Перспективный уровень
Цель перехода к данной практике Формирование долгосрочных целей развития муниципалитета, определение «полюсов роста», способных обеспечить достижение этих целей. Выделение среди множества программ и проектов наиболее приоритетных в условиях ограниченности ресурсов и определение долгосрочных перспектив развития на основе формирования консенсуса интересов. Краткое описание Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы найти пути сбалансированного, устойчивого развития муниципалитета в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо, в первую очередь, определить общественно значимые цели развития муниципалитета, исходя из объективных внутренних и внешних условий, учитывая мнение граждан и организаций, представляющих интересы различных слоев местного сообщества, выработать обобщенное, взвешенное «видение» муниципалитета и его будущего, определить административные меры и средства, которые позволят мобилизовать ресурсы и активность общественного и предпринимательского сектора для достижения установленных целей. Стратегический план обеспечивает установление приоритетов среди возможных регулирующих мер для инвестиционной, социальной, экологической политики, муниципальных программ, градостроительства, бюджетного планирования. В стратегии должны быть определены те мероприятия, проекты, программы, которые, по существу, являются «стратегическими», то есть имеют более сильное среднесрочное и долгосрочное воздействие на развитие муниципалитета и ликвидацию негативных тенденций. Это находит отражение в следующих принципах формирования экономической стратегии муниципального образования:
· ориентация на повышение благосостояния всех представителей местного сообщества; · создание благоприятных условий для ведения в городе экономической деятельности на основе учета интересов и координации мероприятий с экономическими агентами различных форм собственности – государственными организациями, предпринимательским сектором, общественными объединениями; · обеспечение эффективного функционирования муниципального хозяйства (снижение дотационности, повышение качества услуг и т.п.).
Подходы к реализации Разработка стратегического плана муниципального развития включает следующие этапы: · анализ ресурсов и условий развития; · составление прогноза; · формирование концепции развития муниципального образования; · обсуждение концепции; · разработка целевых программ, реализующих стратегические направления; · сведение целевых программ в стратегический план с оценкой затрат, потребностей в привлечении средств и эффекта от реализации; · разработка графика выполнения стратегического плана с указанием исполнителей; · обсуждение и утверждение стратегического плана.
1.1.2. Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития
Базовый уровень
Цель перехода к данной практике Развитие экономики города, укрепление его налоговой базы, повышение уровня занятости населения, решение социальных вопросов и другие меры, которые местная администрация планирует осуществлять в среднесрочной перспективе в сотрудничестве с другими представителями муниципального образования. Качественные преобразования городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Краткое описание Программа основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. Основными ресурсами местного уровня являются эффективное управление, рациональное использование городских финансов и муниципальной собственности. Содержанием программы становятся меры, направленные на выявление на базе анализа направлений рационализации использования муниципальных ресурсов, позволяющих стабилизировать социально-экономическое положение, придать новый импульс городскому развитию.
Программа должна стать продуктом «общественного согласия», основанным на поддержке всего городского сообщества. К представителям сообщества, сотрудничающим в ходе разработки и реализации комплексных программ, относятся городское руководство, предпринимательский сектор, общественные организации, научные и учебные заведения и т.д. До принятия городским органом представительной власти программа проходит процедуру общественного обсуждения. Это позволяет в полной мере использовать интеллектуальный и организационный потенциал города, включать в процесс реализации программы широкие массы городского сообщества, а также обеспечивает легитимность программы, ее устойчивость во времени и независимость от смены власти в городе. Программы разрабатываются в соответствии с принципами, соответствующими рыночному планированию: Они носят индикативный, а не директивный характер, обладают достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения в годовых планах, реалистично учитывают возможности администрации, содержат процедуры внедрения эффективных методик управления. В программы встроены механизмы обратной связи, дающие возможность на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании. Основная идея комплексного планирования состоит в том, что все текущее планирование в городе, прежде всего бюджетное, производится в соответствии со средне- и долгосрочными целями социально-экономического развития города, определенными комплексными среднесрочными программами. Комплексные программы социально-экономического развития являются основой для перспективного и текущего финансового планирования. В наиболее полном и законченном виде комплексная программа состоит из четырех частей.
Первая часть посвящена анализу социально-экономической ситуации в городе. Вторая часть содержит обобщение основных проблем и возможностей развития города, выводы по долгосрочным и среднесрочным целям развития, формулировку основных направлений необходимых преобразований. В третьей части содержится свод мероприятий, разработанный в соответствии с выбранными направлениями преобразований. В этой части конкретизируются задачи и определяются действия по их решению. Четвертая часть определяет порядок реализации включенных в программы мероприятий. Она содержит примерный график их выполнения, а также устанавливает процедуру контроля, оценки хода реализации программы, механизма обратной связи, позволяющей уточнять задачи и рекомендации в ходе текущего планирования. В приложении к комплексной программе содержатся проекты нормативных документов, создающие правовое поле для проведения программных мероприятий.
Подходы к реализации В городской администрации создается рабочая группа по подготовке программы, в состав которой включаются представители государственной власти, предпринимательского сектора, некоммерческих, общественных, научно-исследовательских организаций. К работе над программой подключается городская общественность, ход работы над программой освещается в средствах массовой информации, проводятся общественные обсуждения по разделам, общественные слушания по сводному разделу. Текст программы должен содержать процедуры ее конкретизации в текущем планировании, контроля выполнения программных мероприятий, периодической оценки хода реализации программы в целом. Программа должна быть принята местным органом представительной власти и получить тем самым статус городского нормативного акта, что в дальнейшем обеспечит ее независимость от текущих конъюнктурных факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|