IV Разряд Истории Театра
В осеннем семестре 1919 г. среди руководителей научно-художественной и педагогической деятельности Российского Института Истории Искусств возникла мысль об учреждении при Институте, наряду с существующими Отделениями истории изобразительных искусств и истории музыки, еще двух новых Отделений: истории театра и истории словесных искусств. Образование при Институте новых Отделений вытекало из ясно осознанного в широких кругах научных работников, стоявших частью еще вне Института, единства морфологического формального метода, применяемого в равной мере как к изучению форм сценического воплощения, так и к изучению форм пластических и музыкальных. К тому же опыт основания высшего учебного заведения, посвященного изучению истории и теории театра, отвечал и потребности, шедшей со стороны начинающих работников и учащейся молодежи. На заседании Совета Института от 22 ноября 1919 г. была заслушана «Объяснительная записка к проекту учреждения Отделения Истории Театра», составленная С. Э. Радловым, а затем на заседаниях Коллегии по выбору профессорского состава Отделения Истории Театра, имевших место в апреле и мае 1920 г., были окончательно намечены в общих чертах цели и задачи вновь открываемого «Отделения Истории Театра». Не преследуя каких бы то ни было целей обучения практической деятельности в области театра, Отделение должно {214} было изучать исключительно природу театра и историческую эволюцию его форм. Состав же и объем науки истории театра представлялся тогда в следующем виде: в основание учебного плана были поставлены три предмета, не исчерпывающие историю театра, но являющиеся необходимыми ее элементами: 1. История театральной литературы, понимая под этим как литературу для театра (пьесы для сцены), так и литературу о театре (критику и теорию) и дополняющее ее рассмотрение нетеатральных произведений драматических авторов.
2. История изобразительных искусств в театре, как-то: театрального зодчества (постройка самого здания театра), убранства сцены (декорационное искусство) и убранства актера (костюм, грим, маска и т. д. ). 3. История музыки в театре (оперы, балета, водевиля и т. п. ). Исходя из положения, что театр не есть механическое соединение перечисленных выше искусств, в него вливающихся, а самостоятельное искусство, подлежащее особому изучению, организаторы Отделения Истории Театра полагали, что главным предметом изучения должны являться история сценической постановки (техники режиссирования, восстанавливаемой при помощи современных ремарок, хореографических записей и т. д. ) и история техники актера, что вместе дало бы возможность достичь восстановления цельного исторического спектакля во всех его частях. 24 мая 1920 г. на заседании упомянутой избирательной Коллегии были произведены выборы профессорского состава Отделения Истории Театра. Избранными оказались: С. Э. Радлов (кафедра истории античного театра), С. К. Боянус (кафедра истории средневекового театра), Д. К. Петров и Я. Н. Блох (кафедра истории театра Возрождения), А. Я. Левинсон и В. Н. Соловьев (кафедра истории нового театра), В. В. Гиппиус и В. Н. Перетц (кафедра истории русского театра)[215]. Означенные лица и составили Отделение Истории Театра, вскоре переименованное в Факультет Истории Театра, во главе с Д. К. Петровым, первым Деканом его, и Секретарем В. Н. Соловьевым. В ближайший летний триместр деятельность нового Факультета выразилась в разработке учебного плана, далее в научном докладе С. К. Боянуса: «Ремарки “Мистерии об Адаме”, как материал для суждения о постановочной технике Средневековья» и в ряде общедоступных внекурсовых лекций по истории театра, организованных с целью информации будущих слушателей о задачах Факультета (Д. К. Петров: «О причинах расцвета драмы в XVI и XVII вв. »; В. В. Гиппиус: «Причины, задерживающие успешное развитие русской драматургии», и К. М. Миклашевский: «Старинный итальянский театр»).
На заседании Совета Факультета Истории Театра от 26 июня 1920 г. был принят учебный план, согласно которому: I. На Факультете Истории Театра устанавливаются четыре цикла курсов: а) античный, б) западноевропейский, в) русский и г) восточный. II. Все предметы делятся на общефакультетские и специальные (по циклам). А. Предметы общефакультетские: 1) Основы эстетики в связи с историей эстетических учений; 2) Энциклопедия театральных знаний; 3) Основы драматургии; 4) Общий курс истории драмы, и 5) Новый язык. Б. Предметы специальные: а) Для античного цикла: 1) История античного театра и драмы; 2) История античных литератур; 3) История античной культуры; 4) История античного искусства; 5) История античной драмы в драматургии христианских народов, и 6) Два древних языка. б) Для западноевропейского цикла (с подразделением на подциклы): 1) История западноевропейской литературы; 2) История национального театра и драмы (Англия, Франция, Испания и т. д. ); 3) История национальной литературы; 4) История национальной культуры; 5) История национального искусства тех же стран, и 6) Два новых языка, избираемые в зависимости от специальности. {215} в) Для русского цикла: 1) История русской литературы; 2) История русского театра и драмы; 3) История западноевропейской литературы; 4) История русской культуры; 5) История русского искусства; 6) Новый язык, и 7) Русский язык или русская стилистика. г) Для восточного цикла было решено временно, впредь до замещения кафедры, специальных предметов не устанавливать. В летнем семестре был пополнен личный состав Факультета приглашением преподавателей: М. В. Добужинского, В. А. Брима, Ф. Ф. Зелинского, А. А. Гвоздева и В. Н. Княжнина и составлено следующее обозрение преподавания на предстоящий 1920 – 21 учебный год: Д. К. Петров: «Общий курс истории драмы» (2 ч. ); С. Э. Радлов: «Основы драматургии» (2 ч. ); В. Н. Соловьев: «Энциклопедия театральных знаний» (2 ч. ); М. В. Добужинский: «История костюма» (2 ч. ); Ф. Ф. Зелинский: «История и конструкция античной комедии» (2 ч. ); С. К. Боянус: 1) «Французские мистерии», 2) Просеминарий: «Английские мистерии» (2 ч. ); Д. К. Петров: Семинарий по истории испанской драмы XVI в. (2 ч. ); Я. Н. Блох: 1) «История итальянского театра эпохи Возрождения» (2 ч. ), 2) «Английский театр эпохи Елизаветы и Иакова» (2 ч. ), 3) Семинарий по елизаветинскому театру (чтение и анализ документов, относящихся к деятельности «Office of the Revels») (2 ч. ); К. М. Миклашевский: «Итальянская импровизированная комедия» (2 ч. ); В. Н. Соловьев: 1) «История театральных объединений во Франции в XVII в. » (2 ч. ), 2) Просеминарий по сценическому стилю французской комедии XVII и XVIII вв. (2 ч. ); А. Я. Левинсон: 1) «Романтическая сцена во Франции (литературные формы, теория, постановка и проч. )» (2 ч. ), 2) Семинарий по курсу (2 ч. ), 3) «История балета, как сценического жанра, в связи с историей театрального танца» (2 ч. ); В. А. Брим: «История немецкой драмы» (2 ч. ); А. А. Гвоздев:
1) «Введение в изучение сценического искусства XVII и XVIII вв. » (2 ч. ). 2) Просеминарий по курсу (2 ч. ). Весною 1921 г. были предложены слушателям Института следующие конкурсные темы: по кафедре истории русского театра (В. В. Гиппиус): а) «Мольер и русский театр»; б) «Итальянские комедианты в России» и в) «Щепкин и Пров Садовский» (их метод и стиль); по кафедре истории театра Возрождения (Я. Н. Блох): «Итальянская новеллистическая комедия XVI в. »; по кафедре истории нового театра (В. Н. Соловьев): «Комедии-балеты Мольера». За 1920 – 21 год в открытых заседаниях Института были прочтены членами Факультета доклады: А. А. Гвоздев: «Новые методологии истории театра (гравюра и театр)»; К. М. Миклашевский: «Постановочная часть в спектаклях итальянской импровизированной комедии» и А. И. Пиотровский: «Переводы двух комедий Аристофана “Ахарняне” и “Всадники”». В мае месяце 1921 г. в актовом зале Института С. Э. Радловым в сотрудничестве с Л. А. Мацулевичем и Факультетом Истории Музыки была осуществлена при участии хора Академической Капеллы сценическая реставрация «Пещного действа» в московской редакции.
За год существования Факультета в его личном составе произошли изменения: на кафедру истории нового театра (ставшей вакантной за отъездом А. Я. Левинсона) был избран А. А. Гвоздев, а акад. В. Н. Перетц приступил к исполнению своих обязанностей и прочитал в летнем триместре цикл лекций под общим названием: «Введение в историю старинного русского театра». Осенью 1921 г., в связи с общей реформой Института, Факультет был переименован в Разряд Истории Театра, а прежние профессора и вновь избранные Б. А. Кржевский и К. М. Миклашевский получили звание Действительных Членов Института. Одним из первых начинаний Разряда было основание «Комитета по Истории Русского Театра», возглавляемого акад. В. Н. Перетцем при Секретаре А. А. Гвоздеве. В целях расширения исследовательской деятельности по изучению русского театра Комитетом были выдвинуты для исследования темы: «Театр и зрители в России в XVIII в. », {216} «Влияние европейского театра на старинный русский театр» и намечены работы: переиздание драматических сочинений Озерова, комментированное издание избранных русских водевилей XIX в., собирание архивных данных по истории русского театра XVII и XVIII вв. и составление библиографии старинного русского театра. За это время Разрядом был утвержден план исследовательской деятельности Действительных Членов и Научных Сотрудников, который и приводится в исполнение. В настоящее время Действительные Члены и Научные Сотрудники ведут следующие работы: Я. Н. Блох: «Театр в эпоху Реставрации Стюартов»; С. К. Боянус: «Инсценировка староанглийских комедий-балетов» (Маски Бен-Джонсона в постановке Иниго Джонса); А. А. Гвоздев: 1) Собирание и изучение материалов по иконографии театра; 2) «Эволюция сценических театральных форм балетных постановок позднего Возрождения»; В. Н. Соловьев: «Основы сценического стиля театра Мольера»; Б. А. Кржевский: «Структура комедии староиспанского театра (Тирсо де Молина)»; Д. К. Петров: «История сюжета трагедии Вебстера “Графиня Мальфи”»; С. Э. Радлов: «Народный немецкий театр в начале XVIII в. (Страницкий)»; А. И. Пиотровский: «Композиция комедий Аристофана»; В. М. Кремкова: Описание и каталогизация иконографического материала по истории французско-итальянского театра; А. А. Шульц: «Статистический очерк балетов Т. Готье на Петербургской сцене по афишам бывших императорских театров и проверка на основании собранного материала данных “Хроники” Вольфа и других источников». В связи с изменением Устава и вступлением большинства слушателей Факультета в кандидаты в Научные Сотрудники научная педагогическая деятельность Разряда выразилась в проведении ряда семинариев с означенными лицами. В 1921 – 22 академическом году велись следующие практические занятия: А. А. Гвоздевым: «Романтический театр во Франции»; С. Э. Радловым: «История драматической техники»; В. Н. Перетцем: «Старинный русский театр»; В. Н. Соловьевым: «Комедии Мольера, как материал для суждения об актерской технике того времени».
Научная деятельность Разряда, кроме работ, включенных в вышеупомянутый план, выразилась в следующих докладах, прочитанных в открытых заседаниях Института: А. А. Гвоздев: «Театральная эстетика Пьетро Гонзаго»; М. В. Добужинский: «Театральный костюм»; В. А. Брим: «Скоморох» (опыт лингвистических наблюдений); А. А. Гвоздев: «Оперно-балетные постановки XVI и XVII вв. во Франции по рисункам и гравюрам эпохи». Кроме того в память трехсотлетия со дня рождения Мольера 14 мая 1922 г. было устроено открытое заседание Разряда, где были произнесены речи: Д. К. Петровым: «Пять знаменательных лет в жизни Мольера»; А. А. Гвоздевым: «Комедии-балеты Мольера»; В. Н. Соловьевым: «Сценическое искусство Мольера». В марте месяце 1922 г. за отказом Д. К. Петрова Председателем Разряда был избран А. А. Гвоздев. Зимою того же года была открыта театральная диатека — собрание диапозитивов, иллюстрирующих историю итальянского, французского и др. театров в гравюрах и рисунках эпохи. Летом 1922 г. по инициативе Разряда положено основание макетной мастерской с поручением Научному Сотруднику А. В. Рыкову выполнения ряда исторических театральных макетов (Староанглийский театр, Эрмитажный театр XVIII в. и т. п. ). К этому же времени возникла мысль о создании «Историко-Театрального Общества», вызванная желанием привлечь к работе Разряда более широкие слои театральных работников и войти в научное общение с рядом учреждений, работающих в смежных областях (Музей академических театров, Центральная Библиотека Академической Драмы и т. д. ). Во временный Совет Общества должны были войти: А. А. Гвоздев, Б. А. Кржевский, Л. И. Жевержеев, И. Н. Иванов и В. Н. Соловьев. На 11 заседаниях Комиссии при Разряде Истории Театра, имевшей целью организацию Общества, были прочитаны доклады: В. М. Алексеев: «Китайский {217} театр»; А. И. Белецкий: «Старинный украинский театр»; Ю. И. Слонимский: «Сильфида» (глава из истории романтического балета); А. А. Гвоздев: «Экспрессионизм в новейшей немецкой драме»; А. И. Пиотровский: «Лизистрата» Аристофана (введение в перевод комедии); Н. И. Конрад: «Японский театр»; С. Э. Радлов: «Ромео и Юлия» в постановках и декорациях В. А. Лебедева; Л. И. Жевержеев: «Портал и занавес»; С. К. Боянус: «Маски Бен-Джонсона»; П. Н. Медведев: «Опыты новой драматургии И. Клейнера». Деятельность названной Комиссии показала, что Разряд сам, без образования особого Общества, может вести те научные занятия, которые предполагалось выделить в сферу ведения общества. Разряд поэтому отказался от образования этого Общества и перенес намечавшиеся в нем доклады на открытые свои заседания. Постановлением Разряда от 27 июля 1923 г. был установлен следующий учебный план Курсов для Подготовки Специалистов по Истории Театра. I год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 1); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 1); 3) Общий курс истории западноевропейской драмы (ч. 1); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 1); 5) Античная драма; 6) Теория театра и основы драматургии; 7) Обзор современных театральных течений; 8) Просеминарий по истории русского и западноевропейского театра; 9) Экскурсии; 10) Один из отделов истории изобразительных искусств. II год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 2); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 2); 3) Общий курс истории западноевропейской драмы (ч. 2); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 2); 5) Античный театр; 6) Основы эстетики; 7) Сценическая интерпретация драматических текстов; 8) Просеминарий по истории русской и западноевропейской драмы; 9) Просеминарий по истории русского или западноевропейского театра; 10) Экскурсии; 11) Один из отделов истории изобразительных искусств; 12) История театральной архитектуры. III год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 3); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 3); 3) Общий курс западноевропейской драмы (ч. 3); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 3); 5) История декорационной живописи; 6) Методология истории театра; 7) Семинарий по истории русской и западноевропейской драмы; 8) Семинарий по истории русского и западноевропейского театра; 9) Экскурсии; 10) Один из отделов истории изобразительных искусств. IV год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 4); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 4); 3) Общий курс истории западноевропейской драмы (ч. 4); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 4); 5) История костюма; 6) История театральной критики; 7) Семинарий по истории русской и западноевропейской драмы; 8) Семинарий по истории русского или западноевропейского театра; 9) Экскурсии; 10) Один из отделов истории изобразительных искусств. В связи с утверждением учебного плана в настоящем академическом году на Курсах преподавание велось в следующем составе лекций и семинариев: 1) В. Н. Соловьев: «Обзор современных театральных течений»; 2) С. Э. Радлов: «Основы драматургии и теория театра»; 3) П. П. Соколов: «История античной драмы»; 4) А. А. Гвоздев: Общий курс истории западного театра, ч. I: «Средневековый театр»; 5) А. А. Гвоздев: Семинарий по истории оперно-балетных постановок во Франции XVI – XVII вв.; 6) А. А. Смирнов: «Староанглийский театр эпохи Шекспира»; 7) С. Д. Балухатый: «Драматургия Чехова»; В. Н. Перетц: Семинарий по истории старинного русского театра; А. Л. Слонимский: «Русская комедия XVIII в. »; К. М. Миклашевский: Просеминарий, чтение текстов сценариев commedia dell’arte; В. Н. Соловьев: Просеминарий «Иностранный театр в России в XVIII в. ». Просветительная деятельность Разряда за истекший учебный год выразилась в организации двух циклов общедоступных лекций по истории театра. {218} Первый цикл составляли лекции: А. И. Пиотровского: «Греческий театр»; С. Э. Радлова: «Римский театр»; С. К. Боянуса: «Средневековый театр»; Д. К. Петрова: «Испанский театр XVI и XVII вв. »; А. А. Смирнова: «Шекспир»; А. А. Гвоздева: «Оперно-балетные представления во Франции в XVII в. »; Б. А. Кржевского: «Французский классический театр» и В. Н. Соловьева: «Театр Мольера». Второй цикл общедоступных лекций был посвящен истории восточных театров и состоял из лекций: В. М. Алексеева: «Китайский театр»; Н. И. Конрада: «Японский театр»; А. Н. Самойловича: «Турецкий театр»; Е. Э. Бертельса: «Персидский театр»; В. В. Владимирцева: «Тибетские мистерии», и С. Ф. Ольденбурга: «Индийский театр». Не имея в своем распоряжении достаточных денежных средств, Разряд был вынужден воздержаться от попытки исторической реконструкции спектаклей старинного театра. Тем не менее он вел успешную работу по подготовке подобных реконструктивных спектаклей и оборудовал опытную сценическую площадку в актовом зале Института. Считая, что история должна разрабатываться в тесной связи с практикой теории сцены, Разряд зимой 1922 – 23 г. организовал ряд показательных спектаклей художественно-театральных студий и школ Петрограда, сопровождаемых объяснительными лекциями и диспутами. Исследовательская деятельность Членов Разряда за три года своего существования и их научные интересы нашли полное отражение в изданиях, имеющих выйти в свет в 1923 г. Согласно плану все издания по истории театра распадаются на семь непериодических серий: I. Европейский театр. II. Русский театр. III. Восточный театр. IV. Опера и балет. V. Теория театра. VI. Материалы по истории театра. VII. Монографии по истории театра. В 1923 г. выходят в свет следующие книги: Серия I. Выпуск 1: «Очерки по истории европейского театра», сборник статей под ред. А. Гвоздева и А. Смирнова, куда входят: А. Н. Пиотровский: «Античный театр»; С. К. Боянус: «Средневековый театр»; А. А. Гвоздев: «Возникновение сцены и театральные здания нового времени»; К. М. Миклашевский: «Commedia dell’arte»; Д. К. Петров: «Лопе де Вега и его сотрудники»; А. А. Смирнов: «Староиспанская сцена»: А. А. Смирнов: «Староанглийский театр»; Б. А. Кржевский: «Классический театр во Франции: Корнель и Расин»; А. А. Гвоздев: «Оперно-балетные постановки во Франции в XVII в. »; В. Н. Соловьев: «Театр Мольера». Серия II. Выпуск 1: «Старинный театр в России», сборник под редакцией В. Н. Перетца, в который вошли статьи: В. Н. Перетц: «250 лет тому назад — трагическое и комическое в старинном русском театре»; В. Н. Перетц: «Несколько мыслей об изучении старинного русского театра»; В. П. Адрианова-Перетц: «Школьная драма в тверской семинарии в 1740 г. »; С. А. Щеглова: «Пастораль Симеона Полоцкого»; С. А. Щеглова: «Из истории крепостного театра в конце XVIII в. по данным архива князя Воронцова». Серия III. Выпуск 1: «Старинный балет», сборник статей: Ю. И. Слонимский: «Сильфида» и «Жизель» — две главы из истории романтического балета; А. А. Гвоздев: «Балеты Торелли»; С. К. Боянус: «Староанглийский балет (комедии Бен-Джонсона)»; В. Н. Соловьев: «Комедии-балеты Мольера»; А. А. Шульц: «Балеты Т. Готье на русской сцене» (статистический очерк); Игорь Глебов: «Музыка балетов Люлли». Выпуск 2: Ж. Ж. Новерр: «Письма о танце», перевод Ю. Слонимского под редакцией А. А. Гвоздева, примечания к тексту И. И. Соллертинского. Серия IV. «Восточный театр»: Карл Гагеман: «Игры народов» (в трех выпусках: 1. Индия, 2. Япония, 3. Китай и Африка), перевод с немецкого под редакцией А. А. Гвоздева. В состав Разряда Истории Театра входят ныне следующие лица: Председатель Разряда: А. А. Гвоздев; Секретарь Разряда: В. Н. Соловьев. Действительные Члены: Я. Н. Блох (театр эпохи Возрождения), Б. Л. Богаевский (античный театр), С. К. Боянус (средневековый театр), А. А. Гвоздев (театр нового времени), В. В. Гиппиус (русский театр), {219} Б. А. Кржевский (театр эпохи Возрождения), К. М. Миклашевский (театр эпохи Возрождения), В. Н. Перетц (русский театр), Д. К. Петров (театр эпохи Возрождения), С. Э. Радлов (античный театр), В. Н. Соловьев (театр нового времени). Научные Сотрудники I категории: С. Д. Балухатый (русский театр), А. И. Пиотровский (античный театр), А. Л. Слонимский (русский театр), А. А. Смирнов (театр эпохи Возрождения), П. П. Соколов (античный театр), С. А. Щеглова (русский театр). Научные Сотрудники II категории: В. М. Кремкова, В. А. Лебедев, А. В. Рыков, И. И. Соллертинский и А. А. Шульц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|