Не унижайте достоинство других людей, 20 глава
Еще необходимо сделать небольшое отступление, и сказать немного о нашей общенародной тяге к поклонению «мощам святых». Не надо быть специалистом, чтобы догадаться, что большинство мощей – обычный обман. Ну действительно, откуда могут взяться, к примеру, мощи «благоразумного евангельского разбойника», Марии Магдалины, или скажем, Марии египетской? А такие мощи выставляются православной церковью для поклонения. Особенно велико разнообразие мощей у католиков. Там есть мощи всех двенадцати Апостолов (!!!), и еще много удивительных «святынь». Известно как минимум пять подлинных голов Иоанна Крестителя. Понятно, что все это подлог, созданный в средние века для привлечения верующих, а значит и прибыли. Теперь печать и подпись какого-нибудь нечистого на руку средневекового кардинала, делает для церкви «мощи» того или иного святого «подлинными». Кроме того, мы уже говорили с вами о необходимости вообще очень осторожно относиться к термину «святой». И ныне бизнес «на мощах» процветает в католических странах. Мощи распродаются на антикварных аукционах. Существуют специальные интернет-сайты, предлагающие по сходной цене совершить «онлайн-покупку» частиц мощей того или иного святого, причем «номенклатура» святых – обширнейшая, и вызывающая неподдельное удивление и определенные вопросы. Появились такие сайты и со ссылкой на греческую православную церковь. Но даже если те или иные мощи подлинные, или как говорит церковь – «нетленные», – нет никаких предпосылок в Учении Христа, на основании которых можно было бы оправдать такое неслыханное действо – поклонение трупам или их частям. Истинная вера превращается в церковный извращенный фетишизм. Хотя Христос явно учил обратному. Вот только несколько евангельских цитат из проповедей Христа: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32); «Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк 9:59-60); «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27).
Что такое «нетленные мощи»? Своей крайне аскетической жизнью, и прежде всего образом питания, святой подвижник содержал свое тело в таком состоянии, что в нем не было процессов разложения и гниения. И после физической смерти оно не начинало разлагаться сразу, а успевало самозаконсервироваться, то есть – высохнуть, мумифицироваться. Так часто бывает и с трупами обычных людей, но для этого необходимы определенные внешние условия – например попадание тела в сухой песок, который быстро вытягивает всю влагу, или, наоборот, в болото – где не будет доступа кислорода, а в окружающей жиже его содержание ничтожно мало. Но и в современных квартирах, бывает – находят мумифицированные тела. Воздух в бетонных помещениях крайне сухой. Так что же, считать эти мумии нетленными мощами, и начинать им поклоняться? Но в большинстве своем, «мощи», которым предлагает поклоняться церковь – это уже остатки от вполне себе полностью истлевших трупов, то есть, в основном это – кости с частицами засохшей почерневшей органики. То есть это именно то, о чем Христос сказал: «костей мертвых и всякой нечистоты». Свое уважение к святым можно выражать несколько иначе, чем вскрывать их могилы и с первобытным ликованием раздирать на части то, что осталось от трупа, разнося куски останков по всему миру. Да, происходят многочисленные исцеления и «чудеса». Но истинно верующий человек, истинный христианин поймет, что исцеляет вера, а не кусок истлевшей плоти с торчащей почерневшей костью. Если человек верит в помощь святого, то есть, в конечном счете, в Божью помощь, и если Господь сочтет возможным удовлетворить просьбу, то человек получит исцеление и без всяких «мощей». Просто проехав сотни или тысячи километров, и с трепетом сердца подходя к «святыне», человек максимально усиливает свой мысленный посыл к Господу. А «по вере вашей да будет вам» (Мф 9:29). Если бы человек с таким же искренним чувством достиг этого состояния находясь у себя дома, имея перед собой икону святого, или только лишь мысленный образ – результат оказался бы тот же. И этому есть не менее многочисленные подтверждения, что исцеления происходят независимо от места, и не только «у мощей».
Стоя в очереди к «мощам» срабатывает эффект резонанса, о котором мы говорили. Он и вызывает ответную реакцию – «чудеса». Но для этого и существуют храмы. Это их прямое назначение – собирать людей для совместной молитвы. Явление поклонения частям трупов – совершенно несовместимо с истинным христианским Учением. Об этом же упоминается и в Учении «Живой Этики» Великим Учителем Мория. Он утверждает, что пора уже Человечеству собрать все «мощи», и кремировать их. Действительно, давно пора прекратить этот дикий обычай, и оставить трупы людей в покое. Но – вернемся к молитве. В завершение темы, приведем отрывок из книги известного католического проповедника Томаса Мертона о созерцательной молитве «Одинокие думы». Эти слова многим известны как «молитва Томаса Мертона», и они многим помогли настроить свое сознание на необходимый лад, если пока не хватает возможностей абстрактного мышления для бессловесной молитвы, а собственные слова как-то не идут на ум. Вот они: «Господь мой и Бог, я совсем не знаю, куда иду. Я не вижу перед собой дороги и не знаю толком, куда она приведет. Не знаю я и самого себя, – ведь я только думаю, что творю Твою волю, и может статься, что это вовсе не так. Но я верю, что Тебе угодно само стремление угодить Тебе. Надеюсь, что сохраню его во всяком деле и не отступлю. Знаю, что если я устою, Ты проведешь меня верным путем, хотя сам я не буду знать, как я шел. Буду верить Тебе и тогда, когда мне покажется, что я пропал и брошен в тени смертной. Не убоюсь, потому что Ты всегда со мной и никогда не оставишь меня одного на погибель». Будем надеяться, что эти слова помогут еще многим и многим людям.
Но для спасения души одной молитвы недостаточно. Помимо этого необходимо в корне изменить свою жизнь здесь и сейчас. Необходимо изменить сам образ мыслей, выбросить из головы навсегда все порочное и нечистое, и заполнить сознание любовью ко всему нас окружающему, к самой планете, ко всем людям без исключения, и желанием творить на Земле только добро. И творить это добро при каждом удобном случае, не ожидая ни от кого в ответ ни благодарности, ни вознаграждения. Творить добро ради самого добра – вот высшая добродетель человека, и такой человек, по словам святых отцов – становится «другом Божьим». Не рабом, творящим добро из страха быть наказанным, и не наемником, творящим добро, ожидая щедрого вознаграждения (в том числе и «на Небесах»), а именно другом Божьим, творящим добро ради самого добра, потому что по-другому и не может поступить, ибо именно так поступает и сам Господь. Разумеется, путь нелегок. Человек, вступивший на путь спасения, становится активным врагом темным деструктивным силам, которые его так просто не отпустят. Не надо ждать рукоплесканий, или облегчения бытовых проблем. На человека, делающего добро, сыплются и насмешки, и оскорбления, и обвинения в трусости (ибо закон темных сил: человек человеку – волк). Это не должно отпугнуть, ибо мы знаем, что на кону – наша вечная жизнь. Жизнь собственного «я». Или его смерть, безвозвратная и окончательная. Только идя в одном направлении с развитием Вселенной, и будучи ей полезным, можно надеяться получить жизнь вечную, ибо просто так, в подарок – ничего не дается. Можно получить что-то авансом, но отработать все равно придется. Жизнь дается авансом. И коли мы дозрели до разумного состояния своей сущности – пришло время отрабатывать. И это не противоречие с предыдущим абзацем. Это закон Вселенной. Но исполнить его может человек только в том случае, если творить добро и нести людям радость бытия – действительно станет его желанием и постоянной насущной необходимостью. Если это станет частью его «я», но при этом потребности самого этого «я» отойдут на задний план, и уступят место приоритетам и потребностям всего Человечества. «Раб Божий», или «наемник» просто не смогут стать частью Иерархии Света, и начать сотрудничать с созидательным началом Вселенной – Богом. Для этого нужно безгранично полюбить свое дело – оказание помощи всем тем, кто в ней может нуждаться. И тогда незаметно для себя вы и станете частью Иерархии Света, ибо Белое Братство – это не масонская ложа, требующая особых напыщенных ритуалов вступления в нее. Ритуал избрания человека действительным сотрудником Иерархии Света один – сама жизнь.
Как сказал один из современных православных священников, понимающих суть вопроса, а не только лишь его внешнюю сторону: «накормить нищего тарелкой супа – путь к Богу, а читать часами псалтирь в стену – путь в психиатрическую лечебницу». Очень емко суть молитвы определена в книге «Учение Храма», собравшей рекомендации и духовные советы от Великого Учителя Иллариона: «Если в молитве посылается позитивная энергия сильного эгоистического желания, но недостаточно мощная, чтобы его осуществить, то она рассеивается, а тело, в котором она зародилась и через которое была послана, получает обратный удар и ослабляется. Если же душа в высоком самоотречении, в состоянии совершенной гармонии и покоя возносит молитву Высшему, Беспредельному, – не ради какой-либо личной выгоды, а исполненная верой и любовью к этому Высшему, Беспредельному – тот же самый закон, который заставляет один полюс электричества реагировать на другой, принесет из этих Высших Сфер ответ, и ответ этот будет соответствовать действительным нуждам устремленной души. Вы еще не раз убедитесь в том, что самый верный путь приобретения какой-либо вещи – это отказ даже от самого желания ее иметь» («Учение храма» перевод с английского Е.П. Инге; том 1, часть 1, наставление 21 – Молитва). Здесь упомянут некий «обратный удар» в случае неправильного использования силы молитвенного призыва. Что же это за удар? Рассмотрим подробнее этот механизм.
*** Вселенский закон Кармы и понятие греха. Прощение и покаяние.
Настало время поговорить о Карме. В предыдущих беседах мы так или иначе касались этого понятия, так как закон Кармы – основной закон, движущий жизнь по пути совершенствования и духовного роста. Сам термин – Карма – многих западных людей, особенно христиан, пугает, отталкивает, и кажется чем-то сходным с терминами «фатальность», «рок», «предопределение», а эти понятия не согласуются со свободой выбора человека. Действительно, Учение Жизни утверждает, что свою жизнь и судьбу человек строит сам, и нет ничего заранее однозначно предопределенного. И Карма не имеет ничего общего с этими предрассудками, а почему у людей сложилось такое мнение, вы скоро сами поймете.
Часто в христианские храмы к священникам приходят люди, опечаленные чем-то тяжелым, произошедшим в их жизни. Это может быть потеря близкого родственника, которую человек считает несвоевременной (как будто знает, какой срок был бы своевременным), или какое-либо другое несчастье, или тяжелая болезнь, причин которых человек не видит, и не понимает. И на священника с отчаянием обрушиваются вопросы: «за что?», «что я сделал?», «где же справедливость?», «где же ваш Бог???». И такое происходит ежедневно и повсеместно. Человек готов абстрактно и отвлеченно принимать идею Бога, пока у него все относительно хорошо. Когда начинаются невзгоды, человек все чаще вспоминает о Боге, и просит Его о помощи. Но если человек долго не получает просимого, или случается непоправимое несчастье, многие отчаиваются, и у человека зарождается сомнение в справедливости Бога, или вообще в Его существовании. Это происходит тогда, когда случившееся не вписывается в систему жизнепонимания человека, и, как ему кажется, совершенно лишено какого-либо намека на справедливость. И действительно: один человек живет честно, трудится не покладая рук, растит и воспитывает детей, верит в Бога, ходит в храм, старается во всем руководствоваться критериями добра и справедливости, а его вдруг постигает несчастье. Но он видит, как иные живут без веры в Бога, творят зло, потакают своим низменным страстям, наживаются на горе других людей, идут по головам и трупам к вершинам власти и материального благоденствия, строят дворцы, покупают острова и яхты, и живут припеваючи, без особых проблем, и никакой Бог не спешит их наказывать. Вот тут-то у человека и закрадывается сомнение в справедливости Бога, или вообще в Его существовании. Есть даже такая поговорка – что «Бог – он Бог богатых людей, иначе не было бы бедных». Что тут говорить, логика – железная, но это логика материалиста, который признает только грубую материю, и не признает ни в какой форме жизнь сознания после смерти физического тела. Короче говоря – это логика атеиста, или полуатеиста, который признает как факт некие «неизвестные силы», но очерчивает для них строгие рамки дозволенного, за которые выходить этим «высшим силам» не дозволяется. Это «бог», сидящий в клетке, и предназначенный играть роль волшебной палочки, или исполнителя желаний. Эдакий джин – потер кувшин, приказал, получил желанное, а затем загнал за ненадобностью обратно в кувшин, до следующего раза, когда тот понадобится. И такие сказки не зря появляются – это мечтания определенной категории людей об «идеальном управляемом личном Боге». Люди этой категории хотят справедливости «здесь и сейчас», понимая саму справедливость как некую сделку, или же некий вариант немедленного «суда Линча». Вот и приходится священнику изо дня в день повторять людям на разные лады одну и ту же проповедь – проповедь о Божественной справедливости. В чем заключается эта справедливость? В абсолютной справедливости, но по отношению к человеку не как к конкретной личности, а как к бессмертной сущности. Как говорят христиане – к душе. Ибо то, что недополучила душа при этой, земной жизни – обязательно дополучит в «жизни вечной», попав по итогам своих земных дел в одно из мест дальнейшего пребывания. Поэтому человек, к примеру, отсидевший в тюрьме за совершенное им преступление, гораздо легче отделался, чем его «подельник», избежавший наказания, и до конца жизни благоденствовавший где-нибудь на Канарах. Первый уже получил свое воздаяние, а второму только еще предстоит его получить в «жизни вечной», и это будет гораздо страшнее первого. Ну, с этим все вроде бы понятно, и отсидевший в тюрьме человек радостно выходит из мест заключения с сознанием того, что теперь он чист не только перед людьми и земным законом, но и перед Богом. Он получил свое воздаяние. Тяжелее с людьми, которые живут по совести, всегда сверяясь с Божьими заповедями, стараются творить добро и не делать зла, а на них «вдруг» сваливается несчастье. Священник бодро объясняет, что каждый человек грешен, и у стоящего перед ним человека тоже есть грехи, которые тот уже и забыл, а может и за грех-то не считает, и вот за один из этих грехов, или за все сразу – Бог и наказывает. Вопрошатель понуро кивает головой (не поспоришь – первейший догмат церкви – каждый человек грешен зело, и грешит ежечасно и ежеминутно. Один грешнее другого. Как только земля носит?!), хотя оба понимают, ну или подозревают, что все-таки, вредоносность прегрешений данного человека и тяжесть постигшего его несчастья – несоизмеримы. Какая-то не очень справедливая справедливость. Тогда, немного подумав, священник начинает объяснять, что не всегда Бог дает нам какое-либо событие «за что-то», в виде наказания, а часто дает нам событие «для чего-то» – в виде испытания. Здесь священник обычно приводит как аргумент повествование из библейской ветхозаветной книги «Иов» о праведном Иове, которого Бог решил испытать, отобрав у него все, что тот имел, но тот с честью выдержал испытание, и ни разу не похулил Бога, и был за это вознагражден Богом сторицею. Приводит священник так же евангельскую историю об исцелении Иисусом слепого человека. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь Христос говорит напрямую, что это не было наказанием, а значит – было испытанием: не потеряет ли человек веру в Бога? Слепой не потерял, и был исцелен. С этим тоже вроде бы все понятно, и человек, вздыхая, отходит от священника, и идет нести дальше свое испытание. Пока все более-менее понятно. Но дотошный, пытающийся во всем разобраться человек уже почувствовал, что где-то что-то не так. Христос и Его ученики упомянули о страданиях за грехи родителей. Почему дети должны страдать за грехи родителей, если это совершенно другая душа? В этом нет справедливости, и если не подвергать сомнению величие, совершенство и справедливость Бога, то значит, что здесь чего-то недоговаривают. Чего-то в христианской церковной доктрине не хватает. Но это заметят лишь считанные единицы, и священнику не будет надобности ломать голову над этим вопросом, ответ на который он не сможет найти ни в одном писании. Кроме того – у него всегда есть под рукой железный козырь на все случаи жизни и на все вопросы, на которые он не в состоянии дать вразумительный ответ. Ведь всегда можно сказать: «такова воля Божья! Неисповедимы пути Господни!». Даже на вопрос о том, почему Господь забирает из жизни хорошего и доброго человека в самом расцвете лет, на пике его деятельности, можно неуклюже ответить, что смерть – это не наказание, а награда (весьма сомнительный и неубедительный аргумент), что душа такого человека попадает в рай, а вот для его родственников это наказание (или испытание – смотря по обстоятельствам), и все в том же духе. Возникла даже такая околоцерковная мрачная шутка – на вопрос, почему Бог всегда забирает из жизни самых лучших людей так быстро – отвечают, что Богу в раю тоже нужны, прежде всего – хорошие люди. Всем этим людям можно дать вразумительные, ну или не очень, ответы, лежащие в пределах официальной христианской доктрины (смотря по способности священника к убеждению людей, его эрудиции, и знанию церковных догматов), и отправить их с миром «молиться» и «смиряться с волей Господа». Обычные «трудовые будни» священника. Но вот священник настораживается и начинает нервничать: к нему подходит молодая мать, лишившаяся своего недавно рожденного ребенка, и в отчаянии пытается получить ответы – за что, и почему так случилось? Если это наказание ей, то за что было наказывать невинную душу? Если Бог забрал чистую душу в рай, то по какому принципу Он выбирает – кого забрать, а кого оставить жить? Если это испытание матери, то оно чрезмерно жестоко и бессмысленно, ибо кроме отчаяния оно ничего не может ей принести, а если она примет это как данное, смирится, и будет спокойно жить дальше – это очень сомнительное духовное «достижение». Кроме того, если это испытание, то опять же пострадала невинная душа. Никакой справедливостью и не пахнет. А ведь это случается сплошь и рядом, и священнику приходится встречаться с такими женщинами постоянно. Аргумент «такова воля Божья, молись, дочь моя!» ее не устроит. Если воля Бога – это очевидное зло, то кто же тогда сам Бог? А еще в голове начинают всплывать жуткие ветхозаветные рассказы об уничтожении младенцев, да и евангельское повествование о рождестве Христа начинается с истории об уничтожении царем Иродом многих тысяч младенцев в Вифлиеме. Почему иудейский Бог такой кровожадный? Не ошиблись ли люди в выборе Бога? Она пришла получить конкретные ответы, и решительно настроена раз и навсегда выяснить свои отношения с Богом. Момент серьезный, человек рискует лишиться веры навсегда. Тут священник вспоминает, что читал где-то, что какой-то святой отец церкви, опираясь на какие-то писания, упоминал об этом. Вряд ли он вспомнит источник. Обычно в таких случаях произносят: «святые отцы церкви по этому поводу говорят: …». Смысл утверждения в том, что Бог все знает – и будущее в том числе, поэтому Он знает, что если бы этот младенец вырос взрослым, то стал бы злодеем или преступником, а поэтому для его же души Бог сделал так, как лучше – забрал его к себе, пока тот не успел нагрешить. Но тут мы возвращаемся к вопросу – если Бог всезнающий, зачем Он вообще создавал грешников и злодеев, зачем Он позволил вообще этому младенцу родиться? Он показал его в мир, дал радость и надежду матери, а потом забрал ребенка. Утешения в таком объяснении тоже мало, и так же не видно и справедливости. Кроме того, если по утверждению самой же церкви у каждого человека есть выбор в любой ситуации, не могло ли получиться так, что Бог ошибся? Может быть, этот младенец вырос бы не таким уж и плохим? Ведь даже злодей может покаяться и стать на путь истинный? Да, собственно, разве в мире мало злодеев? Почему они не умерли в детстве, и Господь позволил им жить и совершать ужасные злодеяния? В общем, и этот довод при ближайшем рассмотрении оказывается бессилен дать исчерпывающий ответ. Кстати, ни в каких писаниях христианской церкви нет этих объяснений о «будущих злодеях». Откуда же они взялись? Откуда это взяли те отцы церкви, которые таким образом пытались хоть как-то утешить горе этих матерей? А вот откуда. Это отголоски Учения Жизни, оставшиеся сейчас только в восточных Учениях. Именно из них взяты эти утверждения, но они полностью выдернуты из контекста, и потому сегодня не могут удовлетворить ни одну безутешную мать. Но большего сказать им эти духоносные отцы не могли, ибо иначе немедленно были бы уничтожены церковью, как еретики, подрывающие устои и благополучие церкви. Это отголоски истинного, неискаженного Учения Христа, которое церковь так старательно уничтожала и выхолащивала на протяжении многих веков. Дело в том, что на этот вопрос безутешной матери невозможно ответить в отрыве от Учения о реинкарнации человека (и мы далее подробно разберем этот вопрос о младенцах, но сначала мы должны кое-что усвоить). И термин «Божественная справедливость» приобретает свое истинное значение так же, только вместе с Учением о реинкарнации. Человеку, признающему факт реинкарнации, уже несложно понять, что постигшее его несчастье обусловлено наказанием за что-то, что он совершил в прошлой земной жизни в ипостаси другой личности. Так же несложно будет ему понять, что наказания – это не месть Бога, ибо месть – это удел примерно равных существ. Кроме того, Бог лишен низменных чувств и эмоций, вроде чувства мести. Богом двигает лишь любовь ко всем людям без исключения. Наказание – это учебный процесс. Родитель наказывает ребенка не для того, чтобы отомстить ему, а потому что любит его, и хочет научить его, чтобы тот не повторял больше своих ошибочных действий себе же во вред. Для чего человек учится – тоже понятно, ибо после смерти физического тела – не «вечный покой», а непрерывная работа над собой, дальнейшее продолжение обучения в ипостасях еще многих и многих личностей, и в перспективе – возможность самому стать частью Иерархии Света, и это тоже будет только начало... Некоторые воскликнут – это несправедливо и нелогично, ведь личность уже другая, и человек не помнит того, за что его наказывают? А если он не помнит, то не извлечет никакого урока из постигшего его наказания? Это не так. Человек остается один и тот же. Истинное «я» человека, не обусловленное ничем, кроме его существования – остается всегда одно и то же. Мы уже рассматривали это на примере человека, например вследствие аварии, или иного потрясения, полностью потерявшего память. Личности больше нет – он не знает кто он, как было его имя, кто его родные, чем он занимался и кем был – ничего. Но ощущение своего «я» осталось. Начинает формироваться другая личность, еще при жизни одного физического тела. Этого можно добиться искусственно. Не зря раньше, во времена расцвета христианского подвижничества, при пострижении в монахи человеку давали новое имя, он отрекался от всего, кем он был, и от всех, кого он знал. Еще при жизни формировалась новая личность с иными жизненными приоритетами и совершенно другим мировоззрением. Но теперь такого монашества уже нет. Имена меняют, но это лишь слепое подражание. Это радикальные случаи изменения человека при земной жизни, и они редки. Но абсолютно каждый человек сильно меняется на протяжении даже одной земной жизни. Живя день за днем, человек этого не замечает, да и не задумывается об этом. Но ведь наша личность – это тоже не что-то неизменное. Она тоже претерпевает изменения, ибо изменяется все. Что такое – восприятие человеком своей личности? Это восприятие, относящееся к моменту «здесь и сейчас». Вот вы стоите, и смотрите в окно. Видите окружающий мир, ощущаете себя в своем теле, в данный момент времени, и в клубке дел и задач, связанных с вашей текущей жизнью. А теперь вспомните ваше детство, например, как вы ходили в школу в младших классах. Это были вы? Это не праздный вопрос. Умом вы понимаете, что да, это были вы, кто же еще? Но вот только другой, незнакомый, далекий. И хотя вы понимаете, что это и тогда было ваше «я», мировосприятие кардинально поменялось, и вы никогда уже не сможете ощутить то, детское «я» на себе. Так же, как никогда не сможете «запихнуть» ваше теперешнее «я» в тот период жизни, в воспоминаемую форму себя. Так одна ли это личность, или две разные? Совершенно ничего общего – другие интересы, цели, знакомства, мечты, мысли, само тело – все другое, изменившееся до неузнаваемости. И все же – личность одна, но непрерывно изменявшаяся, и пришедшая к осознанию вашего сегодняшнего «я». Завтра вы будете уже чуточку другим, а через несколько лет, оглянувшись на день сегодняшний, вы, быть может, опять не узнаете себя в том человеке, с которым сегодня отождествляете свое «я». Жизнь идет, и изменяется все. Можно условно разбить свою текущую личность на несколько «под-личностей» – жизненные этапы, когда у вас менялись мировоззрение и жизненные приоритеты. Например – детство, юность, жизнь в браке, старость. У каждого по-своему, у кого-то этих этапов больше, у кого-то меньше, но у всех они есть. Это – путь изменения, роста самосознания и оценки окружающего мира – путь накопления опыта. Эти этапы не нарушают целостности и преемственности осознания своего «я» в каждый последующий момент времени, хотя многое из прошлого вы можете уже не помнить. Они как бы нанизаны на один стержень, проходящий через время – осознание своего «я». Так же, как эти «под-личности» нанизаны на стержень самоосознания своего «я», точно так же нанизаны на этот же самый стержень постоянно сменяющие друг друга личности воплощений человека. Это всего лишь такие же этапы пути развития сознания, развития индивидуальности, того же самого пути – накопления и осмысления опыта. Просто большинство из людей не помнят предыдущие этапы. Но мы не помним и своего раннего детства. Из этого же мы не будем делать заключения, что это был другой человек? Некоторые люди страшатся физической смерти тела, даже зная о реинкарнации, говорят – «это уже буду не я». Полное заблуждение, исходящее от непонимания сути происходящего. Это будете именно вы! Ощущение своего «я» никуда не денется, ибо именно оно и существует. Это то, что истинно ваше, и никто не может этого у вас отнять, потому что это вы и есть. Оно и есть – бессмертное эго, единица Вселенной. Оно пойдет с вами через все реинкарнации и на Земле, и в дальнейшем, если конечно, вы выберете путь развития – путь жизни. Вечной жизни. Кажется, что при новом воплощении и блокировке предыдущей памяти теряется целостность и преемственность осознания своего «я». Это не так. Преемственность, то есть непрерывность осознания своего «я» существует и в этом случае. Как уже отмечалось – младенцы и дети в раннем возрасте еще помнят свою предыдущую жизнь, и эта память уходит и закрывается постепенно, мы об этом говорили. Огромное количество людей, перенесших клиническую смерть и возвращенных к жизни отмечают, что нет никаких «провалов» – есть мгновенное изменение условий существования. Как бы там ни было, ни физическая смерть, ни новое рождение не являются непреодолимыми барьерами для сознания, это лишь резкое изменение внешних условий его существования, которое, само по себе, не обусловлено ничем, кроме самосущего «я есть». Так что, преемственность осознавания своего «я» существует в любых ситуациях. Другое дело, что человек в новых условиях быстро забывает, кем он был до того. У индивидуальности слишком много забот, связанных с адаптацией к совершенно непривычным новым условиям, в которых проблески памяти о прошедшем периоде существования все больше и больше напоминают туманный мираж, а затем исчезают совсем. Кого-то и это не убедило, кому-то очень трудно во что-то поверить, пока он не пощупает все это своими руками. Откуда мне знать, скажет такой человек, если я сам сегодня ничего из этого не помню, у меня нет воспоминаний о таких опытах, может быть все это выдумки? Так вот, подобный опыт есть у каждого жителя Земли, и каждый его испытывал много раз, и что-то всегда помнит. Вы спросите, что это за опыт? О чем речь? А вот о чем. Вы уверены, что ваша теперешняя земная жизнь для вашего сознания целостна и полностью непрерывно преемственна? Вы однозначно в этом уверены? А очень зря. В жизнедеятельности каждого человека ежесуточно случаются перерывы на сон. Вы можете вспомнить и осознать сам момент засыпания? А много ли вы помните из того, чем жило ваше сознание во сне прошлой ночью? А помните ли, что вам приснилось год назад, два, три года назад? Сможете ли день за днем восстановить последовательную цепочку всех своих снов за хотя бы последние лет десять-пятнадцать? Вряд ли. Кроме того, необходимо учесть, что обычно просыпаясь, человек помнит (и то не всегда) лишь последний перед пробуждением сон. Во сне наше сознание бодрствует, отдыхает лишь тело и физический мозг, да и то не полностью. И даже если в сам момент просыпания вы еще какое-то время помните события, происходившие во сне, и даже помните какие-то ощущения, связанные с последним сном, то к середине дня вы его, скорее всего, навсегда забудете. (Полная аналогия с тем, как ребенок забывает события прошлого воплощения). Так что такой опыт есть у каждого человека. Это иллюстрация преемственности состояний сознания. Но если момент просыпания еще можно уловить и запомнить, то вот момент перехода из бодрствования ко сну вы не сможете уловить и впоследствии вспомнить никак. Попробуйте поймать момент, когда вы уже спите, но во сне помните свои последние действия в реальном (условно реальном) мире. Вряд ли это у вас получится. Значит, вы никогда не вспомните, как очутились во сне, откуда туда пришли. Он просто начнется для вас «ниоткуда». Поэтому, строго говоря, никакой целостности и непрерывности осознания своего «я» не существует даже в течение суток. Однако, это не мешает человеку утверждать, что его жизнь целостна и непрерывна. Просто все зависит от того, как на это посмотреть. Мы ежедневно засыпаем, хотя знаем, что не будем помнить большую часть из того времени, что сознание проведет во сне. Не будем помнить и самого перехода из одного состояния в другое. Но мы же не опасаемся того, что проснувшись, это «буду уже не я»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|