Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Провокативная мать. Глава 7 основы тренинга. Элементы игрового занятия




ПРОВОКАТИВНАЯ МАТЬ

 

Казалось, что Пауле больше всего на свете интересно цапаться со мной. У нее в запасе был целый ряд уловок, которыми она «цепляла» своих детей; видимо, морочить людям голову было характерно для стиля ее жизни.

Когда на первом занятии я давал рекомендации по организации игрового занятия, Паула сказала, что она вообще не любит играть — пауза. Это было провокативное замечание номер один. Его нельзя было принять за чистую монету, поскольку она знала из информационного письма и из предварительного телефонного разговора общий характер программы. Замечание было сделано для того, чтобы задеть меня. Более того, оно не соответствовало действительности. Когда позже она представила свое первое сообщение, было видно, что она играла с ребенком с большим энтузиазмом.

Когда разбирали эпизод с куклой, побившей куклу-маму на игровом занятии, Паула спросила, можно ли это перенести в реальную жизнь — но она задала этот вопрос уже после того, как я объяснил, что разыгрывание роли помогает облегчить бремя чувств, в то время, как реальность остается реальностью. Я подозреваю, что она пыталась разозлить меня. Когда я начал объяснять, что можно иногда смеяться над чувствами, Паула сказала: «Когда я сдерживаю гнев, я того и гляди взорвусь». Она намеренно искажала мои слова, рассчитывая разозлить меня.

На одном из занятий Паула высказала следующее соображение (цитируется по магнитофонной записи).

Паула: Однажды они с сестрой подрались из-за чего-то, и он поднимался по ступенькам ужасно злой, и я сказала: «Ну, хватит, хватит. Что происходит? »

Тогда он размахнулся и ударил меня. Что ж, я резко его отчитала и несколько раз шлепнула. Он отправился в свою комнату, и в следующую секунду я подумала: ой, не надо мне было этого делать. Мне надо было сказать, что все в порядке, что драться можно.

Это было двойное искажение! Во-первых, в этот момент они были не на игровом занятии, а во-вторых, я никогда не говорил, что кому-то можно драться с кем бы то ни было — она будто и не знала об этом. Когда Паула искажала мое объяснение, я воздерживался от комментариев. Как это должно было обескураживать ее — я ни разу не вступил с ней в перепалку!

(Один из тонких моментов в ее рассказе состоял в том, что она втянула ребенка в конфликт своей попыткой укротить его. Когда сын сердился, она прыгнула прямо в центр ситуации со словами: «Ну, хватит, хватит! » Естественно, что он на нее набросился. Он был слишком разъярен, чтобы думать в тот момент. Она выиграла на этом — но с ним, а не со мной. )

Короче говоря, искажая инструкции и переделывая собственные рассказы, расставляя незаметные соблазны и открыто возражая, Паула старалась всеми силами втянуть меня во что-то, хотя бы во что-нибудь. Это была ее манера соблазнять, флиртовать — окольный, но весьма эффективный стиль. Несколько раз она употребляла такие выражения, как «мужская работа» или «мужчины такими и должны быть» — выставляя на первый план отношения между мужчиной и женщиной. Однако поскольку это были не занятия по групповой терапии, а дидактические занятия: класс, где ученики (родители) должны были усвоить новый материал — я упрямо отказывался заглотить наживку. (Если бы это была групповая терапия, я бы тоже не заглотил наживку, но предложил бы открыто обсудить, что она делает. ) Я не реагировал на ее уловки, но просто еще раз объяснял в тех случаях, когда она не понимала инструкций — хотя я знал, что она играет в свою игру и получает от этого удовольствие. В конечном итоге Паула не слишком мешала мне вести группу — что было для меня важно — но она и не слишком преуспела (если вообще можно говорить о каких-то результатах) со своим ребенком — да она особенно и не пыталась. Вот и все, что можно сказать о дебетной стороне нашего гроссбуха.


Глава 7 ОСНОВЫ ТРЕНИНГА

 

В конце первой встречи каждая мама получает папку с расписанием наших встреч (обычно их десять) и нижеследующим материалом. Здесь он поможет нам суммировать рекомендации по проведению игрового занятия, которые содержатся в этой главе.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

 

Идея игровых занятий заключается в том, что раз в неделю родитель проводит с ребенком наедине полчаса; при этом никто и ничто не должно мешать им. Ребенку разрешается говорить все, что угодно. Родитель старается сосредоточить все свое внимание на ребенке и реагировать с одобрением на действительные желания и чувства ребенка. Родитель должен принимать любое предложение ребенка, «не нарушающее границ», и стараться избегать того, чтобы побуждать ребенка к деятельности и разговорам, которые являются, скорее, выбором родителя, а не ребенка. Оснащение игрового занятия, перечисляемое ниже, тщательно выбирается и является одним из способов сказать ребенку: «Эти полчаса — совершенно особенное время». Именно поэтому не рекомендуется играть с этими же игрушками в другое время. На еженедельных встречах каждый родитель будет кратко докладывать о занятии, проведенном с ребенком на минувшей неделе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...