Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Развитие Сил Самообороны Японии на современном этапе





 

Важно подчеркнуть, что эволюция японских вооруженных сил тесно связана с японской экономикой, ее состоянием. Интенсивное развитие экономики Японии в восьмидесятые годы ХХ века происходило в тот момент, когда страной управлял проамерикански настроенный премьер-министр Ясухиро Накасонэ. Он занимался активным развитием японской армии и поддержкой тесных союзнических отношений с США. В начале девяностых годов бурное развитие китайской экономики, рост военного бюджета Китая и авантюрная ядерная политика КНДР вынудили японское руководство переосмыслить свою военную концепцию. Нарастающая угроза со стороны КНР и КНДР снова сблизила Японию с США.

При помощи США Япония может наращивать свой военный потенциал, однако возможности его применения пока сильно ограниченны Конституцией и миролюбивой оппозицией внутри страны.

С 2000-2010 годы численность Сил Самообороны Японии достигла 260000 человек, включая гражданские лица, а совокупные военные расходы составляют приблизительно 50 миллиардов долларов (1% от ВВП).[363]

Ввиду того, что отпала угроза со стороны СССР, Япония была вынуждена переформулировать свою оборонную концепцию.

Не актуальной стала система обороны против сухопутного вторжения.[364] Ее место заняла противоракетная оборона, созданная американцами, и комплекс мер по применению военно-морских сил для участия в военных или миротворческих операциях. Поэтому в Наземных Силах Самообороны Японии (GSDF) количество единиц бронетехники было сокращено с 900 до 600. Тем не менее, на вооружение японской армии в 2011 году поступил новейший японский танк (TYPE 10).[365] За два года до этого события, в марте 2009 года на замену устаревшим моделям были спущены на воду эскадренный миноносец 16 DDH «HUGA» и новейшая японская субмарина 16SS «SOYURU».[366]

Поскольку Япония – это островное государство, то военно-морские силы (MSDF) занимают главное место в системе обороны страны. Морские Силы Самообороны Японии самостоятельно или во взаимодействии с другими видами вооруженных сил Японии решает следующие задачи:



1) защита морских границ Японии;

2) обеспечение свободы судоходства и защиты морских коммуникаций;

3) борьба с кораблями противника;

4) проведение противолодочных операций;

5) участие в решении задач ПВО/ПРО;

6) ведение разведки и наблюдения морских районов;

7) защита военно-морских баз и портов;

8) блокирование проливов в районе Японских островов;

9) постановка мин; обеспечение противодесантной обороны

10) высадка морского десанта;

11) огневая поддержка войск на побережье;

12) организация морских перевозок в интересах Сил самообороны;

13) конвоирование торговых судов.[367]

С организационной точки зрения MSDF Японии состоят из эскортных флотилий мобильных операций, эскортных флотилий военно-морских районов, флотилий минных тральщиков, флотилий подводных лодок. Подводные силы Японии состоят из двух флотилий, которые включают в себя 6 дивизионов, 16 многоцелевых дизельных подводных лодок с торпедами, таких как «Оясио» (9 единиц), «Юсио» (1 единица) и «Харусио» (6 единиц).[368] Наиболее надежными в эксплуатации и эффективными считаются подлодки типа «Юсио», которые были разработаны еще в начале 70-х годов ХХ века при техническом содействии специалистов из США[369].

Указанные подлодки строились на верфях концернов «Кавасаки дзюкогё» и «Мицубиси».[370] Они могут находиться в режиме автономности в пределах 60 суток, имеют высокочувствительные гидроакустические системы, имеют 6 торпедных аппаратов, для стрельбы по управляемым противолодочным торпедам. С них могут производиться пуски противокорабельных ракет США типа «Гарпун».[371] Подводные лодки MSDF базируются на военно-морских базах в Ёкосуке и в Курэ.

В состав надводных Морских Сил Самообороны Японии также входят четыре десяти тысячетонные эскадренные миноносцы типа «Конго», «Миоко», «Сёкаи» и «Кирисима» (аналоги американских эсминцев типа «Арли Берк»).[372] На данный момент они считаются самыми мощными морскими боевыми комплексами в мире.[373] Они оснащены американской системой наведения ракет типа «Иджис», Эсминцы способны уничтожать живую силу, самолеты, вертолеты, подлодки, другие корабли, сбивать баллистические ракеты и, даже, спутники.[374]

Основными боевыми задачами данных кораблей являются:

1. Защита собственной территории и территориальных вод от любых авианосных, корабельных, подводных, массированных ракетных атак, а также от прямого ядерного удара.

2. Оборона Сил Самообороны Японии от авиации, подводных лодок, кораблей, пехоты и ракетных комплексов противника.

Боевые комплексы достаточно эффективны при борьбе с подводными и надводными целями, для обеспечения морской блокады необходимых районов, для слежения за кораблями передвижениями противника, при поддержке десантных операций и для поисково-спасательных операций.[375]

По планам японского командования, еще несколько таких эсминцев будет введено в строй 2012-2014 годах.[376]

На вооружении Японии также состоят эсминцы класса «Хацуюки» (11 единиц), «Асагири» (6 единиц), «Татикадзэ» (3 единицы) «Мурасамэ» (9 единиц), «Таканами» (улучшенная версия «Мурасамэ», 7 единиц), «Атаго» (2 единицы), «Харуна» (2 единицы) и «Сиранэ» (2 единицы).[377]

Помимо эсминцев у Японии есть 9 фрегатов; 9 ракетных катеров прибрежной зоны и 9 патрульных кораблей ближней морской зоны, 3 минных тральщика океанской зоны, 24 минных тральщика ближней морской зоны, 4 минных заградителя, 3 десантно-транспортных корабля-амфибии с вертолётной площадкой для 2 вертолётов и возможностью транспортировки 2 бронетранспортёров, 10 боевых танков Type 10 и 330 человек личного состава с легким стрелковым вооружением.[378]

Надводные силы MSDF базируются на военно-морских базах в Ёкосуке, Майдзуру, Сасэбо и Курэ.[379]

Морская авиация MSDF состоит из 80 патрульных самолетов «Орион» Р-3С, 7 поисково-спасательных самолетов типа «Син Мэйва» US-1A, 9 транспортных самолетов класса YS-ИМ и LC-90, 92 противолодочных вертолетов, таких как SH-60j «Си хок» и SH-60K; 10 вертолётов противоминного обеспечения МН-53 «Си Дрэгон», 18 поисково-спасательных вертолетов UH-60j «Блэк Хок», и так далее.[380]

На вооружении Морских Сил Самообороны Японии нет кораблей с атомными реакторами, а также крейсеров, авианосцев, крейсерских подводных лодок, ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) и больших десантных кораблей. Это связано с японской оборонной стратегией, согласно которой Япония преследует цель защиты собственной территории и своих территориальных вод.[381]

В соответствии с японской среднесрочной оборонной программой в отношении Военно-воздушных сил (ASDF), Япония с 2005 – 2010 годы снизила количество боевых самолетов с 400, включая истребители, до 350 единиц.[382] Одновременно с этим будет проводиться модернизация ВВС Японии, а, именно, замена американских самолетов F-15 (150 самолетов) на 94 самолета Mitsubishi F-2.[383]

Также на вооружении Японии стоят истребители «Фантом»-П—3 (70 единиц), разведывательные самолеты — «Фантом»-П—1 (20 единиц), 11 самолетов радиоэлектронной борьбы, таких как «Кавасаки» ЕС-1; 10 самолетов радиолокационного дозора «Хокай» Е-2С, Е-767 AWACS — (4 единицы); 20 транспортных самолета С-1, 10 самолетов типа «Геркулес» С-130, 20 вертолетов «Чинук»—СН-47, 10 единиц «Боинг-Вертол» 107; поисково-спасательные самолеты U-125A (20 единиц) и вертолеты «Блэк Хок» (30 единиц); 170 учебно-тренировочных самолетов и др.[384]

В интересах транспортного обеспечения японских Сил самообороны, а также для участия в миротворческих операциях, была сформирована группа самолетов-заправщиков и транспортных самолетов.

В 2009 году на вооружение был принят С-ХС, военно-транспортный самолет повышенной дальности и грузоподъемности. С этой целью. Также в конце марта 2010 года, были закуплены 1 самолет-заправщик КС-767, 9 транспортных самолетов и 15 транспортных вертолетов SH-47J/JA. Совет национальной обороны (СНО) до 2020 года планировал заменить все морально и физически устаревшие «Геркулес» С-130 и С-1 на новые японские военно-транспортные самолеты С-Х. Таким образом, Силы самообороны Японии по количеству и возможностям своих воздушно-транспортных средств могли бы превзойти другие союзные США государства, включая и те, которые входят в НАТО.[385] Однако мировой финансовый кризис и трагедия на Фукусиме внесли серьезные коррективы в планы СНО, в частности, из-за финансовых проблем было принято решение временно отказаться от закупок новых истребителей С-Х и военно-транспортных самолетов нового поколения.

Япония, при участии США, усиленно создает свою систему противоракетной обороны (ПРО). На реализацию данного проекта Токио собирается потратить почти 5 миллиардов долларов.[386] На территории Японии развернуты 4 американские батареи ЗРК типа «Пэтриот» ПАК-3.[387] По данным на 2009 год в состав военного комплекса Японии входят 8 ЗРК «Пэтриот» ПАК-3, покрывающие Столичный район (авиабазы Ирума и Хамамцу).[388] К 2010 году количество ЗРК типа «Патриот» ПАК-3 было доведено до 16 штук, что позволяет вместе с морскими силами ПРО организовать мощную противоракетную оборону всей Японии.

Необходимо заметить, что в составе ASDF нет бомбардировщиков, что свидетельствует о приверженности Японии принципам оборонительной стратегии.

В целом GSDF, MSDF и ASDF остаются самыми современными вооруженными силами в АТР после США в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Несмотря на сокращение некоторых типов вооружений, Япония идет по пути их качественной модернизации, усовершенствовании стоящих у нее на вооружении боевых самолетов, кораблей и систем противоракетной обороны.

Не смотря на то, что в 1991 году распался Советский Союз, и биполярная система мирового устройства перестала существовать, это, к сожалению, не принесло ожидаемого мира, безопасности и стабильности в АТР. Для Японии это стало серьезным испытанием, поскольку она развивалась в период противостояния двух систем, капитализма и коммунизма, и привыкла к военному-политическому покровительству и экономическому взаимодействию с США в период «Холодной войны». Она была не готова к новым правилам игры на «мировой шахматной доске», перед США и Японией возникло много новых угроз, прежде всего, исходящих от быстроразвивающегося Китая, КНДР и ее ядерной программы, и от России, из которой, осуществлялся не контролируемый вывоз всех типов оружия, в том числе и ядерного, в страны Азии.

В середине 1990-ых – начале 2000-ых годов, США вновь начинают усиливать свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это происходило путем расширения рамок военного сотрудничества с Японией. Вашингтон продолжает использовать, дислоцированные на Окинаве и в других районах Японии, американские силы быстрого реагирования, для вмешательства во внутренние дела стран Азии и Ближнего Востока. В самой Японии подобная политика США неоднократно приводила к протестам и возмущениям миролюбивой японской общественности.

Япония же, долгое время, никак не могла выработать свою новую оборонную концепцию и подстроиться под новые реалии. Тем не менее, в 1997 году на смену принципу «северной угрозы» Тосики Кайфу, появилась «доктрина Хасимото». Суть, которой сводилась к равномерному распределению Сил Самообороны по всей территории Японии. Главный акцент делался на комплексное обеспечение японской национальной безопасности. Она также является многокомпонентной и дает тесную связь Японии со всем Западным миром. Японское руководство хочет любыми путями остаться главным партнером США на Дальнем Востоке, создать международную систему безопасности, способную ограничить негативные явления потенциальных и действующих военных конфликтов, а также дестабилизировать международную обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе и усилить оборонные возможности Сил Самообороны, которые смогли бы полноценно противостоять потенциальному агрессору.

В настоящее время взаимодействие в военно-политической сфере США и Японии достигло максимального уровня, произошла фактически, полная интеграция вооруженных сил и оборонных способностей США и Японии.

Сами Силы Самообороны Японии сегодня в полной мере отвечают всем современным требованиям и полностью выполняют возложенные на них задачи. Они имеют на вооружении достаточное количество оборонительных вооружений, боевых самолетов, средств ПВО-ПРО, высокотехнологичный флот и хорошо подготовленные кадры, чтобы противостоять любому агрессору, и поддерживать мир и безопасность в регионе.

 

Заключение

 

В заключенииподведены итоги проделанной работы, содержатся основные выводы:

1. Военные традиции Японии, игравшие важную роль в развитии этой страны, продолжают оказывать существенное воздействие на все японское общество и на японскую военную доктрину в частности.

2. Основными историческими причинами возникновения японо-американского союза явились внешнеполитические изменения, связанные с началом «холодной войны»: а) США был необходим надежный союзник на Дальнем Востоке, находящийся в непосредственной близости от СССР и коммунистического Китая; б) геополитическое значение японских островов как плацдарма для продвижения США своих геополитических интересов в АТР. Поэтому именно США стали инициатором создания таких важных для Японии документов, как: японская Конституция 1947 года; Сан-Францисский мирный договор; договоры о гарантии безопасности 1951 и 1960 гг.; Административное соглашение 1952 г. Данные документы в значительной степени определили все послевоенное развитие Японии и оказали существенное влияние на политическую, военную и экономическую ситуацию в стране.

3. После окончания «холодной войны», прекращения глобального противостояния и распада биполярной системы международных отношений оборонная концепция Японии была вновь пересмотрена и принята «Доктрина Хасимото»[389]. Новая военная доктрина Токио в XXI веке стала фундаментом тесного политического, экономического и социального взаимодействия Японии не только c Соединенными Штатами, но и с рядом европейских и азиатских государств, что можно назвать относительно новым направлением в структуре внешнеполитической деятельности японского государства. Первостепенными задачами руководства Японии в военно-политической сфере становятся:

– создание эффективной международной системы коллективной безопасности в рамках АТР;

– усиление оборонного потенциала национальныхСил самообороны за счет использования высокотехнологичных японских и американских военных разработок и современной военной техники.

4. В период 1990-2010 гг. взаимодействие США и Японии в военно-политической сфере достигло максимального уровня, произошла фактически полная интеграция вооруженных сил и оборонных потенциалов США и Японии. В начале ХХI века Токио стал более активно использовать возможности военного сотрудничества с Вашингтоном для повышения роли Японии в мировой и региональной политике, а также для утверждения собственных национальных интересов. Вместе с тем двустороннее сотрудничество в военной сфере сталкивается с рядом проблем, связанных, в частности, с определением финансового вклада каждой из сторон; проблемой передислокации базы Футэмма с острова Окинава; вопросами создания системы совместной противоракетной обороны в АТР и т.д.

5. Недовольство США вызывает конституционное положение, согласно которому Япония не может участвовать в акциях «коллективной самообороны», то есть, принимать участие в совместных с США и его союзниками военных операциях за пределами страны. Существующая законодательная база Японии требует принятия в этой связи специального закона, который подлежит ежегодному продлению, что, по мнению Вашингтона, создает большие неудобства для военного планирования. Двустороннее военно-политическое сотрудничество между США и Японией стало в значительно большей степени зависеть от внутриполитической ситуации в Японии, чем это было раньше.

6. Более чем 50-летнее существование и эволюция японо-американского военно-политического союза доказали его жизнестойкость и взаимную востребованность. Диссертант полагает, что потенциальное развитие альянса, как это следует из японо-американских договоренностей 2005-2012 гг., будет направлено от «ориентации на угрозы к ориентации на интересы», сочетать преемственность в обеспечении безопасности на региональном уровне с расширением участия Японии в глобальной политике. Сфера военного взаимодействия постепенно будет расширяться на новые области, в частности, создание совместной ПРО, освоение и обеспечение безопасности киберпространства. Общая стратегическая заинтересованность в сотрудничестве в военно-политической сфере в ближайшей перспективе не скажется на асимметричности альянса и не приведет к достижению Японией большего равноправия в отношениях с США

Существующие проблемы находят компромиссные решения, а двусторонние договоренности в сфере безопасности (при всех существующих проблемах и даже периодах напряженности) неизменно получают высокую оценку японских руководителей, независимо от их партийно-политической принадлежности и оцениваются ими как необходимое условие обеспечения безопасности не только Японии, но всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В условиях экономического и военного подъема Китая стратегическое сотрудничество Токио и Вашингтона в рамках американской политики «огораживания» Пекина получает дополнительную мотивацию. В документе «Общее видение будущего», подписанном по результатам прошедшего в апреле 2012 г. саммита лидеров США и Японии, японо-американский союз характеризуется как «комплексное партнерство, которое вносит свой вклад в мир и стабильность в АТР».

 

Список используемой литературы

 

I. Источники

 

1. Административное соглашение 1952 г. («История войны на Тихом океане» т. 5 М.1958 г. стр. 370-399).

2. Административное соглашение 1960 г. (В. Н. Бунин «Японо-американский союз безопасности» М. 2000 г. стр. 233-263).

3. Договор о гарантии безопасности 1951 г. («История войны на Тихом океане» т. 5 М.1958 г. С. 368-370).

4. Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 г. (В. Н. Бунин «Японо-американский союз безопасности» М. 2000 г. С. 224-227).

5. Конституция Японии 1947 г., [RoyalLib.ru]. – Режимдоступа: http://royallib.ru/book/neizvesten_avtor/konstitutsiya_yaponii_ot_3_maya_1947_goda.html

6. Пресс-бюллетень МИД Японии. 23.09.1997 г.

7. Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области безопасности 1997 г. (В. Н. Бунин «Японо-американский союз безопасности» М. 2000 г. стр. 290-308).

8. Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны. 1997 г. Пресс-бюллетень МИД Японии. 23.09.1997.

9. Сан-францисский мирный договор 1951 г. http://vff-s.narod.ru/kur/his/k_is11.html

10. Сборник документов и материалов по Японии. 1951-1954. -М. 1954 г.

11. Совместная декларация по безопасности 1996 г. (В. Н. Бунин «Японо-американский союз безопасности» М. 2000 г. С. 276-282).

12. Diplomatic Bluebook. 1995. Toward the Creation of a New Era. Tokyo, 1996.

13. Japan Treaties. Treaty of Peace with Japan. San Francisco, 8th September, 1951. - London: His Majesty’s Stationary. - P. 2-24.

14. Japan-U.S. Joint Declaration on Security - Alliance for the 21st Century (1996). [Online version]/Internet.- www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/security.html

15. Maquis Hirobumi Ito. Commentaries on the Constitution of the Empire of Japan. -2.- Tokio: Chu-O Daigaku, 1906 (Meiji 39 th).

16. National Defense Program Guidelines. FY 2005- [Online version]/Internet. - http://www.jda.go.jp/e/policy/f_work/taikou05/fy20050101.pdf

17. Policy Speech by Prime Minister Ryutaro Hashimoto to the 136th Session of the National Diet (January 22, 1996).

18. Treaty of Mutual Cooperation and Security Between Japan and the United States of America, January 19, 1960. – http://www.jda.go.jp/e/policy/f_work/anpo_.html

19. United Nations Treaty Series. http://treaties.un.org/pages/UNTSOnline.aspx?id=1

20. U.S.-Japan Alliance: Transformation and Realignment for the Future//Security Consultative Committee Document [Online version]/Internet. - http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/scc/doc0510.html

21. United Nations Treaty Series1952 (reg. no. 1832), vol. 136.

22. White Papers of Japan. 1990-1991. Tokyo, 1992.

23. White Papers of Japan. 2000. Tokyo, 2001.

24. White Papers of Japan. 2000. Tokyo, 2006.

II. Литература

 

1. «Актуальные проблемы современной Японии» М. 2002 г.

2. «Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Японии» /Редкод.: В.И.Акимов (гл. ред.) и др. -М., 1981. -205 с. - (Информ.бюл. /АН СССР. Ин-т Дал. Востока; № 23).

3. Алиев Р. Ш. Внешняя политика Японии в 70-х - начале 80-х гг.: (Теория и практика). - М. 1976 г.

4. Аллисон Г. От холодной войны к трехстороннему сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сценарии развития новых отношений между Японией, Россией и Соединенными Штатами/ Г. Аллисон, Х. Кимура, К. Саркисов. – М. 1993 г.

5. Александров Ю. И, Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Ч. II. Авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы. Т. II. Эскадренные миноносцы — СПб.: Галея-Принт, 2004. С. 222.

6. Арин О.А Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.- М. 1997 г.

7. Артюнов С. А. и Светлов Г. Е. Старые новые боги Японии. – М., 1968 г.

8. Артюнов С. А. Айны – Народы Восточной Азии. – М., 1962 г.

9. Бжезинский З. «Великая шахматная доска» М. 1999 г.

10. Бунин В. Н. «Японо-американский союз» М. 2000 г.

11. Бунин В.Н. Япония в военно-политической стратегии США в АТР (80-е - 90-е гг.): В 2 ч. - М., - Ч.1-2, 1991 г.

12. Бухаров Б. И. «Образование Американо-японского военного союза» М. 1968 г.

13. Вербицкий С. И. «Японо-американский военно-политический союз» М. 1972 г.

14. «Восточная Азия между регионализмом и глобализмом» М. 2004 г.

15. Гальперин А. Л. Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии при первых Токугава. – М., 1960 г.

16. Грайнер Б. «Американская внешняя политика от Трумэна до наших дней». - М., 1986 г.

17. Говоров Ю. Л. «История Азии и Африки в новейшее время» Кемерово 1997 г.

18. Горегляд В. Н. Философия Дзэн-буддизма. – ААС, 1976, № 10.

19. Догерти Л. Дж. Японская пехота, 1941 – 1945. Подготовка, тактика, вооружение. М.: АСТ: Астрель. 2005 г.

20. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М.: КомКнига, 2007 г.

21. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. - М.: Наука, 1992 г.

22. Жуков Е. М. «Японский милитаризм». – М., 1972 г.

23. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1988 г.

24. Игнатущенко С. К. «Япония и США: конкуренты и партнеры» М. 1961 г.

25. История войны на Тихом океане. 5 том М. 1958 г.

26. Картер Э. Б., У. Дж. Перри «Превентивная оборона: новая стратегия безопасности США» М. 2003 г.

27. Киссинджер Г. «Нужна ли Америке внешняя политика?» М. 2002 г.

28. Колоницкий И.Б. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 г. С-Пб., 2001 г.

29. Конрад Н. И. Японский феодальный эпос 12-14 вв. – Японская литература. От «Кодзики до Токутоми». М., 1974.

30. Конрад Н. И. Япония в период развитых феодальных отношений (10-15 вв.). – История стран Азии и Африки в средние века. – М., 1968 г.

31. Крупянко М. И. «Япония в системе Восток: Политика, экономика» М. 1991 г.

32. Кудашев Л. Н. «Внешняя политика Японии» М. 1961 г.

33. Кутаков Л. Н. «Внешняя политика и дипломатия Японии» М. 1964 г.

34. Курэ, Мицуо. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ: Астрель. 2007 г.

35. Латышев А. И. «Япония, японцы, японоведы». М. 1992 г.

36. Латышев И.А. Покушение на Курилы. Ю.-Сахалинск. 1992 г.

37. Левчук А.Н. «Проблемы безопасности в Азии». М. 2001 г.

38. Лешке В. Г. «Японо-американский союз: итоги трех десятилетий» М. 1983 г.

39. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Финансы. 1999 г.

40. Мещеряков А. Н. «Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма». М., 1987 г.

41. Мещеряков А. Н. «Император Мейдзи и его Япония». Изд-во - М.: «Наталис», 2006 г.

42. Накасонэ Я. «Государственная стратегия Японии в 21 веке». М. 2001 г.

43. Ниси Харухико. Ниссо кокко мондай (Проблемы японо-советских межгосударственных отношений). 1917—1945. Токио. 1960 г.

44. Нитобэ И. «Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике». пер. Семенов К.А., — М.: «София», 2004 г.

45. Носов М. Г. «Полвека японской внешней политики» (Япония: полвека обновления), М., 1995 г.

46. Носов М. Г. «Японо-американские отношения - важное звено в стратегии США на Тихом океане». (США и проблемы Тихого океана), М.1979 г.

47. Панов А. Н. «Японская дипломатическая служба» М. 1988 г.

48. Петров Д. В. «Внешняя политика Японии после второй мировой войны» М. 1965 г.

49. Петров Д.В. Япония в мировой политике. М., 1973.

50. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. — М.: «АСТ», 2005 г.

51. Переслегины С.Б. и Е.Н. Война на пороге. Гильбертова пустыня — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007 г.

52. Переслегин С.Б. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд — АСТ, Terra Fantastica, 2009 г.

53. Пинаев Л. П. «Эволюция военной политики Японии» М. 1982 г.

54. Пронин А.О., Москвитин И.А. Особенности идеологического воспитания в вооруженных силах Императорской Японии 1868-1945 гг. // Под ред. А.П. Кудинова. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2010.

55. Родс Э. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны 1939 – 1945. М.: Эксмо, 2008 г.

56. Сафронов В. П. «СССР-США-Япония в годы холодной войны 1945-1960 г.» М. 2003 г.

57. Славинский Б. Н. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией: дипломатическая история, 1941-1945. - М. 1996 г.

58. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. – М., 1990 г.

59. Синъити Киётани www/Japan.ru/?text g/d=41142

60. Спиваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981 г.

61. «Современная внешнеполитическая концепция США» М. 1979 г.

62. Сэйити Моримура Кухня дьявола. М., Прогресс, 1983 г.

63. «США и проблемы Тихого океана» М. 1979 г.

64. Тагая О. Японская императорская военно-морская авиация 1937 – 1945. М.: АСТ: Астрель, 2005 г.

65. Танин О., Иоган Е. «Военно-фашистское движение в Японии». М., 1933.

66. Уткин А. И. «США - Япония: вчера, сегодня, завтра» М. 1990 г.

67. Федулова Н. Г. «Эволюция политики США в АТР 70 – 80 годы» М. 1987 г.

68. Харада К. Реформа ООН и роль Японии. – Токио, 1995 г.

69. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне. М.: АСТ, 1999 г.

70. Япоʜскᴎй парадᴏкс: Реальʜостᴎ ᴎ протᴎвᴏречᴎя капᴎталᴎстᴎческᴏгᴏ управленᴎя / Мᴎльнер Б.З., Олейнᴎк И.С., Рᴏгинкᴏ С.А. - М: Мысль. 1985 г.

71. «Япония и современное сообщество» М. 1994 г.

72. «Япония и современный мировой порядок» М. 2002 г.

73. «Япония: мифы и реальность» М. 1999 г.

74. «Япония: полвека обновления» М. 1995 г.

 

75. «Aegis Combat System». The Warfighter Encyclopedia. Warfighter Response Center. October 8, 2003. Retrieved August 10, 2006.

76. «Air Security Defense Forces». The Warfighter Encyclopedia. Warfighter Response Center. October 8, 2003. Retrieved August 10, 2006.

77. Agawa, Hiroyuki. The Reluctant Admiral. New York: Kodansha, 1982.

78. Allagappa M. Systemic Change, Security, and Governance in the Asia Pacific. - Chan Heng Chee. The New Asia-Pacific Order. Singapore, 1997.

79. Almond G., Verba S. The Civic Culture: Polotical Attitudes and Democreacy in Five Nations. Sage Publications Inc. 1989.

80. Andrew Toppan World Navies Today: Japan. 2002. http://www.hazegray.org/worldnav/asiapac/japan.htm

81. Asian Security. 1988-1989. Tokyo, 1988.

82. Bisson, Thomas Arthur. Zaibatsu Dissolution in Japan. Berkeley: University of California Press. 1954.

83. Björn Hagelin, Mark Bromley and Siemon T. Wezeman. US forces in Japan. 10. http://www.sipri.org/

84. Glenn D. Hook. Militarization and demilitarization in contemporary Japan. Taylor & Francis Group, 2005.

85. «Ground Security Defense Forces». The Warfighter Encyclopedia. Warfighter Response Center. October 8, 2003. Retrieved August 10, 2006.

86. Hayashi S., Cox A.D. Kogun: The Japanese Army in the Pacific War. Quantico, VA., 1959.

87. Kwan C.H. Economic Interdependence in the Asia-Pacific Region: Towards a Yen Bloc. L., 1994.

88. «Marine Security Defense Forces». The Warfighter Encyclopedia. Warfighter Response Center. October 8, 2003. Retrieved August 10, 2006.

89. Matsushita, Mitsuo. Keizaiho Gaisetsu [Economic law]. Tokyo: Tokyo Daigaku Shuppankai. 1986.

90. Matsushita, Mitsuo, with John D. Davis. Introduction to Japanese Antimonopoly Law. Tokyo: Yuhikaku. 1990.

91. Onoda, Hiroo. No Surrender: My Thirty-Year War. / Bluejackets books. US Naval Institute Press, 1999.

92. Prados, John. Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II. US Naval Institute Press, 2001.

93. Reischauer E. O.The Japanese Today, Cambridge, 1988.

94. Schmiegelow М., Schmiegelow H.. Strategic Pragmatism. N.Y., 1989.

95. Shannon n Kile. A survey of US ballistic missile defence programmes. Appendix 8C. http://www.sipri.org/

96. The Military Balance, 2007. The International Institute for Strategic Studies. London, 2007. P. 356-357.

97. Yamamoto, Atsumasa. Multilateral Activities for Stability in the East Asia-Pacific region. - IIPS Policy Paper 135E, September 1994.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.