Мольба о похвале
Рени было семь лет, она была умной, общительной девочкой — однако и мама, и учительница о ней беспокоились. Ее мать, Кейт, боялась, что она ревнует ее к младшей сестре. Учительница беспокоилась, потому что Рени так командовала другими детьми, что они не хотели играть с ней и у нее буквально не было ни одной подруги. Тем не менее, поскольку игровые занятия принадлежали Рени и Рени знала, что она из себя представляет, она немедленно перешла прямо к реально существующей проблеме: к огромной потребности в похвале. Когда она чувствовала одобрение и ее вера в себя возвращалась, зависть к малышке и стремление командовать другими детьми — на самом деле это была генерализованная зависть к сестре — прошли сами собой. Чье же одобрение было ей нужно? Мамино. На первом занятии состоялся следующий обмен репликами (у Кейт был настоящий дар точного воспроизведения, поэтому ее сообщение передавало диалог между ней и Рени): Рени: У тебя мозги лучше, чем у меня, потому что ты такая хорошенькая. Кейт: Какое отношение мозги имеют к красоте? Рени: Просто ты хорошенькая... У меня тоже довольно-таки хорошие мозги. Здесь Рени пыталась конкурировать с матерью и, чувствуя, что проигрывает, подкрепила свое положение последней репликой. Позже на том же занятии: Рени: Давай побережем этих глиняных зверюшек, которых я сделала. Кейт: Тогда у нас не будет достаточно глины для следующего занятия. Рени: Ну, тогда мы можем положить жирафа и свинку обратно с остальной глиной. Правда, это мило с моей стороны? Совершенно ясная просьба о похвале. Минуту спустя: Рени: Это наше личное время, и никто больше не может в этом участвовать — ни моя сестра, ни папа.
Очевидно, Рени получила нечто позитивное из занятий с мамой. Потом, по поводу конфеты: Рени: Если ты съешь ее, то улыбнешься. Рассказав об этом. Кейт задумчиво добавила: «В конце концов, я действительно не слишком часто улыбаюсь, а все больше критикую ее». В этом и содержалось объяснение того, почему Рени так нуждалась в поощрении». Тот факт, что Рени прямо просила об одобрении, был здоровым знаком. Никаких манипуляций, никаких околичностей. Она говорила: пожалуйста, любите меня. На следующей неделе, вырезая из бумаги корзиночку для Пасхи: Рени: Разве я не молодец? (Через некоторое время. ) Как ты думаешь, я гений? Ты думаешь, я лучше, чем ты? Кейт: Ты становишься лучше. Мать ответила так, потому что ей в голову не пришло ничего другого. Я попросил, чтобы в будущем она попыталась сосредоточиться на том, что для Рени очень важно, кто «лучше». Позже, на том же семинаре: Рени: Я рассказала своему другу о наших игровых занятиях и пригласила его прийти, но потом передумала. Кейт: Ты его не пригласила? Рени: Я ему сказала, что ты больна, поэтому ему не надо приходить... Это здорово, что у нас есть наше личное время. Ты думаешь, мне повезло, что у нас есть эти занятия? Кейт: Да. Рени: Я тоже так думаю. Очень мило с твоей стороны позволять мне делать все, что мне хочется. Кейт: Но только тридцать минут. Последнее замечание Кейт помешало тому, что можно было бы назвать расцветом чувств ее дочери. Возможно, она сделала это потому, что ее задевало, что дочка берет над ней верх, а ей, как правило, удавалось это делать. В следующий раз: Рени: Какой мне цвет использовать? И не говори, пожалуйста: любой, какой хочешь! Кейт последовательно исполняла инструкцию не лидировать. Родителям рекомендуется не давать указаний, даже если ребенок об этом просит. Такое поведение со стороны родителей дает большинству детей понять, что то, что они делают, как правило, допустимо. Тем не менее, отсутствие указаний привело Рени в состояние фрустрации. Если мама не говорит ей, что делать, она не может этого сделать и тем самым доставить матери удовольствие.
Позже: Рени: Я тебе помогу приклеить эти концы. Твое время стоит дорого. Сделаешь это когда-нибудь в другой раз, когда сестричка не будет отнимать у тебя времени. Это, разумеется, причина для соперничества детей — малышка отнимает у мамы время. Рени: Ты раскрашивай. Я буду клеить. Это разделение труда. В трех коротких предложениях мы видим, что Рени — умница и контролирует положение вещей. Она достаточно умна, чтобы постараться показать матери, что разделение труда — это хорошая мысль. А кроме того, ей хочется быть ближе к матери. Кейт пропустила одно занятие, потому что очень рассердилась на Рени за то, что после школы не нашла ее на детской площадке, где она должна была быть. Я порекомендовал, чтобы в будущем она не использовала отмену игровых занятий в качестве наказания. На следующей неделе: Рени: Ты собираешься записывать? Кейт: Это нормально — если я буду записывать? Рени: Это твое занятие. Кейт: Нет это твое занятие. Рени: Ладно, записывай. Здесь мы можем уловить нотки, свидетельствующие о нежелании слишком давить на мать. Рени: Как я буду выглядеть в платье в церкви на празднике? Я тебе понравилась в хоре? Кейт: Да. Рени: Ты всегда со мной соглашаешься. Именно поэтому я тебя так люблю. Затем последовало интересное продолжение, когда Рени попыталась взять верх над матерью. Заявив, что она собирается что-то сделать для мамы, она чуть-чуть порвала бумагу и извинилась. Извинение — редкое событие для Рени, оно означало, что ее задумка была для нее очень важна. Время от времени, работая, она делала следующие замечания: Рени: Я хорошо делаю?.. Я делаю что-то особенное. Не могу тебе сказать, что... Это будет нехорошо, но может быть хорошо, а может быть ужасно... Все о чем я сейчас думаю — это ты... Иногда я плохо себя веду с этим человеком... Я люблю этого человека. Когда игровое занятие закончилось, Рени сказала, что она должна послать письмо. Спустя несколько минут она сказала, что почтальон только что принес письмо (это происходило в воскресенье). Угадай-ка? Это был проект Рени и подарок для мамы.
Тем, что она «была милой», Кейт способствовала тому, что у дочери возникли по отношению к ней положительные чувства. Рени действительно чувствовала себя виноватой за все плохие поступки, которые она совершила на предыдущей неделе, и хотела вновь завоевать расположение матери. После той недели Рени стала много играть с мебелью из кукольного домика. (Разнообразие оборудования позволяет ребенку использовать все, что может наилучшим образом выразить то, что ему хочется в данную минуту выразить. ) Сначал Рени поставила стулья только для себя и для отца. Потом она затолкала свою маленькую сестричку в ванночку, где та почти что утонула. Она поместила девочку на пол возле стола, на котором были разложены игрушки. Она заставила маму-куклу бросить малышке веревку, но та все равно не могла выкарабкаться. Кукла-дочка (которая олицетворяла собой Рени) сбросила вниз собаку, и собака спасла малышку. Тогда каждый дал собачке печенье — награду за доброе дело. Рени не только выразила свои чувства по отношению к малышке (она была беспомощна и раздражала Рени), но и оказалась достаточно умна, чтобы понять, что в опасной ситуации малышке могут оказывать много внимания. Поэтому она и переключила внимание на спасительницу-собаку! Кейт отметила, что в своем сочинении Рени упоминала о нескольких своих друзьях, и подумала, что это было любопытно, поскольку учительница говорила ей, как Рени чуралась своих одноклассников. Могло ли быть, что Рени постепенно начинала чувствовать, что мама ее принимает в достаточной мере и поэтому она может расслабиться и оглядеться вокруг в поисках друзей среди других ребят? На предпоследнем занятии Кейт начала так: «Я превратилась в комок нервов с тех пор, как перестала ее шлепать». Я не мог припомнить, чтобы мы когда-нибудь обсуждали телесные наказания и я определенно понятия не имел, что она их применяет. Но, по-видимому, возрастающее понимание со стороны Кейт по отношению к дочери, возникшее на игровых занятиях, привело к тому, что она перестала употреблять физические наказания. Очевидно, такой перенос с игровых занятий в «реальную жизнь» помог Рени почувствовать, что ее принимают и одобряют.
На игровом занятии Рени снова играла со всеми предметами мебели из кукольного домика. Собачка у нее разбила телевизор — с животного взятки гладки, не то, что с человека. Она сказала, что в дом вломился великан (bashed)—и потом быстро все расставил по местам — пока кукольная семейка не проснулась — нейтрализовав, таким образом, свой деструктивный поступок. Рени, хотя и была в повседневной жизни довольно агрессивной, не слишком охотно давала гневу излиться наружу. Примечателен следующий отрывок. Рени (в роли мамы): Пожалуйста, накрой на стол? Рени (в роли Рени): Почему бы тебе не накрыть на стол? Таким образом, Рени продемонстрировала, что, если нет борьбы за власть и ей не дают указаний, она с удовольствием включается в совместную деятельность. Кейт также отметила, что иногда ей приходится говорить: «Ты не приготовишь местечко для сестры». Я предложил, чтобы она позволяла Рени «забыть» о сестренке, если она именно этого хотела. Так и продолжались занятия. На одном из них Рении продемонстрировала, как она усваивала взрослые нормы — в очень раннем возрасте. Я дал маме некоторые рекомендации насчет того, как помочь Рени снова стать беззаботной, непосредственной семилетней девочкой. На следующем занятии без всякой связи с происходящим Рени вдруг выпалила: «Мама, я люблю тебя». Для меня это означало, что Рени удалось сблизиться с матерью и получить одобрение, в котором она так нуждалась. Результаты? Мать получила отзыв от учительницы, который я впоследствии проверил: Рени существенно смягчилась в классе (так же, как в сцене сервировки стола, описанной выше) и, соответственно, у нее теперь появилось много друзей. На заключительной встрече родителей Кейт отметила, что Рени стала более нежно относиться к своей маленькой сестричке, что в доме стало больше гармонии и что Рени перестала так упрямо спорить — а раньше это было для родителей настоящей занозой. Похвалы принесли свои плоды. А тут и семинар закончился.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|