Оснащение игрового занятия. Зачем мы это делаем? . Игровое занятие. Родительские семинары. Родители как психотерапевтические агенты
ОСНАЩЕНИЕ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
Ни один из упомянутых ниже предметов не является непременным. Однако, поскольку игра является естественным средством экспрессии для ребенка, наличие игрового оборудования способствует созданию свободной атмосферы и позволяет чем-то заняться. Опыт показывает, что могут быть полезны следующие материалы: глина бумага бутылочка с соской кукольная семейка машина оловянные солдатики куклы би-ба-бо (люди и животные, самодельные или покупные) Бобо (кусающаяся игрушка) маленькая картонная коробка с прорезанными на сторонах дверями и окнами (служит как кукольным домиком, так и ящиком для игрушек) цветные карандаши тупые ножницы резиновый нож солдатики маска Одинокого Рыцаря докторский чемоданчик пластырь игрушечные деньги веревка прозрачная пленка серсо игрушечный телефон дротики
ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?
Цель этой программы — способствовать росту и развитию ребенка. Мы работаем в этом направлении, помогая родителям понять своего ребенка, а также смысл интеракций между родителями и детьми. Мы надеемся, что в конечном счете родители будут получать настоящее удовольствие от воспитания детей! Теперь поговорим о деталях.
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Чтобы добиться большего понимания родителями своих детей, мы используем те приемы, которыми пользуется игровой терапевт на своих занятиях с детьми. Родителям предстоит проводить еженедельно тридцатиминутное занятие с одним из детей в семье. Обычно таким «идентифицированным ребенком» становится тот из детей, кто больше всех нуждается в помощи, или тот, с кем родителю труднее всего справляться — родители определяют его как «ребенка, с которым у меня нелады». Возраст детей — между двумя и десятью годами. Часто родителям хочется проводить занятия сразу со всеми детьми, но, хотя я не сомневаюсь в их добрых намерениях, мой опыт показывает, что не удается оставаться состоятельным, когда еженедельно проводишь тридцатиминутные занятия с несколькими детьми.
Понятно, что родители не могут внезапно обрести все уменья профессионала, но они будут получать помощь двумя путями. На первых двух семинарах они будут упражняться в базовых навыках по рефлективному слушанию, эмпатическому пониманию, пермиссивности, принятию, обычно используемых в игровой терапии, центрированной на ребенке; они также будут учиться сообщать о своем понимании. Такое обучение осуществляется посредством обсуждения принципов, просмотра некоторых моих видеозаписей с занятиями с детьми, а также путем разделения родителей на пары и упражнения в процессе ролевой игры, когда один из родителей становится ребенком, а другой — родителем. После такого базового тренинга общая структура каждого семинара состоит из докладов родителей о игровых занятиях на этой неделе и анализа отдельных фрагментов видеозаписи, которую сделала одна из матерей на своем занятии. Если это невозможно, то родитель приводит ребенка и проводит с ним занятие в присутствии группы. Это позволяет консультанту обеспечить прямую консультацию и убедиться, что родитель усвоил навыки и вышел на торную дорогу. Другие родители в группе получают возможность попрактиковаться в оказании поддержки, которая очень важна для родителя, демонстрирующего свои занятия. Этот аспект отсутствует в других формах обучения родителей. Остаток времени на семинаре посвящается продолжению специального обучения каждому из пяти основных элементов игровой терапии, центрированной на ребенке и разыгрыванию ситуаций.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРЫ
Более важным, чем учебные разъяснения и краткие обзоры, является основная часть семинара, когда родители докладывают о своих занятиях с детьми. Основное время на таких семинарах отводится сообщениям матерей о том, что происходило на занятиях, которые они проводили на этой неделе, и о чувствах, которые они испытывали. Мы помогаем родителям увидеть то, что скрывается за поверхностью вещей, понять значение «посланий» ребенка в игре, и выработать способность вникать в реальные потребности и чувства ребенка. Мы надеемся, что каждый родитель научится быть объективным и проницательным, и, таким образом, станет терапевтическим агентом для собственного ребенка.
РОДИТЕЛИ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ
Было время, когда считалось, что родители являются причиной всех бед ребенка, делают по отношению к нему всякие гадости, и что самое лучшее, что могут сделать профессионалы для ребенка — это позволить родителям оплатить счет, а в остальном держать их подальше от терапии. В настоящее время это понятие уходит, особенно после работ Бернарда и Луизы Гуэрни, которые в шестидесятых годах разработали принципы родительской терапии. Родительская терапия, как ее понимают Гуэрни, основывается на предположении, что родителей можно научить методам игровой терапии, центрированной на ребенке, подобно тому, как им обучаются специалисты по психотерапии, и, используя эти методы, родители смогут улучшить отношения с детьми до такой степени, что станут психотерапевтическими агентами в жизни собственных детей, даже если у детей есть эмоциональные нарушения. Исследования подтвердили правильность этой посылки. Существует огромное преимущество в том, что родитель становится психотерапевтическим агентом собственного ребенка. Если профессиональный психотерапевт проводит удачное занятие с ребенком, это происходит только в течение часа в неделю. Если такое занятие проводят отец или мать, то последствия этого занятия будут сказываться в течение всей недели. В конце концов, происходит так, что, хотя родитель сосредотачивает свое внимание на игровом занятии, генерализация и перенос нового поведения и понимания на остальные дни недели становится, мы надеемся, стилем жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|