13. «Поработай язычком». Работа над предложением. Дидактические игры. Простые распространённые предложения. 1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
13. «Поработай язычком». Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад. 14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий. ) Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже)? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше— ближе, шире — уже, теплее— холоднее.
Работа над предложением. Дидактические игры Простые распространённые предложения 1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец». Работа по сюжетным картинкам: «Девочка... читает книгу». 2. «Кто что любит? » Медведь любит мёд, ягоды; белка — орехи, грибы, шишки... 3. «Кому какой подарок? » В день рождения платье подарим кукле; петушку дадим зёрна; кролику положим морковку; корове приготовим траву; кошке нальём молока; собаке бросимкосточку. (Слова-глаголы не повторяются. ) 4. «Закончи предложение». (Часть от целого. ) Я выпью... стакан воды; съем... кусочек пирога, мяса, хлеба; положу немного... манной каши... 5. «Наведи порядок». (Составление предложений по опорным словам. ) Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой. 6. «Перечисли». (Однородные члены предложения и союз и. ) —Какие у тебя игрушки? —У меня куклы, машинка, матрёшка и кубики. —С кем ты играла во дворе? —Я играла вместе с Катей, Валей и Леной. (Затем дети продолжают выполнять задание самостоятельно. ) 7. «Назови одним словом и перечисли». (Однородные члены предложения с обобщающим словом. ) Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны и айву... 8. «Удлиним предложение». Первое предложение — из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее.
Образец: Машина едет. (Какая? ) Пожарная машина едет. (Какого цвета? ) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет? ) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар. 9. «Скажи одним предложением». Наступил день. Сегодня тепло. Греет солнце. —Какой сегодня день? —Сегодня тёплый солнечный день. 10. «Что выбираешь? » (Разделительный союз или). Образец: Я буду или лепить, или рисовать. —Что возьмёшь для игры? —Я возьму или куклу, или матрёшку. (Затем дети продолжают выполнять задание сами. ) 11. «Соедини слова». (Составление рассказа по опорным словам. ) Примерные слова: день, лес, дети, грибы, корзина, мама. Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину... Предложения с предлогами 1. «Что где растёт? » (В, во, на. ) Сосна растёт... в лесу, яблони... в саду, травка... на лугу, овощи... па огороде, цветы... во дворе, на клумбе. 2. «Кто где сидит? » (На, в. ) Бабочка сидит на цветке, пчёлы — в ульях. 3. «Где птичка? » (Из, к, в, на. ) Обучающий предлагает детям рассмотреть картинки: птичка сидит в домике (скворечнике); вылетела из домика; подлетела к домику; села на домик; влетела в домик. 4. «Откуда и куда? » (От, к. ) (Составление предложений по демонстрации действий. ) Коля отошёл от стола и подошёл к шкафу. Мяч отлетел от скамейки и покатился к песочнице. 5. «Где едет? » (По. ) Машина едет по дороге. Корабль плывёт по морю. Мяч катается по полу. 6. «Кто с кем, что с чем? » (С. ) Курица с цыплятами; хлеб с маслом, суп с мясом; корзина с ягодами. 7. «Сверху внутрь». (Предлоги, указывающие направление: с, со, в. ) Сверху вниз — упала со стола, смахнула с платья, с кресла, со стула; внутрь — положила в шкаф, в карман; поставила в буфет, в стол. 8. «У кого что, кто? » (У) У коровы телята, у львицы львята; у Оли шары, кукла у Кати...
9. «Чего не хватает? » (Без. ) Обучающий показывает детям картинки или предметы: чашка без ручки, машинка без колеса, чайник без носика, стул без ножки... —Что это? —Это чашка. —Без какой части? —Без ручки... 10. «К чему эта часть? » (К. ) Колесо — к машине, ручку — к двери, шпингалет — к окну... 11. «Где грибок? » (На, в, из, под, над. ) После демонстрации действий с «грибком» и книгой: грибок в книге, взяла из книги, на книге, держу над книгой, положила под книгу, лежит под книгой. 12. «Выполняй и объясняй». Ребёнок получает задание поставить игрушку на стол, в стол, под стол; держать её над столом или под столом. Каждое действие сопровождается объяснением: — Я положил на стол... 13. «Что изменилось? » На столе несколько игрушек закрываются экраном. Ведущий переставляет игрушки. —Что изменилось? —Машинка стояла на столе, а теперь она под столом. 14. «Куда закатился? » (За. ) Мяч закатился за стол, за шкаф; ребёнок спрятался за ширмой, за дверью; сидит за столом, за партой... 15. «Где и откуда? » (Под, из-под; за, из-за. ) —Где тетрадь? —Под книгой, за книгой. —Откуда её возьмём? —Из-под книги, из-за книги. 16. «Поможем Незнайке». (Закрепление всех предлогов. ) Роль Незнайки выполняет водящий, который неправильно употребляет предлоги или вовсе их пропускает, а дети его исправляют. —Лампа висит... головой. (Стоит под лампой. ) —Цветы поставили на вазу; мы обедаем у стола. Учитель подошёл от меня. Машина едет в дороге. Сложные предложения 1. «А что у нас? » (Союз а. ) У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети — на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные, а огурцы зелёные. (Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету, сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить размеры: полотенце широкое, а лента узкая и др. ) 2. «Объединим». (Союз и. )Обучающий произносит два простых предложения: —Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе? —Девочка играла в мяч, и он закатился под стол. —Я погладила кошку, и она замурлыкала. —Мама позвонила, и я разговаривал с ней по телефону. 3. «Почему? » (Союз потому что. ) —Почему осенью падают листья с деревьев?
—Потому что солнце мало греет, становится холодно. —Почему нельзя дразнить собаку? (На все вопросы отвечать следует полным ответом, с союзом потому что. ) 4. «Как сказать иначе? » Шёл дождь, и я взял зонт. — Я взял зонт, потому что шёл дождь. Я захотел есть и стал накрывать на стол. — Я стал накрывать на стол, потому что захотел есть. 5. «Почему нельзя так делать? » Нельзя переходить дорогу на красный свет, потому что можно попасть под машину. Вопросы: Почему нельзя есть снег? Почему нельзя грубить старшим? Почему нельзя громко разговаривать?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|