Новая военная доктрина Японии, «Доктрина Хасимото»
После распада СССР оборонная концепция Японии была пересмотрена и были проведены мероприятия по реформированию всех Сил Самообороны, поскольку у них исчез основной геополитический противник. На смену принципу «северной угрозы» и концепции Тосики Кайфу пришла «Доктрина Хасимото», принятая в 1997 году, суть которой сводилась к равномерному распределению Сил Самообороны по всей территории Японии.[351] Доктрина была названа в честь японского премьер-министра, Рютаро Хасимото. Главный акцент делался на комплексное обеспечение национальной безопасности. Она является многокомпонентной и дает национальной безопасности Японии тесную связь со всем Западным миром.[352] Важным моментом доктрины Хасимото, является политика тесного регионального сотрудничества Японии с азиатскими странами, а также со странами АСЕАН. Для достижения этой цели Токио прибегает к регулярным встречам на высшем уровне по вопросам безопасности, торговли, инвестиций и официальной помощи. Необходимо учитывать тот факт, что по объемам торговли на страны АСЕАН приходится примерно 16% от объема торговли Японии, 80% от объема японского импорта природного газа и 10% нефти из этих стран. Еще одним инструментом для расширения японского влияния на страны АСЕАН является увеличение официальной помощи странам региона, составляющей в настоящее время около 50% от общего объема помощи.[353] До сего дня Япония еще ни разу открыто не заявляла о своей солидарности с другими азиатскими странами. Это, достаточно, хорошо объяснимо, поскольку Япония испытывает определенную тревогу по поводу роста влияния КНР в Азии и пытается найти новых союзников. «Новый курс», по сути, отражает те изменения в расстановке сил, которые произошли в АТР. Некоторые японские исследователи полагают, что «новый курс» отражает также новую тактическую политику, которая основывается на постепенном подходе к решению долговременных политических задач.
Основной целью «доктрины Хасимото» является скрытая борьба Японии против расширения китайского влияния в Азиатском регионе. При этом, она не заинтересована в масштабной гонке вооружений с Китаем, поскольку японский капитал стремится, прежде всего, к освоению мировых рынков наукоемкой продукции и новых технологий. Это позволит снизить непроизводительные расходы и направлять освободившиеся средства на повышение жизненного уровня населения, конкурентоспособности своей промышленности. Ломка биполярной системы международных отношений, как считают в Японии, привела к тому, что политические и идеологические противоречия стран отходят на задний план, а актуальными становятся противоречия сугубо экономического порядка, вызывающие резкий накал конкурентной борьбы за источники сырья и рынки сбыта. Учитывая международную обстановку, японское правительство разработало 2 основных варианта для использования своих войск согласно доктрине Хасимото: 1. Использование японских военных подразделений в миротворческих операциях ООН и в «горячих точках» планеты (например, во время войны в Персидском заливе). 2. Участие Сил Самообороны Японии (SDF) в спасательных операциях для ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1951 - 1993 год японскими Силами Самообороны было проведено почти множество спасательных операций (231 тыс.). Было задействовано более 230 тысяч военнослужащих.[354] С начала 90-ых годов Япония стремилась играть более значимую роль в глобальной мировой политике, на сессиях ООН и в коллективных миротворческих операциях. Конечно же, это стремление, вызывало в японском обществе достаточно острые дискуссии. Сложности вызывало использование всех видов Сил самообороны вне границ Японии и трактовка 9 статьи японской Конституции, ограничивающей возможность применения вооруженных сил.
Знаковое событие произошло в апреле 1996 года, когда между премьер-министром Японии Рютаро Хасимото и президентом США Биллом Клинтоном были подписаны специальные договоры, дающие право Пентагону размещать на японской территории свои зенитно-ракетные комплексы, обеспечивающие Японии необходимую безопасность от ядерного удара.[355] Не смотря на всю внешнюю миролюбивость нынешней военной доктрины Японии, на символическое присутствие российских вооружённых сил на Дальнем Востоке и на виртуальное сокращение НОАК почти в 2 раза, Япония, тем не менее, имеет серьезный военный бюджет, это свыше 50 миллиардов долларов. Он меньше китайского, но, при этом, превышает военные бюджеты ядерных Англии и Франции. (См. Приложение п.6) Вооруженные силы Японии реально существуют, и это сейчас самые передовые, самые мощные по совокупной боевой мощи вооруженные силы в Азии.[356] Мы не хотим сказать, что это угроза и что сейчас Япония кому-то угрожает. Но реалии таковы. В августе 1998 года японские власти приняли экстренное решение о создании системы противоракетной обороны в связи с запуском КНДР ракет типа «Тэпходон».[357] Это в свою очередь привело к обострению международных отношений между двумя странами. Японское руководство разработало проект закона, который позволял Японии отражать любые ракетные удары без согласования с парламентом. В декабре 2004 года Соединённые Штаты и Япония подписали договор о совместных действиях по отражению ракетных ударов со стороны третьих стран. Данный документ стал основой сотрудничества США и Японии в сфере противоракетной обороны.[358] В ноябре 2005 года было выдвинуто предложение о внесении изменений в конституцию. Предполагалось придать силам самообороны статус военной организации. Однако оно не получило одобрения со стороны общества. Лишь 8 июня 2006 года японское правительство получило одобрение законопроекта о придании оборонной службе статуса министерства. Закон вступил в силу в декабре 2006 года. Япония в данный момент выступает за создание азиатского военного альянса, подобного НАТО и расширяет свое военное сотрудничество с Австралией.
В основу официальной Японской оборонной политики положены следующие принципы: 1. Создание международной системы безопасности, способной ограничить негативные явления потенциальных и действующих военных конфликтов, а также дестабилизацию международной обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе; 2. Поддержание исключительно оборонной политики; 3. Не накопление военной мощи несущей угрозу миру, и, в то же время, усиление оборонных возможностей Сил Самообороны, которые смогли бы полноценно противостоять потенциальному агрессору; 4. «3 неядерных принципа», согласно которым Японии запрещалось обладать ядерным оружием, производить его и ввозить на свою территорию. Они были провозглашены в 1968 году премьер-министром Эйсаку Сато. 5. Контроль гражданских лиц над военными; 6. Военно-политический союз с США; 7. Формирование защитного потенциала страны в умеренных пределах.[359] Токио вел достаточно активную внешнюю политику, связанную с созданием систем коллективной безопасности, поддержкой различных международных институтов и участием японских военнослужащих в миротворческих операциях ООН.[360] Несмотря на то, что эти миссии исключительно мирные и имеют лишь полицейский и гражданский характер (поскольку принимающие в них участие японские военнослужащие даже не вооружены), тем не менее, это вызывало, достаточно, бурную реакцию со стороны КНР и КНДР, обвиняющих японцев в возрождении милитаризма. С 1990 — 2010 годы оборонная концепция Японии осталась без изменений. Часто сменяющие друг друга правительства Обути (1998-200), Мори (2000-2001), Коидзуми (2001-2006), Абэ (2006-2007), Фукуда (2007-2008), Асо (2008-2009) не смогли выработать независимую от США военную доктрину Японии.[361] Приход к власти Демократической партии Японии и кабинета Юкио Хатоямы (2009-2010) не привел к измениям в области военной концепции Японии.[362] Тем не менее, правительство Хатоямы инициировало переговоры с Пентагоном и Государственным департаментом США по поводу американского присутствия в Японии. Токио не стремился подвергнуть сомнению сущность японо-американского союза, а упорно пытался изменить правовой статус военнослужащих США в Японии, добивался права для Управления Национальной Оборонойы Японии влиять на их расположение и перемещения по территории страны. Огромную важность для японцев имела и имеет досих пор, американская противоракетная оборона, защищающая Японию от возможной атаки со стороны Северной Кореи.
Японии также важно было любыми путями сохранить стратегическое партнерство с США. При этом ей также выгодно было сохранение постоянной конфронтации между США, России и КНР. Таким образом, эти 3 силы сдерживали бы друг друга при помощи обычного и ядерного оружия. Япония также была заинтересована в ослаблении военного потенциала России на Дальнем Востоке и в укреплении сил США для сдерживания РФ в АТР. Японское правительство рассчитывало на сохранение военного могущества США на Дальнем Востоке, которое способно реагировать на любые колебания стратегического поля рядом с Японией. В тоже время Япония была заинтересована в том, чтобы Россия сдерживала США и Китай в АТР. Противостояние США, России и Китая в XXI веке позволит Японии рассчитывать на обеспечение собственной безопасности за счет США. Японии выгодно, чтобы в XXI веке между Россией, Китаем и США не произошло существенного улучшения в отношениях в ущерб стратегическим интересам Японии. Многочисленные высказывания японских политологов показывают нам, что прохладные отношения между этими 3 силами отвечают японским интересам. Также Японии выгодно, чтобы США, Россия и Китай стремились к улучшению с Японией двусторонних отношений и сближению с ней. Таким образом, Япония преследует цель сохранения своего стабильного стратегического положения. Россия при подобном раскладе, как это ни парадоксально, должна будет оставаться сильным и предсказуемым государством, является сверхдержавой. Союз Китая и России также выгоден Японии, поскольку позволяет сохранить японо-американский союз на неопределенный срок. Японское руководство стремится сохранить японо-ориентированную американскую внешнюю политику в АТР и отдалить США от России и Китая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|