Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моциональная направленность личности -




направленность чувств и переживаний человека. Рассматривает­ся альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помо­щи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседни­ке); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета);

пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе ко­торой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стрем­ление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стрем­ление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет харак­тер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на чело­века путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средства­ми Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учи­теля.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душев­ные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает лю­дей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.

ЭПИСТОЛОГИЯ — философская наука о знании.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные пед. рабо­ты: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обу­чения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о при­личии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рож­дения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — не­обходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не до­пускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ре­бенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в разви­тии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

I

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных зна-ний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть этики, отра­жающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются законо­мерности проявления морали в сознании, поведении, отношени­ях и деятельности педагога.

ЭТНОПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой яв­ляется народная педагогика, закономерности становления и раз­вития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наи­более действенным тогда, когда педагог не доводит идею до кон­ца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельно­му завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг дру­га в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реали­зации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученное™ к обучен-ности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

ю

ЮВЕНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - идея вечного творче­ства, движения, активного восстановления после перегрузок; обу­чение учащихся методам саморегуляции и повышение их адапта­ции к экстремальным условиям, регуляции своего физического и

морального состояния, научение ориентации в вопросах собствен­ного здоровья.

ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных На­ций (ООН). Создан в 1946 г. для организации помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название — с 1953 г.). Ю. воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать программы по­мощи детям. Наиболее важными инициативными акциями Ю. за последние годы стали содействие в разработке проекта Кон­венции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамб­леей ООН 20^ ноября 1989 г.), участие в подготовке и проведе­нии в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятии на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обеспечении выжива­ния, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в дело защиты детства и мира.

Я

Я — результат выделения человеком самого себя из окружаю­щей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих фи­зических и психических состояний, действий и процессов и пере­живать свою целостность и тождественность.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людь­ми и относится к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - та часть ^-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуаль­ное Я»)', того, каким учитель видит себя и оценивает по отноше­нию к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»), того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»)', того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

Я-СООБЩЕНИЕ — прием пед. оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказать отношение учите­ля к поведению ученика, но необходимо тонко скорректировать его действия. Я-сообщение реализуется через высказывание (со­общение) одним человеком своего отношения к поступку др. че­ловека или к.-л. явлению. «Я всегда...», «Я не находила себе мес­та...», «Меня всегда...».

Я УЧЕНИКА — комплекс представлений и знаний ребенка о себе как школьнике. Представления и знания о себе у школьника неравнозначны и порой противоположны и во многом обуслов­ливают поведение ученика и его успехи в классе, к-рые, в свою очередь, становятся предметом оценки др. лиц, в основном учи­теля. От принятия учеником оценочных суждений др. людей и объяс­нения их себе зависит его самооценка, образ себя. Для младших школьников важна их оценка учителем, для старших — оценка сверстниками. Для многих старшеклассников характерно стремле­ние сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его повысить.

ЛИТЕРАТУРА

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. Вайзман И.П. Реабилитационная педагогика. — М., 1995. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекст­ный подход. — М., 1991.

Воспитание детей в школе. — М., 1998.

Гузеев В. В. Образовательная технология от приема до филосо­фии. - М., 1995.

Детское движение: Вопросы и ответы. — Кострома, 1994. Дефектология: Словарь-справочник. — М., 1996. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический сло­варь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Минск, 1998.

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразо­вания педагога. — М., 1994.

Коджаспирова Г.М. История и философия образования в табли­цах и схемах. — М., 1998.

Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. — М., 1993. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1982.

Конюхов И.И. Словарь-справочник практического психолога. — Воронеж, 1996.

Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. — М., 1994. Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М., 1988. Краткий психологический словарь-хрестоматия. — М., 1974. Краткий психологический словарь. — Ростов н/Д, 1998. Краткий словарь по социологии. — М., 1989. Куписевич Ч. Основы обшей дидактики. — М., 1986. История педагогики. — М., 1998.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М., 1996. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направле­ния, проблемы. — Свердловск, 1988.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. — М., 1997.

Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Нестеренко А.В. и др. Основы сексологии. — М., 1998. Нововведения в муниципальном управлении образованием. — М., 1997.

Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. — М., 1984.

Новые ценности образования: забота — поддержка — консуль­тирование. — М., 1997.

Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М., 1995.

Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

Оконъ В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. — М.; Воронеж, 1998. Основы дидактики /Под ред. Б.П.Есипова. — М., 1967. Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1988. Педагогика/Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина. — М., 1986. Педагогика /Под ред. Г.Нойнер. — М., 1978. Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого. —М., 1997. Педагогика и психология. — М., 1997. Педагогический словарь. — М., 1999. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — Рязань, 1996.

Петровский В.А. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996. Полонский. В.М. Словарь понятий и терминов по законодатель­ству Российской Федерации об образовании. — М., 1995. Прикладная социальная психология. — М.; Воронеж, 1998. Профессиональные объединения педагогов: Психология и пе­дагогика. — М., 1998.

Психология: Популярный словарик / Под ред. И.В.Дуброви­ной. — М., 1998.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководи­телей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. ВА-Мижери-ков. — Ростов н/Д, 1998.

Розанова В.А. Психология управления. — М., 1997. Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М., 1990. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — T.I.

Семейное воспитание: Краткий словарь. — М., 1990. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1997. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненаси­лия. - М., 1997.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 1997. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995. Словарь иностранных слов. — М., 1990. Словарь русского языкам: В 4 т. — М., 1984. Советы педагогу-воспитателю. — Рязань, 1996. Сулимова Т. О. Социальная работа и конструктивное разреше­ние конфликтов. — М., 1996.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. Терминологический словарь по библиотечному делу и смеж­ным отраслям знаний. — М., 1995.

Управление школой: теоретические основы и методы. — М., 1997. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организаци­онные и человеческие ресурсы. — М.: 1995.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М.,

1994.-Вып. 1-3.

Философский словарь. — М., 1986.

Философско-психологические проблемы развития образова­ния. - М., 1994.

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, — М., 1997.

Фридман Л.М. и др. Психологический справочник учителя. — М., 1998.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.,

1995.

Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.

Шульга Т.И., Олифренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи. — М., 1997.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.

Шуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процес­са. -М., 1997.

Литература...    

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...