Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация (типизация) полоролевая - 10 глава




ТРАДИЦИИ (от лат. traditio — передача, повествование) — ис­торически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколе­ние знания, формы деятельности и поведения, а также сопут­ствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. складываются на основе тех форм деятельности, к-рые не­однократно подтвердили свою общественную значимость и лич­ностную пользу. С изменением соц. ситуации развития той или иной общности Т. могут разрушаться, трансформироваться и за­мещаться новыми. Т. служат важным фактором регуляции жизне­деятельности людей, составляют основу воспитания. Большое вни­мание Т. в процессе сплочения детского коллектива уделял А.С.Макаренко.

Традиции базисные педагогические — система предельно об­щих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теорети­ческой (мыслительной) и практической воспитательно-образова­тельной деятельности каждого поколения определенных, задан­ных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение к-рых зависит от конкретно-истори­ческого состояния цивилизации. Разрабатывает понятие Г.Б.Кор­нетов.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ (трансакционный) — направление в психологии, разработанное в 50-е годы амер. психологом и пси­хиатром Э.Берном. Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний Я — родитель, взрослый и ребенок. Транс -актный подход в работе учителя проявляется в том, что он умеет строить общение с учащимися и от себя к ним, и от них к себе по законам Т. а., анализировать ситуации взаимодействия с воспи­танниками на основе трех психических состояний, что помогает ему понять специфику общения с ними.

ТРЕВОЖНОСТЬ — повышенная склонность человека испы­тывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях, в т. ч. и в таких, общественные характеристики к-рых к этому не предрас­полагают.

ТРЕНИНГ — форма интерактивного обучения, целью к-рого является развитие компетентности межличностного и профес-

сионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя. Тренинг делового общения — вид соц.-психол, тренинга, направ­ленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного обще­ния в условиях профессиональной деятельности.

ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ - сознательное или бессозна­тельное сопротивление ребенка целенаправленному пед. воздей­ствию, вызванное самыми разными причинами, включая пед. про­счеты воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности характера, другие личностные характери­стики учащихся, воспитанников, затрудняющие соц. адаптацию, усвоение учебных программ и соц. ролей.

«ТЫ-СООБЩЕНИЕ» — прием скрытой пед. оценки, заключа­ющейся в объяснении либо предположении причин поступка уче­ника («Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя, скорее все­го...»).

ТЬЮТОР — опекун.

У

УБЕЖДЕНИЕ — 1) метод воспитания, представляющий ин­теллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения, У. основано на осмысленном принятии человеком к.-л. сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение м. б сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не восприни­мается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в научной полемике и в воспитании; 2) осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориента-циями, взглядами. Система У. человека отражает его мировоззре­ние; 3) процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.

УМ (умственные силы) — обобщенная характеристика позна­вательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — совокупность индивидуальных способно-

стей к накоплению, знанию, совершению мыслительных опера­ций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гиб­кость, широта, креативность.

УМЕНИЕ — подготовленность к практическим и теоретичес­ким действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта У. формируется пу­тем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умения педагогические — совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации', с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использова­нием пед. самоанализа.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ— форма мышления, при к-рой на осно­ве нескольких суждений делается определенный вывод. У.: индук­тивные, дедуктивные, по аналогии.

УНИКАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - формирование широ­кого многообразия различных учебных заведений с собственной пед. концепцией и значительным количеством педагогов, работа­ющих по авторским программам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ — 1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а так­же структуры управления самих образовательных учреждений;

2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически по­вторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффек­тивное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и конт­роль, определяющие функционирование и развитие основных об­разовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерыв­ное саморазвитие.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ -ценности, нормы, принципы управления вместе с характерными для данного учебного заведения обычаями, традициями, ритуа­лами.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД — труд по организации и осуще­ствлению процесса управления совместной деятельностью кол­лектива.

УПРАЖНЕНИЕ — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо един­ственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компо-

ненты процесса учения (научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предше­ствуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обес­печивает завершение уяснения и закрепления, а также обобще­ния и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык. У. может осуществляться и сра­зу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.

УПРЯМСТВО — отрицательная особенность поведения чело­века (переходящая в черту характера), выражающаяся в стремле­нии во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разум­ным доводам, просьбам, советам, указаниям др. людей.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ - 1) установка личности на опре­деленный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; 2) степень сложно­сти задач, выбираемых человеком, уровень трудности целей, на достижение к-рых претендует индивид; 3) желаемый уровень са­мооценки личности (уровень Я}. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой др. людей или самим собой в иной период жизни.

УРОК — динамичная и вариативная основная форма организа­ции учебного процесса, при к-рой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся — с классом — по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач обра­зования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип У. может иметь нескольких разновидностей. Напр.: тип урока — объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т.д.

Урок традиционный — урок, к-рый характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учеб­ного материала, сложившимися традициями и стереотипами.

УСВОЕНИЕ — овладение человеком в процессе обучения дей­ствиями, понятиями, формами поведения, выработанными об­ществом. Проходит в несколько этапов: восприятие, понимание,

запоминание, возможность практического использования (приме­нение).

УСТАВ ШКОЛЫ — свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных струк­тур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и струк­туру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспита­тельную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

УСТАНОВКА — готовность к определенной активности, воз­никновение к-рой зависит от наличия следующих условий: акту­альной потребности и объективной ситуации удовлетворения этой потребности.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях. Одно из профессионально значи­мых личностных качеств учителя.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — процесс приобретения чело­веком новых знаний, умений и навыков или изменения старых;

деятельность по решению учебных задач. Последовательность осу­ществления У. д.: анализ задачи, принятие учебной задачи, акту­ализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; со­ставление плана решения задачи, практическое ее осуществление, контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятель­ности, необходимых для решения учебной задачи.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — цель, к-рую надлежит достигнуть уче­нику в определенных условиях учебного процесса. Основное от­личие У. з. от др. заключается в том, как считал Д.Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с к-рыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам оп­ределенного класса, к-рые в последующем успешнее им реша­ются. У. з. решается посредством системы учебных действий. Пер­вым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в У. з. Это действие нацелено на поиск такого исходно­го отношения предметных условий ситуации, к-рое служит об­щей основой последующего решения всего многообразия част­ных задач. Др. учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных усло­виях, контролировать и оценивать процесс решения У. з. Твор­ческий подход к поставленной У. з. невозможен без актуализации и правильного применения имеющихся знаний, разносторонне­го анализа текущей информации, сопоставления различных спо­собов ее использования. Поэтому учащихся необходимо упраж­нять в решении разнообразных У. з., развивающих их умственные

способности и навыки анализа, синтеза, обобщения, классифи­кации.

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА — творческая задача, к-рая уже реше­на учеными, но является новой для учащихся. Направлена на вы­работку исследовательских умений учащихся.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — нормативный документ, в к-ром определяется круг основных знаний, навыков и умений, подле­жащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предме­ту; логика изучения основных идей с указанием последовательно­сти тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной про­граммы: концентрический (когда отдельные части учебного мате­риала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образу­ют непрерывную последовательность тесно связанных между со­бой звеньев, содержание знания передается один раз в опреде­ленной логике).

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - см. Педагогиче­ский процесс.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ — литература, содержащая системати­зированные, изложенные в доступной форме сведения научного или прикладного характера, и предназначенная для преподава­ния и изучения.

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по опре­деленному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики. Учебные пособия — 1) книги, излагающие основы научных зна­ний по определенному учебному предмету с определенных автор­ских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдель­ным учебным предметам; 3) специально изготовленные и нату­ральные предметы и материалы, использующиеся в качестве ис­точника знаний в учебно-воспитательном процессе.

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — действия, с помощью к-рых уча­щиеся решают учебные задачи. К У. д.относятся: постановка про­блемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, конт­роль, оценка, коррекция.

УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ - конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, реше­ние противоречий и т. д.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведе-

нии, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Учебный базисный план — 1) полный набор учебных дисцип­лин, обязательных для изучения на определенном этапе получе­ния образования; 2) основной государственный нормативный до­кумент, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных учреждений. Служит базой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. У. б. п. содержит вариативную часть, учитывающую наличие национальных, региональных и местных социокультурных особенностей, традиций, а также специфику школы.

Школьный компонент учебного плана — факультативные и обя­зательные занятия по выбору обучающихся, отражающие специ­фику конкретного образовательного учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — педагогически адаптированная сис­тема знаний, умений и навыков, выражающая основное содержа­ние той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе к-рого решаются задачи обра­зования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение).

УЧЕНИЕ — особым образом организованное познание; позна­вательная деятельность обучаемых, направленная на овладение сум­мой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР - учитель, работающий в пара­дигме личностно-ориентированной педагогики и руководствую­щийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощре­ние, доверие как выражение внутренней личностной уверенно­сти учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпати-ческое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков). Понятие введено К.Роджерсом.

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -образовательные учреждения, реализующие дополнительные учеб­ные программы различной направленности, выходящие за преде­лы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художе­ственные школы, школы искусств, дома детского творчества, стан­ции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — учреждения, предназначенные для вос­питания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823-1870) — вели­кий русский педагог, один из основоположников пед. науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как пред­мет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической ли­тературы», «О народности в общественном воспитании», «Три эле­мента школы», «Детский мир» и др. Основой пед. системы У. стали требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-уроч­ной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Од­ним из первых разрабатывал основы пед. антропологии.

Ф

ФАКТОР (от лат. factor — делающий, производящий) — при­чина, движущая сила к.-л. изменения, явления.

Факторы развития — система факторов, определяющих психичес­кое и поведенческое развитие ребенка. Основными Ф. р. выступа­ют биологические и социальные (среда и воспитание).

ФАКУЛЬТАТИВЫ — одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию. Ф. проводятся по специальным программам, согласованным с программами обя­зательных предметов, организуются по выбору и желанию уча­щихся в соответствии с отводимыми на них учебными часами в учебном плане.

ФАС(Ц)ИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от англ. facilitate - об­легчать) — повышение скорости или продуктивности деятельно­сти человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т.п.) др. человека (или группы лю­дей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Воз­никновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых за­дач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно

на качественные, соответственно повышая результативность от­носительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также за­висимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъек­та, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятель­ности. Указанное явление получило название соц. ингибиции (по­давления). Явление Ф. с. учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса.

ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИЕ — явления, влияющие на продуктивность деятельности че­ловека и его психическое самочувствие: фасилитация (усиление энергии человека в присутствии др. людей); конформность (под­верженность групповому давлению и изменению своего поведе­ния под влиянием др. лиц, группы); групповая нормализация (фор­мирование усредненного стандарта-нормы); экстремизация (решение, принимаемое группой, — более рискованное, чем ре­шение, принимаемое индивидуально, феномен «сдвига к риску»);

подчинение авторитету (влияние меньшинства).

ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ («маугли», «дети джунглей») — люди, выросшие в изоляции от человеческого общества, среди живот­ных, в результате чего навсегда утратившие возможность достичь нормального психического, умственного развития. Появление таких людей ярко подверждает соц. характер человека, огромную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ — трактовка сущности воспи­тания, его принципов и ценностей как взаимодействие общече­ловеческого, конкретно-исторического и национального компо­нентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО - научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных воп­росов, предлагает варианты их решения, к-рые могут сделать ус­пешной интеграцию сил общества с целью повышения культур­ного уровня народа.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — общая теория, рассматри­вающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносео­логии, антропологии как особую область социокультурной гума­нитарной практики, функционирующую на принципах сочетания

индивидуального и соц. в образовании, целостности, универсально­сти и фундаментальности, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства национально-государствен­ных и общемировых начал в образовании (подход, разрабатываемый Н.П.Пищулиным и Ю.А.Огородниковым).

ФЛЕГМАТИК — см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (Отец Павел) (1882-1937) — религиозный мыслитель и ученый. Основные работы:

«Философия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспомина­ния прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценнос­ти Православия. Деятельность человека, не ограниченная выс­шими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области искусства, к культу оторванного от жизни знания — в области науки, к культу хищничества — в области хозяйства, к культу личности — в области политики. За­ложил основы философии генеалогии, к-рая была для Ф. свое­образной педагогикой: история рода должна давать нравствен­ные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа:

«Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к вла­сти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к лю­дям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

ФОРМА (в пед.) — способ существования учебно-воспитатель­ного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Формы организации воспитательного процесса — формы, в рам­ках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целе­сообразной организации коллективной и индивидуальной деятель­ности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспи­тания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Формы организации обучения — внешнее выражение согласо­ванной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, до­полнительные занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс развития и ста­новления личности под влиянием внешних воздействий воспита­ния, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обуче-

ния; процесс становления человека как субъекта и объекта обще­ственных отношений.

ФРОНДЕРСТВО — одно их проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по су­щественным, а по личным, непринципиальным мотивам, из

духа противоречия.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние нарастающего внут­реннего напряжения, возникает при наличии реальных или мни­мых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разо­чарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и др. отрицательными переживаниями.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - назначение, роль, ради к-рых возник и существует организованный и целе­направленный пед. процесс. Ф. п. п. подразделяются на образова­тельные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических про­цессов и свойств личности, логических приемов, операций, суж­дений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой обществен­ных отношений и соц. приемлемого поведения).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — 1) законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий;

2) операции, действия субъекта управления, соответствующие ста­диям управленческого цикла. Ф. у. учебно-воспитательной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на целевые, соци­ально-педагогические, организационно-педагогические, инструктив­но-методические, административно-хозяйственные.

ФУРКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - построение учебного плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.), с преимуще­ственным вниманием к определенной группе учебных предметов.

х

ХАРАКТЕР (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокуп­ность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, др. людям, самому себе,

выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляю­щаяся в стиле деятельности и общении. Зная X. человека, можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его на­правления.

ХАРИЗМА (от греч. charis — подарок) — наделение личнос­ти свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безо­говорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персони­фицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возни­кает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизма-тическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи становятся поводом к его прославлению (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения— как непости­жимая мудрость). Определенной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда при­сущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета.

ХОЛЕРИК — см. Темперамент.

ХОЛИСТСКИЙ ПРИНЦИП (от греч. holos - целый, весь) -методологический принцип целостности: целое больше суммы со­ставляющих его частей. Этот принцип начинает широко использо­ваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целост­ный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. п.

Ц

ЦЕЛЬ — 1) один из элементов поведения, сознательной дея­тельности, к-рый характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее дости­жения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека.

Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выяв­ления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению. задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформиро­вать общественные цели в цели совместной деятельности с вос­питанниками.

Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и воз­можностей для самовыражения самому воспитаннику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...