Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. «Поработай язычком». Работа над предложением. Дидактические игры. Простые распространённые предложения. 1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».




13. «Поработай язычком».

Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.

14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий. )

Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже)? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше— ближе, шире — уже, теплее— холоднее.

 

Работа над предложением.

Дидактические игры

Простые распространённые предложения

1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Работа по сюжетным картинкам: «Девочка... читает        книгу».

2. «Кто что любит? »

Медведь любит мёд, ягоды; белка — орехи, грибы, шишки...

3. «Кому какой подарок? »

В день рождения платье подарим кукле; петушку дадим зёрна; кро­лику положим морковку; корове приготовим траву; кошке нальём молока; собаке бросимкосточку. (Слова-глаголы не повторяются. )

4. «Закончи предложение». (Часть от целого. )

Я выпью... стакан воды; съем... кусочек пирога, мяса, хлеба; положу немного... манной каши...

5. «Наведи порядок». (Составление предложений по опорным словам. ) Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой.

6. «Перечисли». (Однородные члены предложения и союз и. )

—Какие у тебя игрушки?

—У меня куклы, машинка, матрёшка и кубики.

—С кем ты играла во дворе?

—Я играла вместе с Катей, Валей и Леной.

(Затем дети продолжают выполнять задание самостоятельно. )

7. «Назови одним словом и перечисли». (Однородные члены предложения с обобщающим словом. )

Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны и айву...

8. «Удлиним предложение».

Первое предложение — из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее.

Образец: Машина едет. (Какая? ) Пожарная машина едет. (Какого цвета? ) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет? ) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.

9. «Скажи одним предложением». Наступил день. Сегодня тепло. Греет солнце.

—Какой сегодня день?

—Сегодня тёплый солнечный день.

10. «Что выбираешь? » (Разделительный союз или). Образец: Я буду или лепить, или рисовать.

—Что возьмёшь для игры?

—Я возьму или куклу, или матрёшку.

(Затем дети продолжают выполнять задание сами. )

11. «Соедини слова». (Составление рассказа по опорным словам. ) Примерные слова: день, лес, дети, грибы, корзина, мама. Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину...

Предложения с предлогами

1. «Что где растёт? » (В, во, на. )

     Сосна растёт... в лесу, яблони... в саду, травка... на лугу,

     овощи... па огороде, цветы... во дворе, на клумбе.

2. «Кто где сидит? » (На, в. )

Бабочка сидит на цветке, пчёлы — в ульях.

3. «Где птичка? » (Из, к, в, на. ) Обучающий предлагает детям рассмотреть картинки: птичка сидит в домике (скворечнике); вылетела из домика; подлетела к домику; села на до­мик; влетела в домик.

4. «Откуда и куда? » (От, к. ) (Составление предложений по демонстрации действий. )

Коля отошёл от стола и подошёл к шкафу. Мяч отлетел от скамейки и покатился к песочнице.

5. «Где едет? » (По. ) Машина едет по дороге. Корабль плывёт по морю. Мяч катается по полу.

6. «Кто с кем, что с чем? » (С. ) Курица с цыплятами; хлеб с маслом, суп с мясом; корзина с ягодами.

7. «Сверху внутрь». (Предлоги, указывающие направление: с, со, в. ) Сверху вниз — упала со стола, смахнула с платья, с кресла, со стула;

внутрь — положила в шкаф, в карман; поставила в буфет, в стол.

8. «У кого что, кто? » (У) У коровы телята, у львицы львята; у Оли шары, кукла у Кати...

9. «Чего не хватает? » (Без. )

Обучающий показывает детям картинки или предметы: чашка без ручки, машинка без колеса, чайник без носика, стул без ножки...

—Что это?

—Это чашка.

—Без какой части?

Без ручки...

10. «К чему эта часть? » (К. ) Колесо — к машине, ручку — к двери, шпингалет — к окну...

11. «Где грибок? » (На, в, из, под, над. ) После демонстрации действий с «грибком» и книгой: грибок в книге, взяла из книги, на книге, держу над книгой, положила под книгу, лежит под книгой.

12. «Выполняй и объясняй». Ребёнок получает задание поставить игрушку на стол, в стол, под стол; держать её над столом или под столом. Каждое действие сопровождается объяснением: — Я положил на стол...

13. «Что изменилось? » На столе несколько игрушек закрываются экраном. Ведущий пере­ставляет игрушки.

—Что изменилось?

—Машинка стояла на столе, а теперь она под столом.

14. «Куда закатился? » (За. ) Мяч закатился за стол, за шкаф; ребёнок спрятался за ширмой, за дверью; сидит за столом, за партой...

15. «Где и откуда? » (Под, из-под; за, из-за. )

—Где тетрадь?

Под книгой, за книгой.

—Откуда её возьмём?

Из-под книги, из-за книги.

16. «Поможем Незнайке». (Закрепление всех предлогов. ) Роль Незнайки выполняет водящий, который неправильно употреб­ляет предлоги или вовсе их пропускает, а дети его исправляют.

—Лампа висит... головой. (Стоит под лампой. )

—Цветы поставили на вазу; мы обедаем у стола. Учитель подошёл от меня. Машина едет в дороге.

Сложные предложения

 1. «А что у нас? » (Союз а. ) У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети — на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные, а огурцы зелёные.

(Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету, сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить раз­меры: полотенце широкое, а лента узкая и др. )

2. «Объединим». (Союз и. )Обучающий произносит два простых предложения:

—Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе?

—Девочка играла в мяч, и он закатился под стол.

—Я погладила кошку, и она замурлыкала.

—Мама позвонила, и я разговаривал с ней по телефону.

3. «Почему? » (Союз потому что. )

—Почему осенью падают листья с деревьев?

Потому что солнце мало греет, становится холодно.

—Почему нельзя дразнить собаку?

(На все вопросы отвечать следует полным ответом, с союзом по­тому что. )

4. «Как сказать иначе? » Шёл дождь, и я взял зонт. — Я взял зонт, потому что шёл дождь. Я захотел есть и стал накрывать на стол. — Я стал накрывать на стол, потому что захотел есть.

5. «Почему нельзя так делать? » Нельзя переходить дорогу на красный свет, потому что можно по­пасть под машину. Вопросы: Почему нельзя есть снег? Почему нельзя гру­бить старшим? Почему нельзя громко разговаривать?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...