Важность, с которой она говорит об уважении к обществу хорошо коррелирует с ее собственным подчиненным отношением к экспериментатору. Ее мышление пронизано конвенциальным мировоззрением.
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Ее диалог изобилует ссылками на женственность: Я так много получила через любовь и у меня чудесная дочь. Ей пятнадцать и она в Национальном Почетном Обществе: яркая девочка. И чудесный ребенок. Но все через любовь, не через наказание. Ой, Бог, нет! Самое худшее что вы можете сделать – через наказание. Единственно когда наказание допустимо – с младенцем. ИНТЕРВЬЮЕР: Что вы думаете об эксперименте? MRS. ROSENBLUM: (Она не позволила вопросу изменить предыдущее направление мысли): Я не верю, что вы получите что-то через наказание; только с младенцами, которые не имеют разума. Когда моя дочь была маленькой я наказывала ее всего три раза. Правильнее сказать, я дала ей наказать саму себя. Я позволила ей прикоснуться к горячей плите. Она обожглась и больше никогда этого не делала. ИНТЕРВЬЮЕР: Позвольте мне кое-что сказать вам об эксперименте. Во-первых, Мистер Валлас не получал никакого шока. MRS. ROSENBLUM: Вы шутите! Он не знает через что я прошла. (Она визжит) Я не верю Вы хотите сказать, что это все ему померещелось? ИНТЕРВЬЮЕР: Да нет же. Он нанятый Йелем актер. MRS. ROSENBLUM: Каждый раз когда я нажимала на рычаг, я умирала. Вы видите как я дрожу? Меня доводила до смерти мысль, что я причинила весь этот шок этому бедному человеку. ("Ученик" входит. Она поворачивается к нему.). MRS. ROSENBLUM: Ты артист, парень. Ты превосходен! Ах, мой Бог, что этот человек (экспериментатор) сделал со мной. Я выдохлась. Я не хотела продолжать. Ты не знаешь через что я прошла. Человек как я причиняет боль тебе, мой Бог, я вовсе не хотела делать этого с тобой. Прости меня, пожалуйста. Я не могу это пережить. У меня горит лицо. Я даже муху не обижу. Я работаю с мальчиками, стараюсь учить их, и у меня такие потрясающие результаты; без наказания. Я сказала себе с самого начала: я не думаю, что ты научишься чему-либо через наказание.
Но мы отметили, тем не менее, как она позволила дочери обжечься, что она не против наказания самого по себе, но против своего активного участия в нем. Если это просто "случилось", то это приемлемо. Она призналась "ученику": "Я старалась опускать рычаг очень плавно. Ты слышал как я выделяла голосом правильные слова, чтобы ты меня услышал?" ИНТЕРВЬЮЕР: Разве это не то же самое, что должна делать медсестра, если врач даст распоряжение сделать укол? MRS. ROSENBLUM: Я самый лучший человек в экстренных ситуациях. Я сделаю все что должно быть сделано, не обращая внимания кому это причинит боль. И я не дрогну. Я сделаю это не думая. Я даже не стану колебаться. Это более менее соответствует ее поведению в лаборатории. MRS. ROSENBLUM: Я все время спрашивала себя: "За что я причиняю боль этому бедному человеку? ИНТЕРВЬЮЕР: Почему вы не остановились? MRS. ROSENBLUM: Это эксперимент. Я здесь по делу. Значит я должна была его выполнить. Вы так сказали. Я не хотела этого делать. Меня очень заинтересовал весь этот проект? Могу я спросить вас? Есть у вас минутка? Как реагировали другие люди? ИНТЕРВЬЮЕР: Как вы думаете? MRS. ROSENBLUM: Хорошо, я скажу вам. Выбор меня как женщины, делающей это…вы несомненно сделали замечательный выбор. В своей благотворительной работе, найдется немного женщин, которые смогут делать то, что делаю я. Я необычная; Я мягкосердечная; Я слабохарактерная. Я не знаю как сравнить себя с другими женщинами; они несколько жестче чем я. Я не думаю, что они сильно переживают. She construes her expressions of tension purely as a sign of virtue: she was nervous because she cared about the victim. She insists on talking about herself. The experimenter listens patiently. Я так порывалась остановиться и сказать: Слушайте, я не собираюсь продолжать. Извините, я не буду продолжать". Я все время повторяла это про себя:" Извините, но я не буду продолжать". Потом он замолчал. И я подумала, может у него шок, потому что он скзал что у него слабое сердце. Но я знала, что вы не позволите чтобы с ним что-нибудь случилось. И тогда я продолжила, во многом против совей воли. Я проходила круги ада…Я не думаю, что другие смогут нервничать также сильно как я…..Я не думаю, что они будут сильно переживать. Если судить по их обращению со своими детьми, я не думаю, что им есть дело до других людей.
MRS. ROSENBLUM: Иногда я говорю себе, "Почему бы тебе не стать Президентом Женской Ассоциации, и получать аплодисменты, почет, газеты, престиж вместо того, чтобы работать с моими мальчиками в кожаных куртках, где нет абсолютно никакой публичной работы, никакой известности? Делать это раз в неделю. Это история моей жизни; Я была матерью скаутов пять лет. Это закончилось тридцатью девочками в моей трупе и желанием каждого попасть туда. Но я не могла, потому что есть ограничения. И теперь мне стало значительно легче. Мое призвание – наука. Это то, чем я всегда хотела заниматься. Я стараюсь направить по этому пути мою дочь. Я рада, что я сделала это; видите как я успокоилась теперь? Интервьюер продолжал, пока Миссис Розенблум не успокоилась достаточно, чтобы ее отпустили из лаборатории. Миссис Розенблум человек у которого психика недостаточно интегрирована. Она не смогла найти себе применения в жизни соответствующего ее потребностям в уважении и успехе. Ее цели, мышление и эмоции фрагментарны. Она исполняла свою экспериментальную роль "учителя" с большой показной убедительностью, и в тоже время она показала другую сторону своей личности экспериментатору, оказавшись робкой и послушной. Неудивительно, что она не смогла мобилизовать свои психические ресурсы для превращения сочувствия "ученику" в акт неповиновения экспериментатору. Ее чувства, цели, и мысли были слишком разнообразны и дезинтегрированы. Очевидно, что во время эксперимента она верила, что шок был реальным. Но для женщины с истерической предрасположенностью не трудно скорректировать свое мышление так, чтобы создать себе позитивный имидж. В опроснике, который она вернула нам несколько месяцев спустя она отметила, что ее хорошо образованный и зрелый мозг не поверил в реальность шока. Посредством коррекции своих мыслей постфактум, она защитила милую сердцу – хоть и нереалистичную - картину своей натуры". Милграм Подчинение авторитету
Глава 19. Труд - продуктивная активность ИК
Плодотворность у Фромма, креативность у Маслоу, любовь к созидательному труду у Рассела – все гуманисты так или иначе подчеркивали творческую специфику активности здоровых людей, которая есть проявление контрольной природы разумной энергии космоса. Эти общие характеристики здоровой психики человека позволяют сделать далеко идущие выводы в отношении этики и экономики. Людей со здоровым КТ отличает особая специфика в труде. Они не способны трудиться, если деятельность не связанна с реализацией их Интеллектуального Контроля. Они не будут работать просто чтобы сделать деньги, или из страха "позора" и стыда, они не будут трудиться из чувства вины, они вообще никогда не трудятся только из эмоциональных побуждений. Смысл их труда, обоснованный на интеллектуальном уровне, совершенно необходимо для начала деятельности. И только когда у них появляется этот смысл, только когда ни видят для чего тратят свою энергию, так что эти причины укладываются в мировоззрение их ИК, у них появляется горячее желание трудиться и труд превращается в удовольствие, в основное содержание жизненного процесса. Эти два элемента – необходимость задействованности ИК и наслаждение процессом труда - выделяют людей со здоровым КТ в их отношении к работе. Они согласны терять работу за работой, страдать, не находя своего места, но они будут продолжать упорно искать, пока не найдут смысл в своей работе, соответствующий объективной этике их ИК. "— Если я не ошибаюсь, у тебя были те же затруднения и в Хуттонской школе, и в Элктон-хилле? Он это сказал не только ядовито, но и как-то противно. — Никаких затруднений в Элктон-хилле у меня не было, — говорю. — Я не проваливался, ничего такого. Просто ушел — и все.
— Разреши спросить — почему? — Почему? Да это длинная история, сэр. Все это вообще довольно сложно. Ужасно не хотелось рассказывать ему — что да как. Все равно он бы ничего не понял. Не по его это части. А ушел я из Элктон-хилла главным образом потому, что там была одна сплошная липа. Все делалось напоказ — не продохнешь. Например, их директор, мистер Хаас. Такого подлого притворщика я в жизни не встречал. В десять раз хуже старика Термера. По воскресеньям, например, этот чертов Хаас ходил и жал ручки всем родителям, которые приезжали. И до того мил, до того вежлив — просто картинка. Но не со всеми он одинаково здоровался — у некоторых ребят родители были попроще, победнее. Вы бы посмотрели, как он, например, здоровался с родителями моего соседа по комнате. Понимаете, если у кого мать толстая или смешно одета, а отец ходит в костюме с ужасно высокими плечами и башмаки на нем старомодные, черные с белым, тут этот самый Хаас только протягивал им два пальца и притворно улыбался, а потом как начнет разговаривать с другими родителями — полчаса разливается! Не выношу я этого. Злость берет. Так злюсь, что с ума можно спятить. Ненавижу я этот проклятый Элктон-хилл". Селинджер Над пропастью во ржи. Точно также Порас и Коллинз обнаружили характерное для всех визинарных компаний качество – работать только после того, как будут сформулированы объективные цели работы, только после того, как смысл работы будет отражать Интеллектуальный Контроль трудящихся. "На свой 100-летний юбилей компания Мерк опубликовала книгу под названием "Ценности и Идеология: век Мерка" (Values and Visions: a Merck Century). Заметили кое-что? Название даже не затронуло род деятельности Мерка. Мерк могли назвать свою книгу: "От химических препаратов к фармацевтическим: Век Мерка или сто лет финансового успеха Мерка". Но они этого не сделали. Они предпочли вместо этого сделать акцент на том, что на протяжении всей истории существования Мерк был прежде всего организацией, вдохновляемой и направляемой фундаментальными ценностями. В 1935 году (за десятилетия до того как "формулирование ценностей" стало модным), Джордж Мерк Второй сформулировал ценности своей компании, когда сказал: "Мы работники индустрии, которые глубоко вдохновлены идеями о развития науки в области медицины и служением человечеству". В 1991 году – через 56 лет и полных три поколения лидеров – управляющий компанией Мерк Рой Вагелас звучал в той же идеалистической тональности: "Прежде всего, давайте помнить, что успех нашего бизнеса – это победа над болезнями и помощь человечеству".
На фоне этих идей, мы не удивляемся, что Мерк принял решение разработать и отдать людям Мектизан, лекарство для лечения "речной слепоты", болезни, заразившей более миллиона людей в странах третьего мира паразитическими червями, которые размножаются в теле и в конечном итоге достигают глаз, что ведет к болезненной слепоте. Миллион покупателей – хороший рынок, однако эти покупатели не могли позволить себе купить лекарство. Понимая, что проект не даст большой отдачи на вложения – если вообще что-то даст – компания, тем не менее, продолжила разработку Мектизана в надежде, что как только такое средство появится, какие-либо госструктуры или другие третьи стороны купят его и распространят. Но их надежды не оправдались и Мерк принял решение раздать лекарство даром всем кто в нем нуждался. Мерк лично занялся распределением препарата – неся дополнительные расходы – чтобы быть уверенным, что лекарство достигнет адресатов, миллионов людей страдающих болезнью речной слепоты. Когда мы спросили Вагеласа, почему Мерк занялся проектом Мектизана, Вагелас отметил, что если бы Мерк не довел дело до конца – это бы деморализовало ученых его лаборатории, которые оценивали свою работу в компании как "в бизнесе сохранения и улучшения человеческой жизни". Он также добавил: "Когда я впервые поехал в Японию 15 лет назад, мне сказали японцы, что Мерк распространил стрептомицин в Японии после Второй Мировой войны, чтобы уничтожить туберкулез, разъедавший японской общество. Мы это сделали. Мы не заработали никаких денег. Но это не случайность, что на сегодня Мерк крупнейшая американская фармацевтическая компания в Японии. Долгосрочные последствия таких поступков не всегда очевидны, но мне кажется, каким-то образом они всегда дают свою отдачу"…. Конечно, компания подобная Мерк может себе позволить иметь высокие идеалы. Уже к 1925 году, когда Джордж Мерк Второй принял от отца дела, компания имела статистику серьезного успеха в деловом мире и ощутимых размеров финансовую подушку. Могла бы в таком случае приверженность идеалам оказаться просто роскошью, которую могут себе позволить компании, подобные Мерку, успешность которых позволяет им иметь идеологию? Нет. Мы обнаружили, что высокие идеалы – философия смысла – часто присутствует в визинарных компаниях не только в дни их успеха, но даже во времена, когда они просто дрались за выживание".Порас и Коллинз Построенные навечно Труд не только не воспринимается этими людьми как что-то тяжелое, как что-то свойственное рабам и дегенератам в противовес прожигающим жизнь светским повесам, но напротив только в осмысленном труде они видят реализацию своей природы, своего естества носителей Контрольного Тока. Если их ИК нашел соответствующий ему труд, то моментально включается продуцирование ткани любви КТ, что проявляется как страсть к работе, как глубокая увлеченность и удовлетворенность процессом своей активности. “Люди, о которых идет речь, сосредотачивают свое внимание на внешних задачах. По современной терминологии, они скорее центрированы на проблеме, чем центрированы на Эго … Самоактуализирующиеся люди, как правило, выполняют некую миссию, имеют определенную цель жизни, решают какую - либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил и времени. (Buhler @ Massarik, 1969)" Маслоу Связь труда с ИК у здоровых людей имеет еще очень важные следствия: - эти люди много работают над собой для расширения пространства контроля; там где другие плетут интриги и сживают соперников с лица земли, здоровые люди работают над расширением своего Интеллектуального Контроля, собирают и систематизируют информацию, выравнивают и упорядочивают ее в общие законы, постоянно сверяют истинность своего мировоззрения с практикой – одним словом расширяют свое интеллектуальное пространство во всех направлениях, приводя его к единой системе законов. Олпорт называл это потребностью в единой философии, Рассел говорит о том, что людей в принципе можно отличать по наличию единой философии (ИК) или по фрагментарности, о которой говорит Бинг и Грин (неопределенность формы) – ФК. Порас и Коллинз специально выделяют целую главу, чтобы показать, что визинарные компании не просто постулируют смысловые философии своей работы, но и жестко выравнивают всю деятельность компании согласно этим ценностям труда, а также никогда не останавливаются в процессе расширения поля интеллектуального контроля, накопления знаний и развития научной инфраструктуры. "Мерк, Сони и Форд – каждый из них образец общей закономерности: наличие философии смысла своей деятельности как ведущего элемента в процессе становления визинарных компаний. Подобно фундаментальным идеалам великих наций, церквей, школ или других долговечных институтов, философия смысла в визинарных компаниях представляет собой свод базовых принципов, фиксирующих их сущностный ствол: "Это кто мы есть; и какой смысл жизнь отстаиваем; это то, то нам действительно интересно". Подобно руководящим принципам, воплощенным в американской декларации независимости, философия смысла настолько фундаментальна для института, что он крайне редко ее меняет, если вообще меняет. В некоторых случаях, как в случае с Сони, идеология берет начало с самого основания компании. В других случаях, как с Мерком, она рождается во втором поколении. В третьих случаях, как с Фордом, идеология забывается со временем и затем вновь пробуждается к жизни в последующие годы. Но почти во всех случаях, мы обнаружили свидетельства в пользу того, что философия смысла существует не только на словах, но как формирующая жизненная сила компаний. Вопреки доктринам школ бизнеса, мы не нашли "максимизации благосостояния учредителей" и "максимизации прибыли" в качестве доминирующей движущей силы или основной цели, изучая истории визинарных компаний. Мы обнаружили у них тенденцию иметь совокупность целей, из которых деньги – это только одна, и не обязательно доминирующая цель. Действительно, для многих из визинарных компаний бизнес исторически был больше чем экономическая активность, больше чем просто способ делать деньги. Истории большинства визинарных компаний обнаруживали идеологию смысла своего существования, которая превосходила чисто экономические соображения. И – и это ключевой момент – они имели философию смысла своего существования в гораздо большей степени, чем компании из сравниваемой группы. Детальный парный анализ показал, что визинарные компании были в общем и целом значительно более мотивированны идеологически и меньше мотивированны просто получением прибыли, чем компании из сравниваемой группы в 17 из 18 случаях". Порас и Коллинз Построенные навечно Именно осознанная необходимость работы над расширением и поддержанием ИК и есть та знаменитая дисциплинированность, которая присуща людям с объективной этикой. "GG компании строят прочные системы с ясными должностными функциями, но они также дают людям свободу и ответственность в пределах структуры этих систем. Они нанимают людей с высокой самодисциплиной, которые не нуждаются в том, чтобы ими управляли, а потом управляют системой, а не людьми". От хорошего к великому Коллинз - их труд всегда имеет центром их самих, так как организации здоровых людей не смещают центр силы от большинства к меньшинству, но оставляет его равно распределенным у каждого отдельного индивида. Связанно это со спецификой интеллектуального труда – чтобы мыслить надо быть объективным, всеобщая объективность имеет только один центр – истину, и эта истина одинаково доступна всем трудящимся. “Составляющими автономии является способность принимать самостоятельные решения, ответственность, самодисциплина, склонность действовать самостоятельно, а не быть оружием в чужих руках, сила, а не слабость”. Маслоу Механизмы ИК обеспечивают уникальную во вселенной активность, свойственную только Контрольному току человека – Труд. Именно целенаправленный и осмысленный труд является конечной целью всех механизмов Интеллектуального Контроля. Мышление, объективность, целенаправленность, удовольствие в процессе активности, относительная свобода воли, чувство долга и ответственности, и наконец, заложенная детерминанта к познанию и контролю – все это порождает работоспособную и в высшей степени эффективную активность, способную поражать уровнем самодисциплины, страстной преданности работе, глубокой ответственности и способности к сотрудничеству. Течение всех детерминированных токов во многом схоже, особенно если сравнивать их механизмы с механизмами КТ. Электрический ток, обмен веществ в организме, световые лучи, горение и тд и тп процессы характеризуются консервативностью, "закрытой системой" в том смысле, что взаимодействие с миром для них всегда означает превращение материала окружающей среды в консервативное, неизменное, основанное на постоянных законах и характеристиках течение собственного тока. Чтобы не входило, выходит всегда один и тот же продукт в виде постоянных характеристик данного тока. Таким образом, детерминированные токи по существу, закрыты для развития, они основаны на детерминантах закономерностей своих энергий. В этом смысле "целью", "назначением" этих закрытых систем является сама по себе активность, течение их энергии, безотносительно к качеству взаимодействия этих энергий с миром. Как это ни печально, но ДТПЭ в этом смысле ничем не отличается от других детерминированных токов природы. Это такая же закрытая система, превращающая элементы внешнего мира в свой консервативный ток, как и физические или биологические энергии. Назначение ДТПЭ поддерживать свою активность, качество и тем более смысл взаимодействия со средой недоступен для закрытых систем. Контрольный Ток решительно отличается своей "открытой системой": активность перестает быть как самоцелью, так и консервативной. Энергия КТ – это постоянно изменяющийся и развивающийся поток, а цель у этого потока внешняя и осмысленная. Он видит элементы внешнего мира не только как сырье для своего тока, как это возможно для закрытых систем, но видит их объективно, через закономерности их существования и потому способен на реальный контакт с ними, способен ставить цели по контролю этих элементов и достигать поставленных целей. Если Детерминированные Энергии только воспроизводят свой собственный поток, то КТ открывает закономерности других энергий и присоединяет их силу к своей собственной силе. Вспомните, как уютно нам жить после НТР. Мы стали значительно сильнее – просто потому, что присоединили к себе силы открытых энергий. Животные, к примеру, так не умеют, они способны лишь поглощать определенное количество пищи, обеспечивая, таким образом, ток постоянного обмена веществ – заколдованный круг из которого им никогда не вырваться. "Порочные круги" у Юнга, "заколдованные круги" у Хорни и Адлера, "тюрьма" у Рассела, "закрытая система" у Олпорта – все это названия, которые дают ДТПЭ различные психологи и философы и неспроста. Адлер назвал порочные круги ДТПЭ бесполезной деятельностью по достижению фиктивной цели и был абсолютно прав. "Цель" у ДТПЭ как и у любого детерминированного тока лежит в самом себе – активность сама по себе, активность – это самоцель. Поэтому внешняя цель счастья – это только фиктивная, и потому недостижимая цель, обеспечивающая консервативное течение ДТПЭ – то есть три его Притяжения Влюбленности, Самолюбия и Самовлюбленности. Вот почему при ДТПЭ счастье всегда видится не там, где оно действительно находится – настоящая цель не в нем, а в активности самой по себе. Власть, слава и богатство никого еще не сделали счастливыми, даже тем редким людям, которые действительно до них доходили, но зато обеспечили течение всех трех притяжений ДТПЭ. "Все великие честолюбцы искали счастья, - говорил Наполеон, - а находили славу". Неважно как высоко человек взберется на вершины социальной лестницы (выше Наполеона уже точно не взберется!), Во-первых, ДТПЭ закрытая система, которая не даст почувствовать силу больше самого сильного своего напряжения - Самовлюбленности, которую обычно и ощущают на вершине соцлестницы. Во- вторых, это чужой, мертвый ток, который мы ощущаем только как болезнь на разбитом и несчастливом КТ. Человек неминуемо останется несчастным на ДТПЭ в любой точке социальной иерархии. Другое дело КТ – он позволяет реальное слияние энергий людей всего общества и реальный неограниченный рост силы и здоровья, осмысленность существования, наличие контроля – что и составляет ощущение счастья. Главное отличие КТ в том, что он ставит реальные цели и достигает эти цели. Его активность не является самоцелью, целью его движения служат внешние задачи, достижение внешних целей, которые в свою очередь сильно меняют мощь и качество его потока. Вот почему КТ в отличие от ДТПЭ открытая система. Осмысленным его делает наличие активного интеллекта, отображающий мир объективно и открывающий доступ к реальному контакту с ним вместо субъективной переработки его стимулов в консервативный собственный ток. Настолько же насколько все честолюбцы неминуемо оказывались разочарованными не сумев достичь фиктивной цели ДТПЭ, люди со здоровым КТ были вознаграждены счастьем удовлетворения от выполнения поставленных задач. Почти любой человек на любой должности может либо посвятить себя "продуктивной деятельности" ИК, по удачному выражению Фромма, либо стать заложником порочных кругов бессмысленного ДТПЭ. Так, повар, поедаемый тайным желанием занять место директора ресторана, может погрязнуть в интригах, возненавидеть свою работу и стать глубоко несчастным человеком, даже если ему бы вдруг это удалось, потому что на месте выяснить, что работа директора ничуть не легче, и что есть огромное множество людей значительно важнее директора ресторана. Но тот же повар, увлеченный своей профессией, может с удовольствием творить изысканные блюда изо дня в день, и в конечном итоге вырасти естественным путем и стать или не стать если не возникнет желания владельцем собственного заведения. Из этого мы делает вывод, что осмысленный, целенаправленный труд является не только привилегией носителей Контрольного тока, но и необходимостью, без которой человек будет чувствовать себя глубоко несчастным. "Удовольствие убивать время и дать некоторый выход своим амбициям, пусть очень скромный, можно найти в большинстве работ и оно достаточно чтобы сделать даже людей механического труда в среднем счастливее по сравнению с теми у кого нет работы вообще. Но когда работа интересная, удовольствие которое она может дать человеку значительно более высокого порядка нежели простое избавление от скуки. Виды интересных работ могут быть ранжированы в иерархию. Я бы начал с тех, которые интересны лишь отчасти и закончил теми, которые заслуживают поглотить всю энергию талантливого человека. Два основных момента делают работу интересной: первое, возможность упражнять приобретенное мастерство в чем-либо, второе, созидание. Каждый человек, который приобрел компетентность в каком-то деле получает удовольствие от практики своего искусства пока оно не станет в порядке вещей, или пока он не почувствует границ в развитие своего мастерства. Потребность быть активным проявляется в раннем детстве: мальчику, который научился стоять на голове, больше не интересно стоять на ногах. Подавляющее большинство работ дают то же удовлетворение, что и игры на умения. Работа адвоката или политика должна быть одной из самых глубоких форм удовольствия того же типа что и игра в бридж. Здесь конечно к удовольствию демонстрации своей искусности примешивается еще и удовольствие перехитрить не менее искусного оппонента. И даже если конкурентный момент отсутствует, все равно остается удовольствие от воплощения в жизнь трудоемкого мастерства. Летчик, который умеет делать трюки на аэроплане, находит это удовольствие настолько потрясающим, что готов рисковать жизнью ради его обретения.. Могу представить себе удовольствие хирурга, несмотря на страдания людей, которыми окружена его работа, которое он получает от исключительной точности и меткости своей работы во время операции. Тот же тип удовольствия, хотя и в менее интенсивной форме, можно получить и от большинства более скромных работ. Я даже слышал, что водопроводчики получают удовольствие от своего мастерства, хотя мне не посчастливилось повстречать таких энтузиастов лично. Все работы, требующие мастерства способны доставлять удовольствие, при условии, что они разнообразны или же гарантируют безграничное пространство для развития профессионализма. Без этих условий, удовольствие закончится, когда дальнейшее развитие мастерства остановится. К счастью, имеется огромное количество работы, где новые обстоятельства провоцируют потребность в новых знаниях, так что человеку дается зеленый свет для развития своего профессионализма, по крайней мере до средних лет. В некоторых квалифицированных специальностях, таких как политика, например, лучший возраст приходится на 60-70 лет, в связи с необходимостью в этом роде занятий большого жизненного опыта. Это дает возможность политикам быть в 70 лет значительно счастливее других людей их возраста. Их единственные конкуренты в этом смысле только главы большого бизнеса. Есть однако, другой элемент в элитной работе, который еще более способствует счастью нежели мастерство. Это элемент созидания. Всего несколько вещей на свете столь же хорошо подходят для терапии ненависти, как возможность выполнять конструктивную работу высокой важности. Удовлетворение от успеха в масштабном созидательном мероприятие одно из самых массивных удовольствий, которые жизнь может предоставить, хотя к сожалению в своих самых высоких проявлениях оно доступно только людям с исключительными способностями. Ничего не может лишить человека счастья от успеха в грандиозном мероприятии, кроме сознания того, что в конечном итоге, его работа сделана плохо. Есть множество вариантов созидательной работы. Человек, который создал схему ирригационных работ и заставил цвести дикую целину может глубоко наслаждаться результатами своей работы в самой ощутимой форме. Создание эффективной и жизнеспособной организации работа исключительной важности. Такова же работа тех немногочисленных государственных деятелей, которые посвятили свою жизнь строению порядка из хаоса, среди которых Ленин лучший пример в наши дни. Наиболее подходящие примеры людей созидательных профессий – художники и ученые... В наиболее образованных кругах современного общества, самой счастливой прослойкой являются ученные." Борьба за счастье Рассел Открытие продуктивной способности к труду как свойства здорового КТ должно повлечь за собой революционные изменения, как в теории, так и в практике экономики. Труд, творческая деятельность контроля – есть основной ресурс богатства любого народа вне зависимости от условий окружающей среды, в которых ему приходится жить. Поэтому всякая экономическая теория и практика должны быть построены на поисках путей активизации этой способности человека к труду – чем большего успеха на этом пути будет достигнуто, тем большие богатства станут достоянием этого общества. Как мы уже знаем, высвобождение продуктивных ресурсов КТ полностью зависит от наличия контроля ДТПЭ, которое потребует специального воспитания и образования молодежи. "Можно также считать, что классическая экономическая теория, основывающаяся на неадекватной теории человеческой мотивации, также может быть революционизирована, если принять реальность высших человеческих потребностей, включая стремление к самоактуализации и любовь к высшим ценностям. Я уверен, что нечто аналогичное должно быть верным и для политических наук, для социологии, для всех наук о человеке и обществе и связанных с ними профессий" Маслоу Однако, современная экономическая теория придерживается прямо противоположного взгляда. "Экономический человек" Адама Смита и "Бытие определяет сознание" Карла Маркса ставят обратную задачу провокации Эгозащитных механизмов психики и расстройства творческих ресурсов КТ, таким образом, под активированным ДТПЭ. Конкуренция и эгоизм, которые "невидимой рукой" направляют общественное благо на деле оборачиваются потерей креативных ресурсов КТ. Экономика, как и любая другая социальная науку может иметь в своей основе только законы психической энергии, так как это базовые законы человеческой активности. А законы Психической Энергии говорят о том, что Богатства проистекают из контрольной деятельности человека, из его способности открывать энергии получать доступ к их силе, а также из той любви к работе, к познанию и к науке, которая сопровождает активность КТ. Любая общественная система, которая пренебрегает этим законом, и пытается найти Богатства в провокации Эгоазщиты, искусственного превращения социальной жизни в хаос стихийных сил, в расстройство фундаментального интеллекта и заменить все это манипулятивным интеллектом взаимного выживания будет иметь в результате то, что мы имеем на сегодня: лентяев, эксплуатацию в малых и больших размерах, бедность и нищету значительных слоев населения, кризисы, нестабильность, инфляцию, безработицу, наркоманию и алкоголизм.
Глава 20 Культура и Этика
1. Культура и объективная этика.
Этика до сих пор оставалась философской дисциплиной, так как научных оснований для ответов на вопросы о правильности высокой морали и неправильности безнравственного поведения не было. "Не только вся наука XIX в. и ортодоксальная академическая психология не способны ничего предложить, но и основные теории мотивации, которыми руководствуется большинство людей, могут привести к депрессии и цинизму. Фрейдисты, по крайней мере в своих официальных трудах (но не в успешной терапевтической практике), до сих пор редукционистски трактуют все высшие человеческие ценности. Самыми глубинными и подлинными мотивами считаются опасные и отвратительные, в то время, как высшие человеческие ценности и добродетели считаются в своей основе фальшью, иллюзией, закамуфлированными вариантами "глубинного, темного и грязного". Представители наших общественных наук в большинстве своем вызывают не меньшее разочарование. Тотальный культурный детерминизм и по сей день является официальной, ортодоксальной доктриной значительной, а то и большей части социологов и антропологов. Данная доктрина не только отрицает наличие у человека высшей мотивации, но и катастрофически близко подходит к отрицанию "человеческой природы" вообще. Экономисты — не только на Западе, но и на Востоке — в основе своей материалистичны. В отношении экономической "науки" мы вынуждены решительно констатировать, что она в целом является умелым, буквальным, техническим применением полностью ложной теории человеческих потребностей и ценностей, теории, признающей лишь существование потребностей более низкого порядка, материальных потребностей (Schumacher, 1967; Weisskopf, 1963; Wooton, 1967)" Новые рубежи человеческой природы Маслоу "Должны ли мы оставить все, как есть? Должны ли мы согласиться на то, что альтернатива религии - релятивизм? Должны ли мы допустить отказ от разума в вопросах этики? Должны ли мы счесть, что выбор между свободой и рабством, между любовью и ненавистью, между истиной и ложью, между честностью и оппортунизмом, между жизнью и смертью - это лишь результат простого субъективного предпочтения? Нет, есть другая альтернатива. Правильные этические нормы может сформулировать только разум человека, и только он один. Человек способен различать добро и зло и совершать этические оценки столь же правильные, как и все прочие оценки, совершаемые разумом. Великая традиция гуманистической этической мысли заложила фундамент систем ценностей, основанных на человеческой автономии и разуме. Эти системы строились на предпосылке, что для того, чтобы знать, что хорошо или плохо для человека, надо знать природу человека. Следовательно, они по сути своей были также и психологическими исследованиями". Человек для себя Фромм Дело в том, что до сих пор считалось, что этика находится вне компетенции науки, так как невозможно научно доказать, какое поведение следует считать правильным, а какое нет. Даже Рассел часто говорил, что не видит научного подтверждения нравственного поведения, и что если бы он только сумел доказать его научно, то почувствовал бы себя счастливым. Как представляется, доказательство наличия двух энергосистем в психике вполне удовлетворяет научному решению этического вопроса. Если нравственное поведение основано на силовом поле КТ, как ощущении общего Я человечества, а безнравственное на силовом поле ДТПЭ, как активности паразитического тока, разрушающего энергетику его носителя, - то научное доказательство этики налицо. Такие понятия как совесть, справедливость, честность, преданность, верность, сочувствие, искренность, доброта считались чуть ли не спекулятивными абстракциями, которые не имеют и не могут иметь никакого научного основания, а потому не могут направлять поведение "здравомыслящих" людей. Для последних более приемлемыми линиями поведения оставались так называемый прагматизм, релятивизм и оппортунизм, что на просто языке означает пошлое приспособленчество и не б<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|