской литературы, но может быть направлено на свободную научную разработку всех вопросов соответствующей области, имея в виду интересы тех слушателей (первой группы), которые поступают на Факультет для свободных занятий предметами той или иной группы, для пополнения сведений, приобретенных в других высших учебных заведениях филологического типа, работой в духе новых методов над вопросами исторической и теоретической поэтики Востока или Запада. Для этих целей предметными Комиссиями должны быть выработаны особые групповые планы.

В связи с реформой Института, имевшей место летом 1921 г., учебная работа б. Факультета была перенесена на учрежденные при Институте с осени 1922 г. особые курсы для подготовки научных специалистов. При организации преподавания на курсах нормальный план был подвергнут {224} существенным изменениям. Сокращение штатов заставило сосредоточить преподавание на русской литературе и связанных с нею теоретических и лингвистических предметах. Литература западная представлена курсом и семинарием, посвященным новому времени, прежде всего — проблемам, связанным с новой русской литературой. Усилено преподавание лингвистических наук, являющихся необходимой базой для стилистических исследований, в частности — русского языка, при чем, однако, изучение древних периодов языка не рассматривается, как самоцель, а в подчинении задаче истолкования явлений современного литературного языка: при этом центр тяжести в занятиях языком переносится на работу в семинариях. Кроме того, с осени 1923 г., вместо систематических курсов по истории русской поэзии и русской художественной прозы XVIII и XIX вв. (4 ч. + 4 ч. ) вводится по новой литературе ориентирующий пропедевтический курс и просеминарий преимущественно историографического характера (на I курсе), для того, чтобы на старших курсах предоставить большую свободу в выборе специальных курсов по эпохам и по авторам. Нормальный план рассчитан на четыре года и обнимает следующие предметы.

I. Общеобразовательные предметы. Эстетика (или история эстетических учений) (2 ч. ); Курс по истории (или теории) изобразительных искусств или музыки (2 ч. ); Античные литературы (2 ч. ); Западные литературы нового времени (4 ч. ) и семинарий (2 ч. ).

II. Теоретические предметы. Методология истории литературы (4 ч. ) и семинарий (2 ч. ); Введение в поэтику (2 ч. ) и семинарий (2 ч. ); Специальный отдел поэтики (2 ч. ) и семинарий (2 ч. ); Метрика, курс с практическими занятиями (2 ч. ).

III. Общее языкознание и русский язык. Введение в языкознание (2 ч. ); Общая фонетика (2 ч. ); Церковно-славянский язык (с чтением текстов) (2 ч. ); История русского языка (с чтением текстов) (2 ч. ); Грамматика современного русского литературного языка (4 ч. ); Синтаксис современного русского языка (2 ч. ); Семинарий по истории русского языка (чтение текстов) (2 ч. ); Семинарий по диалектологии (чтение текстов) (2 ч. ); Семинарий по общему языкознанию или современному русскому языку (2 ч. ).

IV. Русская литература. Введение в историю русской литературы XVIII и XIX вв., курс и семинарий (4 ч. ); Специальные курсы по русской литературе XVIII и XIX вв. (8 ч. ); Русская драма (2 ч. ); Новейшая русская литература (курс или семинарий) (2 ч. ); Древнерусская художественная словесность (2 ч. ); Русская народная словесность (2 ч. ); Семинарий по русской литературе (8 ч. ).

V. Новые языки. Основной язык (10 ч. ); Вспомогательный язык (4 ч. ).

Экзамен по основному предмету (русской литературе XVIII и XIX вв. ) со специальным вопросом сдается, на основании всех прослушанных частных курсов, в предметной Комиссии, в которую представляется также выпускная работа, написанная на тему специальных занятий студента.

В 1922 – 23 учебном году на Разряде Словесных Искусств читались следующие курсы:

I. Общие предметы. Н. В. Болдырев: «Эстетика» (2 ч. ); Б. В. Казанский: «Античные литературы» (2 ч. ); А. А. Смирнов: «Западноевропейские литературы», курс и семинарий (4 ч. ).

II. Теоретические предметы. В. Н. Перетц: «Методология истории русской литературы», курс и семинарий (4 ч. ); Б. М. Энгельгардт «Методология», курс и семинарий (4 ч. ); В. М. Жирмунский: «Основы поэтики», курс и семинарий (4 ч. ); Б. В. Томашевский: «Метрика», курс и семинарий (4 ч. ).

III. Общее языкознание и русский язык. Л. П. Якубинский: «Введение в языкознание» (2 ч. ); С. И. Бернштейн: «Фонетика» (2 ч. ); В. В. Виноградов: «История русского языка» (2 ч. ); С. И. Бернштейн: Семинарий по русскому синтаксису (2 ч. ); С. И. Бернштейн и Ю. Н. Тынянов: Семинарий по лексикологии: словарь Тютчева (2 ч. ); В. В. Виноградов: {225} Семинарий по семантике (2 ч. ); Л. В. Щерба: «Лингвистический анализ поэтических текстов» (2 ч. ).

IV. Русская литература. Б. М. Эйхенбаум: «Русская проза середины и конца XIX в. » (2 ч. ); Семинарий по Лескову (2 ч. ); Ю. Н. Верховский: «Русская поэзия XVIII в. (Елизаветинская эпоха)», курс и семинарий (4 ч. ); Ю. Н. Тынянов: «Русская лирика XIX в. », курс и семинарий (4 ч. ); А. Л. Слонимский: семинарий по Достоевскому (2 ч. ); М. Л. Гофман: «Пушкиноведение» (не состоялось, в виду отъезда в командировку); В. П. Адрианова-Перетц: «Древнерусская художественная словесность», курс и семинарий (4 ч. ); Б. В. Казанский: «Народная словесность» (2 ч. ).

Личный состав Разряда: Председатель: В. М. Жирмунский. Секретарь: Б. В. Казанский. Действительные Члены: В. П. Адрианова-Перетц, В. М. Алексеев, В. М. Жирмунский, Б. В. Казанский, И. Ю. Крачковский, М. Л. Лозинский, М. М. Рындин, А. А. Смирнов, В. А. Чудовский, Л. В. Щерба, Б. М. Энгельгардт, Б. М. Эйхенбаум. Научные Сотрудники I категории: А. М. Астахова, С. И. Бернштейн, Н. В. Болдырев, Ю. Н. Верховский, В. В. Виноградов, М. Л. Гофман, П. Д. Жуков, Н. А. Котляровский, С. Я. Лурье, А. А. Ромаскевич, А. Л. Слонимский, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, Л. П. Якубинский. Научные Сотрудники II категории: А. И. Алофузо, Е. К. Бахмутова, И. И. Бернштейн, О. П. Блех, А. Л. Векслер, Л. Ю. Виндт, С. Г. Вышеславцева, О. М. Гальковская, И. И. Досычева, М. Г. Егоров, К. Д. Ильина, Н. А. Коварский, Н. П. Колпакчи, А. Н. Макарова, С. И. Раевская, К. И. Раткевич, Т. А. Роболи, В. Г. Соловьева, А. И. Терентьева, Р. Р. Томашевская, Г. С. Фиш.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...