Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 25 глава




Фрейд, как известно придерживался той же позиции в отношении эгоизма и альтруизма, понимая любовь к себе и любовь к другим как два взаимоисключающих феномена, так что любовь к другим отнимает "энергию", которая могла бы быть потрачена на любовь к себе. Этот его "принцип экономии либидо" и разделение либидо на "Я-либидо" (эгоизм) и объект – либидо (альтруизм), равно как и подход Леонгарда в отношении психопатии абсолютно справедлив на поле ДТПЭ, так как Самолюбие и Влюбленность являются противоположными притяжениями. Самолюбие действительно противоставляет свои корыстные интересы насилия и захвата власти всему остальному человечеству, а Влюбленность действительно посвящается себя угодничеству и рабскому служению Самолюбиям, превращаясь в чужое орудие труда. Если понимать эгоизм и альтруизм, как Самолюбие и Влюбленность, то разграничение противопоставление этих понятий вполне оправданно.

"В этом отношении нам дает указание бред величия при этой болезни. Он образовался за счет либидо объектов. Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и таким образом создается состояние, которое мы можем назвать нарцизмом. Таким образом у нас создается представление о том, что первично либидо концентрируется на собственном Я, а впоследствии часть его переносится на объекты; Говоря в общих, более грубых чертах, мы видим известное противоречие между Я-либидо и объект-либидо. Чем больше расходуется и изживается одно, тем бедней переживаниями становится другое. Высшей фазой развития объект-либидо кажется нам состояние влюбленности, которое рисуется нам как отказ от собственной личности вследствие привязанности к объекту, и противоположность которого составляет фантазия (или внутреннее восприятие) параноика о гибели мира" Фрейд

В тоже время необходимо помнить, что будучи притяжениями чужого и мертвого детерминированного тока, эгоизм и альтруизм в качестве Самолюбия и Влюбленности – являются одинаково вредными как носителя эгоизма так и для носителя альтруизма, и не имеют ничего общего с реальным Я человека. Фрейд, который проявил гениальную прозорливость в вопросах в отношении механизмов ДТПЭ, оказался абсолютно беспомощен в отношении основного и базового психического тока – КТ. Без понимания отношения ДТПЭ к реальной человеческой энергетике как паразитического и поверхностного наслоения – все знания о механизмах ДТПЭ оказываются беспомощными и ненужными не только для терапевтических целей, но и для попыток простой интерпретации поведения отдельных людей или исторических процессов. Люди, чей контакт происходит через притяжения Влюбленности и Самолюбия закрыты для общения подлинными Я: между реальной энергетикой их КТ живет чужой и мертвый ток в виде притяжений ДТПЭ. Вот почему мы называем общение через притяжения Самолюбия и Влюбленности – скрытым аутизмом.

Охрана девственности на поле Эгосистемы – это охрана одного из ее противоположных полюсов – Эго ил Супер-Эго, как мы только что выяснили. В итоге возникающие два различных притяжения– Самолюбие и Влюбленность - у различных людей, оказываются вовсе не самостоятельными силами, но противоположными зарядами дисбаланса, между которыми возникает балансовое течение, наподобие балансового течения разности температур или давления до уровня равновесия при уравнивании температур и давлений. Это означает полную несамостоятельность каждого из этих притяжений, и их зависимость друг от друга, равно как и дополнительный характер в отношении друг друга. Человек на Самолюбие жизненно нуждается в других людях с Притяжением Влюбленности, чтобы они сумели разрядить его болезненное напряжение поиска власти над другими. Человек с Влюбленностью остро нуждается в других людях с притяжением Самолюбия, чтобы они смогли разрядить его напряжение страха и тревожности, дав им ощущение безопасности в идентификации с Супер-Эго путем служения ему. Этот противоположный характер притяжений и их абсолютная несамостоятельность и дополнительность друг к другу аналогичны отношению гениталий разных полов биологической энергии. Подобно тому, как женские и мужские гениталии и по форме и по назначению являются противоположными и дополнительными друг к другу, и только вместе составляют целое в виде существования биологической энергии, так и Самолюбие и Влюбленность только вместе при слиянии образуют ток ДТПЭ. Таким образом, "любовь" через ДТПЭ в виде кратковременных союзов господ и рабов, самолюбий и влюбленностей (как политических, так и любовных, и трудовых и товарищеческих) можно уподобить половому акту, который начинается очень вдохновенно, но непременно очень быстро разряжается, и через некоторое время вновь возникает. Это и есть циклы коротких равновесий детерминированных токов. В тоже время, половой акт –это здоровые циклы разрядки сексуальных влечений БЭ, а коитус психических напряжений ДТПЭ – это болезненные конвульсии паразитического тока, функционирующего за счет разложения базовой энергии силы, счастья и интеллекта человечества.

Совершенно иначе обстоит дело с любовью КТ. Наши истинные Я – это уже ток энергии, существующий между полюсами интеллекта, а не сами эти полюса, как Эго и Супер-Эго, и этот факт все меняет. Прежде всего наши Я идентичны друг другу, а не составляют противоположностей подобно Самолюбию и Влюбленности ДТПЭ. Я одного человека является точной копией Я другого человека – во всех случаях это ток радости жизни, интереса и любви к познанию, рождающийся между полюсами Мышления и Законов природы. Это не противоположные напряжения детерминированной энергии, потребные ей для циклов дисбаланса, но идентичные потоки энергии, во всем существенном ничем друг от друга не отличающиеся. Это делает здоровых людей со свободным от ДТПЭ КТ – самостоятельными и автономными с одной стороны, и способными к глубокому пониманию друг друга и к устойчивым, нерушимым, крепнущим чувствам с другой. Союзы людей через КТ – это устойчивая любовь и равное участие в управлении, так как это союз идентичных, самостоятельных энергий. В тоже время союз людей через ДТПЭ – это короткие балансы "влюбленностей", которые очень быстро разряжаются и обрекают человека на поиски новых друзей, новых компаний, новых подчиненных и новых возлюбленных. Это союзы рабов и господ, где вся власть принадлежит меньшинству Самолюбий, а Влюбленности только подчиняются, так как такова схема слияния противоположных напряжений детерминированного тока. Типичным примером союзов Самолюбий и Влюбленностей служат древневосточные деспотические общества или армия Гитлера, равно как и его роман с Евой Браун. В тоже время типичным примером союзов Любви через КТ служат исследованные в работах Пораса и Коллинза великие компании.

"Лучшая любовь та, которая обеспечивает взаимное дарование жизни; каждый получает любовь с радостью и дарит без усилий, и каждый находит мир значительно более интересным в результате этого взаимного счастья. Имеется, однако, и другая любовь, вне сомнений ненормальная, когда один человек высасывает энергию другого человека, один получает от другого все, а сам взамен не дает ничего. Многие энергичные люди принадлежат к этой категории кровопийц. Они обескровливают одну жертву за другой, и пока они процветают и становятся все более обольстительными, те, на ком они наживаются, бледнеют, хиреют и глупеют. Такие люди видят других только как средства для своих целей, и никогда не рассматривают их как людей самих по себе. У них нет реальной заинтересованности в людях, которых как им кажется они сейчас любят; они заинтересованы только в стимулах для своей собственной деятельности, возможно весьма безличного характера. По всей очевидности это следствие ущербности личности этих людей, но болезнь эта трудна для диагностирования и лечения. Эта характеристика часто связанная с большими амбициями, которая произрастает из неправомерно одностороннего взгляда на источники счастья. Любовь в смысле искреннего взаимного интереса двух людей друг в друге, ни как средства для счастья каждого из них, но как путь к достижению одного общего счастья, есть один из наиболее важных элементов настоящего счастья; так что люди, чье эго наглухо заточено в железных стенах и защищено от такого взаимного проникновения друг в друга лишаются самого лучшего, что жизнь может им предложить, как бы успешна ни была их карьера" Борьба за счастье Рассел

Подобно тому, как Самооценка здоровых людей теряет смысл соперничества и нестабильность и превращается в устойчивое уважение к себе настолько же насколько и к другим людям, точно также силовое поле КТ снимает противопоставление эгоизма и альтруизма и кратковременность контактов через ДТПЭ, превращая любовь к себе в продолжение любви ко всем прочим людям, и сообщая этой любви устойчивость и стабильность в понимании друг друга.

Устойчивость союзов людей через КТ в противоположность нестабильности союзов господ и рабов через ДТПЭ есть следствие циклов равновесий ДТПЭ, переживаемых как мотивация снятия боли, угрозы Эго и при этом как ненасыщаемая мотивация, всегда оставляющая Эго "голодным" в отношении тщетных поисков безопасности.

"Настало время поговорить о любви, которую мы отдаем. Она также бывает двух сортов, где один есть может быть самый важный способ выразить жизнерадостность, а второй есть выражение страха. Первый представляется мне абсолютно восхитительным, в то время как второй в лучшем случае дает только утешение. Если бы вы в прекрасный день проплывали мимо красивого берега, вы бы восхитились красотой пейзажа и получили бы от него удовольствие. Это удовольствие всецело связанно с созерцанием красоты и не имеет в своей основе отчаянной нужды в чем-то. Если же ваш корабль потерпел крушение, и вы плывете к берегу, у вас появляется к нему совершенно другого рода любовь: он олицетворяет безопасность от волн и его красота или уродливость теряют какое бы то ни было значение. Лучшая любовь соответствует тому случаю, когда корабль в безопасности, а худшая сродни той, где наш пловец потерпел кораблекрушение. Первый вид любви возможен только там, где человек чувствует себя в безопасности, или в крайнем случае безразличен к опасностям которые его осаждают; вторая любовь, напротив, рождается из чувства опасности" Борьба за счастье Рассел

Фромм описал людей на притяжениях Самолюбия и Влюбленности, как Эксплуататорский и Рецептивный характеры. Как подобает напряжениям ДТПЭ, он увидел эти характеры как противоположные, несамостоятельные и дополнительные друг к другу: это не союз интеллигентных товарищей, это союз господ и рабов, где господа также зависимы от своих рабов, как рабы от хозяев. В отличие от Фрейда, который не увидел за ложным союзом Самолюбия-Влюбленности истинной любви идентичных, самостоятельных личностей, Фромм четко разделил союзы здоровых людей и так называемые "симбиотические союзы" невротиков.

«Активная форма симбиотической связи – господство, или…садизм. Садистская личность стремится освободится из плена и избежать одиночества делая другую личность своей частью. Она растет в собственных глазах и поддерживает себя тем, что включает в себя как часть другую личность, которая ее боготворит. Садистская личность также зависима от того, кто ей покоряется, как этот последний зависим от нее.; не один из них не может жить без другого. Различие лишь в том, что садистская личность распоряжается, эксплуатирует, унижает, причиняет боль, а мазохистская подчиняется распоряжениям, терпит эксплуатацию, унижения и боль. В реальном смысле, это значительное различие; но в смысле более глубоком, эмоциональном, здесь больше общего, нежели различного: и то и другое есть слияние без целостности. Если мы это поймем то не удивимся, что чаще человек ведет себя то как садистская, то как мазохистская личность, - обычно по отношению к разным объектам» Искусство любить Фромм

 

Он прямо поставил в упрек Фрейду такую фундаментальную ошибку в определении базовых механизмов психики.

" Но что более важно — Фрейд не сумел определить нарциссизм (самолюбие) как противоположность любви. Для Фрейда быть любимым (мужчине — побежденной женщиной) значит становиться сильнее, любить самому — становиться слабее. Каким же образом Фрейд сузил эту концепцию? Так же, как и многие другие свои концепции — втиснул и ее в рамки теории либидо. Либидо, вложенное в Эго, иногда высвобождается, чтобы прикоснуться к другим объектам (влюбленность), и возвращается опять к Эго под влиянием некоторых обстоятельств" Величие и ограниченность Фрейда. Фромм.

Маслоу также, как Фромм, Рассел и Спиноза указывает на два совершенно различных типа любви в своем исследовании здоровых людей (самоактуализирующихся личностей). Его наблюдения специфики здоровых и нездоровых союзов всецело соответствуют наблюдениям его предшественников: это самостоятельность против зависимости, равенство против вертикальных союзов хозяина и подчиненного, это близость и тепло против страха и незнания ничего кроме масок Эгосистемы друг о друге, это стабильность против кратковременности циклов влюбленностей, наконец это наслаждение и спонтанность искренних товарищей против страдания и напряженности борьбы масок. Данные Пораса и Коллинза о визинарных и сравниваемых компаниях зафиксировали аналогичную дихотомию: сплоченный коллектив профессионалов, приветствующих критику и объективность с одной стороны и иерархия "гения с 1000 помощниками", где один приказывает, а остальные подчиняются с другой стороны. И конечно особая стабильность и успешность визинарных компаний против кратковременных успехов сравниваемых компаний – та же закономерность в развитии союзов КТ и ДТПЭ.

Защита Эгодевственности также легко объясняет другую черту, выделяемую психиатрами в качестве психопатической: образование сверхценных идей. Разница между здоровыми и нездоровыми людьми состоит в информации, которой они пользуются. Первые пользуются объективной информацией интеллекта, вторые пользуются эмоциональной информацией Эгосистемы (даже шизоиды, которые надстраивают логику над Эгосистемой), которую они ощущают как страх сверхъестественных сил. Для тех, кто видит мир посредством интеллекта – мир открывается во всем разнообразии своих форм и содержаний, законов и материй энергий. Эти энергии могут в разное время по разному волновать людей, но в целом объективный интерес распределяется равномерно в отношении всего внешнего мира, так как человека прежде всего волнует сама способность к объективному мышлению с одной стороны, а с другой стороны такое объективное восприятие окружающей среды отражает ее энергии обычными природными силами.

Но не так обстоит дело с Эгодевственниками. Для них мир имеет всего две силы – Эго и Супер-Эго – поэтому на всем белом свете, среди всего бесчисленного множества природных энергий, явлений и объектов для них существуют только два сверхценные идеи: свое Самолюбие и сверхъестественные "авторитеты", носители мистической Соцсилы, в которых они влюблены. Объекты внешнего мира не воспринимаются людьми с активным ДТПЭ непосредственно, так как они блокируются Эгосистемой, "заряжая" ее. Вместо непосредственного контакта, объекты окружающего мира, выступают в роли "загрузок Супер-Эго", как точно подметил Фрейд, и потому между этими объектами нет никакой разницы. Что бы не "вошло" через Супер-Эго – перо орла или Махатма Ганди – человек увидит в нем носителя сверхъестественной силы вселенной, и будет считать перо орла талисманом, а Махатму Ганди – "авторитетом" и властью, которой следует поклоняться. Так, полюса Эгосистемы, сосредотачивая все бесчисленное многообразие космоса в своих двух фигурах, становятся источниками сверхценных идей.

"Мы видели, что в Экваториальной Африке крокодилы, уносящие людей, никогда не считаются обыкновенными животными, их рассматривают как послушные орудия колдунов или даже как крокодилов-колдунов. В английской Гвиане «тигр, обнаруживающий необычную дерзость и не боящийся приближаться к людям, часто совершенно парализует даже храброго охотника, которому сейчас же приходит в голову мысль, что это, может быть, тигр-канаима». Если этот тигр, думает про себя индеец, только обыкновенный дикий зверь, то я могу его убить пулей или стрелой, но что со мной будет, если окажется, что я напал на убийцу людей, на ужасного канаима! Абипоны, по словам Добрицгоффера, говорили то же самое, что и индейцы английской Гвианы. Арауканцы, «стоит им только заметить что-то необычное в каких-нибудь птице или животном, сейчас же заключают, что птица (животное) «одержима». Лисица или пума, бродящая ночью близ хижины, — это колдунья, пришедшая посмотреть, нельзя ли чего украсть. Преследуя такое животное, туземец старается не причинить ему никакого зла из страха мести. Вообще, все, что не поддается непосредственному объяснению, приписывается действию либо злых духов, либо колдовству». Согласно Геваре, арауканцы «приписывают все, что они видят, или все, что случается из ряда вон выходящего, вмешательству злых духов или сверхъестественным причинам. Идет ли речь о плохом урожае, о повальной болезни среди животных, о падении с лошади, о болезни, о смерти... во всем всегда виноваты колдуны. От них зависят продолжительность жизни человека, всякие беды, случающиеся на жизненном пути, и т. д.». Обилие и разнообразие амулетов, талисманов, заклинаний, обычаев всякого рода, при помощи которых пытаются так или иначе защититься от возможных бед, свидетельствуют о том, как сильно забота о колдовстве владеет умами в низших и даже в более развитых обществах" Первобытное мышление Леви-Брюль

Самолюбие – это сверхценные идеи, связанные с поиском доминирования в отношении окружающего мира и прежде всего других людей; Влюбленность – это сверхценные идеи, связанные с поиском благорасположения и милости людей, "воплощающих целый мир". Как для первых интерес к жизни начинается только там, где задето их Эго, так для вторых, интересно только в том, что связанно с объектом влюбленности, "великим и всемогущим" авторитетом. При этом характерно, что сверхценные идеи, порождаемые Эгосистемой, ведут к катастрофическому сужению мировоззрения, потере интереса к общественной и политической жизни, напрямую связанными с их реальным Я (КТ). Так как "весь мир" уже в собственном лице или в лице возлюбленного в их поле зрения, и ничего другое их больше интересовать не может. Эта эротическая узость мировоззрения, основанная на поиске "счастья" в пределах романтических отношений, и считающая политическую жизнь никак не связанной с личным счастьем есть прямое порождение поисков "всего мира" в полюсах Эгосистемы заурядного детерминированного тока психики. И конечно такие поиски всегда заканчиваются разочарованием, но как и положено при неактивном интеллекте, это ничему не учит людей, они просто считают что им не повезло, а счастье тем не менее действительно в романтической любви.

"Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Соответственно этому основными чертами психики людей с параноическим характером являются очень большой эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. Это – люди крайне узкие и односторонние: вся окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она касается их личности; все, что не имеет близкого, интимного отношения к его «я», кажется параноику мало заслуживающим внимания, мало интересным" Ганнушкин Клиника психопатий

Рассел называет сверхценные идеи ДТПЭ зацикленностью на Эго или фанатизмом и призывает к отказу от Эгозащиты в пользу открытости объективному восприятию мира. Влюбленность, действительно чаще встречающаяся у женщин, суживает границы мира до возлюбленного "представляющего целый мир", в то время как Самолюбие чаще проявляется в зацикленности на карьере и соперничестве. И в том и в другом случае аутизм в уходе от реальности к защите Эгодевственности "иссушивает" поток счастливых эмоций КТ, рождающихся в открытости миру.

"Представьте себе жизнь такого человека. У него есть, мы можем предположить, миловидный дом, очаровательная жена и очаровательные дети. Он просыпается рано утром, когда они еще спят и спешит на работу в офис. Здесь, в офисе, его долг показать себя большим начальником; он культивирует твердую челюсть, решительную манеру говорить, и напускает на себя умный вид, чтобы сразить всех, кроме может быть мальчика на побегушках. Он диктует письма, ведет переговоры с различными важными людьми по телефону, изучает рынок, и встречается за ленчем с людьми, с которыми он заключает сделки или надеется заключить сделку. Все те же самые занятия заполняют и вторую половину его дня. Он приезжает домой, усталый, как раз вовремя, чтобы переодеться для ужина. За ужином он, и несколько других усталых мужчин вынуждены притворяться, что наслаждаются обществом женщин, которые на этот час еще далеки от усталости. Как много времени пройдет, прежде чем бедному мужчине удастся сбежать в постель невозможно предположить. Наконец, он спит и на несколько часов напряжение снято. Что он знает о своих детях? По рабочим дням он в офисе, на выходные он играет в гольф. Что он знает о своей жене? Когда он уходит по утрам, она еще спит. А по вечерам он и она вовлечены в светскую беседу с гостями или в гостях, что препятствует личному контакту. У него наверняка нет настоящих друзей, хотя он выказывает притворные сердечность и радушие нескольким товарищам, которые ему хотелось бы и в самом деле испытывать. О весне и урожае он знает только по тому, как они влияют на рынок, за границей он наверняка был, но изнемогал от скуки. Книги кажутся ему бессмысленными, а музыка пошлой кичливостью. Год за годом он становится все более одиноким; поле его интересов все более сужается, а жизнь за пределами бизнеса все больше иссушивается" Борьба за счастье Рассел

Фрейд описывает сверхценные идеи притяжений Самолюбия и Влюбленности как бред величия с одной стороны, и как "ослепление" и "переоценку объекта", загружаемого в Супер-Эго с другой стороны. Самолюбие он понимает, как "отнятие либидо у внешнего мира в пользу своего Эго", что очень ярко характеризует противоположность притяжений ДТПЭ:

"Возникает вопрос: какова же дальнейшая судьба либидо, отщепившегося при шизофрении от объектов? В этом отношении нам дает указание бред величия при этой болезни. Он образовался за счет либидо объектов. Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и таким образом создается состояние, которое мы можем назвать нарцизмом" Три очерка сексуальности

Влюбленность понимается Фрейдом (совершенно верно) как "загрузки объекта в Супер-Эго":

"Молчит критика, которая производится этой инстанцией; все, что объект делает и требует - правильно и безупречно Совесть не применяется к тому, что делается в пользу объекта; в любовном ослеплении идешь на преступление, совершенно в этом не раскаиваясь. Всю ситуацию можно без остатка резюмировать в одной формуле: объект занял место "Супер-Эго" Фрейд

Несмотря на удивительную проницательность в понимании механизмов ДТПЭ, Фрейд проявил столь же удивительную ограниченность в понимании механизмов КТ. Он трактует болезни вызываемые притяжениями ДТПЭ, как "застой либидо" то на Самолюбие, что вызывает шизофрению, паранойю и истерию (нарцистические заболевания), то на Влюбленности, что вызывает "невротический страх". И это не потому, что это болезненные напряжения нечеловеческого психического тока на реальном Я, а просто потому что "застой" вызывает напряжения, а вне застоя Самолюбие и Влюбленность – и есть реальная психика человечества.

"Берд величия" Самолюбия и "Переоценка объекта" Влюбленности – это, как вы понимаете, натягивание масок Эгосистемы на истинное Я реальной энергетики человека. Именно попытки втиснуть живой психический ток в полюса Эгосистемы превращают людей с манией величия или со страхом сверхъестественных сил в психопатические личности, а вовсе не "преувеличение" значимости себя или других. Реальная оценка человеческой энергии, напротив, находится на нуле, и вот именно неспособность увидеть и ощутить свое естество, свое истинное Я и быть этим Я – именно это воспринимается как фальшивость, ходульность и неестественность, особенно заметные при истериях. Спонтанный поток живых эмоций КТ оказывается натянутым на маски Эгосистемы, показывающие силу как нечто "чего много" и потому бред величия никакого другого содержания в себе не несет. Сила же живой энергии человека проявляется в интенсивности радости и интереса жизни, в доброте и юморе, в работоспособности и в силе воли. Это очень важный момент качественного отличия бреда величия от здоровой самооценки, который Фрейд совершенно упускает из виду, равно как и Адлер.

Натягивание масок Эгосистемы вместо способности "быть самим собой" в потоке спонтанных эмоций КТ – есть важнейший симптом защиты Эгодевственности, выдающий ее с головой. Аборигены легко отождествляли себя с Тотемами животных, растений и других природных явлений, считая себя одновременно людьми и животными, что дало повод Леви-Брюлю усомниться в наличие у них логики. Точно также, современные люди в случае Самолюбия легко отождествляют себя со своими должностями, социальным статусом, престижем и тп, а в случае Влюбленности с авторитетами, в которых они влюблены, хотя и это не меньше противоречит логике. Но это их нисколько не смущает: будучи рабом своего господина, слуга, как заметил Рассел, ассоциирует себя с его успехом. Алла Пугачева как-то в интервью Андрею Малахову пожаловалась: "Есть потрясающие люди. Если они служат у звезды – они сами звезды! Мне легче самой убраться по дому". Это идентификация для Самолюбий ведет к потери личности, истинного Я, под Масками "социального величия", а для Влюбленностей к потери личности в подражании своим кумирам, в "обезьянничании", как говорил Кьеркегор.

"Все равно в этот труп возвращается немного жизни, однако, как говорят, "он никогда уже не будет собою". Теперь он наконец понимает, что такое существование, он научается копировать других и тот способ, каким они берутся за жизнь... и вот теперь-то он живет, как все они. И в христианстве он наружно вполне является христианином, который по воскресеньям ходит в церковь, слушает пастора и понимает его, ибо они, по сути, братья; когда же он действительно умирает, пастор за десять риксдалей вводит его в вечность; однако что касается того, чтобы быть истинным Я, он не был им ни прежде, ни теперь"Болезнь к смерти Кьеркегор

Кьеркегор разделяет притяжения Самолюбия и Влюбленности как отчаяние – вызов и отчаяние слабость. Первое он именует мужественным отчаянием, с желанием быть собою (Защиты Эго), второе он именует женственным отчаянием, не желающим быть собою (Защита Супер-Эго). Как мы можем видеть он очень точно, по своему обыкновению, отразил существо притяжений ДТПЭ: и их противоположный характер, и их происхождение из различных полюсов Эгосистемы, и разную силу этих притяжений, и наконец даже понимание того, что это Отчаяние истинного Я – понимание, которое напрочь отсутствует у Фрейда.

"Как можно, действительно, живописать этот вид отчаяния, не прибегая к сатире! Самое комичное в его отчаянии — это то, что он говорит о нем в прошедшем времени, а самое ужасное — что то, что после, как он считает преодоления этого отчаяния его состояние как раз действительно причастно отчаянию. Бесконечный комизм, присутствующий под всей этой житейской мудростью, столь восхваляемой в мире, под всем этим проклятым потоком добрых советов и мудрых речений, все этих "посмотрим", "все устроится", "занести в книгу забвения" и так далее — этот бесконечный комизм состоит в том, что в идеальном смысле они суть совершенная глупость которая не разбирает ни откуда ждать истинной опасности, ни в чем опасность может заключаться. Но здесь есть и ужасное - характерная для него этическая глупость" Болезнь к смерти Кьеркегор

Конформизм и подражание действительно являются основными симптомами активности притяжения Влюбленности ДТПЭ, отмечаемые как в работах психиатров (социально-неустойчивые психопаты, конформные и тп), так и в работах психологов (Фромм, Юнг, Милграм и др). Там где, человек добровольно подражает действиям авторитетных для него людей, ясно что он еще более охотно станет подчиняться их непосредственным приказам, гордясь своей близостью к ним и возможностью быть им полезным. Милграм описал этот процесс некритического исполнения "любых" приказов авторитетных лиц как подчинение авторитетам в своем знаменитом эксперименте об обучении посредством электрошока. Экспериментаторам удалось доказать, что эффективность послушания напрямую зависела от авторитета человека, издававшего приказы, то есть от его социального статуса. Это позволило Милграму прийти к выводу, что вовсе не удовольствие от причинения вреда другим вынуждает человека на жестокое поведение, как утверждал Фрейд, а просто страх и благоговение перед авторитетами. Группа ученых, проводивших эксперимент, во главе с Милграмом была потрясена тем, как далеко может зайти рядовой человек в сделке со своей совестью выполняя приказы авторитета: как бы не кричали жертвы (артисты), как бы не молили они о помощи и не жаловались на больное сердце, около 70% испытуемых предпочли дойти до смертельно опасных уровней наказания электрическим шоком, но выполнить все требования авторитетного ученого, отдававшего чудовищные приказы. Хотя они были вольны в любой момент отказаться от участия в эксперименте, что не сулило им даже потерей денег, которые им за него заплатили.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...