Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное бюджетное образовательное учреждение




Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

П. Б. Цывьян

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ И МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

                                 ЕКАТЕРИНБУРГ

                                               2014

 

 

УДК 612(075. 8)

ББК 28. 073 я 73

    Р85

 

 

П. Б. Цывьян Физиология возбудимых тканей и мышечного сокращения. Пособие для практических занятий и самостоятельной работы по нормальной физиологии. – Екатеринбург: Изд. УГМУ, 2014. – 31с.

ISBN 978 -5-89895-673-8

 

 

В пособии представлена информация о теоретических вопросах по физиологии возбудимых тканей и мышечного сокращения, рассматриваемых  на практических занятиях на кафедре нормальной физиологии ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России.

 

Ответственный редактор – профессор, д. м. н. П. Б. Цывьян

 

Рецензент – профессор, д. м. н. А. В. Осипенко

 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии УГМУ.

 

 

 

 

 

Ионный состав внеклеточной жидкости близок по содержанию ионов к плазме крови, является важным гомеостатическим параметром, зависит от скоординированной работы сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной, пищеварительной, эндокринной и нервной систем.  

Состав внутриклеточной жидкости определяется трансмембранным транспортом ионов, веществ, воды и газов.  

Клеточные мембраны являются естественными границами клеток, отделяющими внутриклеточное пространство от внеклеточного.

Мембраны состоят из двух слоев ориентированных липидов, расположенных таким образом, что их гидрофильные концы направлены к поверхности мембраны, а гидрофобные к внутренней, срединной части мембраны. В структуру мембраны встроены белковые компоненты, обеспечивающие ряд важных функций мембран (Рис. 1).

 

Рис. 1 Общее строение возбудимой мембраны.

(Слева направо: - Ионный канал, - Ионный насос (Na-K АТФаза), - Переносчик (Na-Ca обменник).

 Трансмембранные белки могут пересекать всю толщину мембраны, создавать белковые комплексы и служить:

1. Каналами, через которые возможен избирательный транспорт ионов по концентрационному и электрическому градиентам;

2.   Переносчиками, которые могут транспортировать ионы через мембрану в обмен на другие ионы по принципу турникета;

3. Ионными насосами, способными переносить ионы через мембрану против концентрационного и электрического градиентов с затратой энергии АТФ;

4. Рецепторами, активирующими или тормозящими клеточные реакции при взаимодействии со специфическими веществами – медиаторами.

  Помимо трансмембранных белков есть протеины, связанные с гидрофобными участками липидов мембраны, не пересекающие толщу мембраны. Белки, находящиеся на внутренней поверхности мембраны участвуют в построении внутреннего цитоскелета. Протеины, связанные с поверхностью сарколеммальной мембраны, участвуют в построении базальной мембраны и гликокаликса, обладают ферментативными и антигенными свойствами.

 

Функции мембран

  1. Разделение вне и внутриклеточной сред (граница).
  2. Транспорт ионов, воды и веществ.
  3. Ферментная функция.
  4.  Создание электрических потенциалов и проведение возбуждения.
  5. Координация и регуляция внутриклеточных процессов.

                                  ТРАНСПОРТ ЧЕРЕЗ КЛЕТОЧНУЮ МЕМБРАНУ

Виды трансмембранного транспорта

I. Диффузия (пассивный транспорт).

1. Простая диффузия - осуществляется путем растворения веществ в липидах мембраны. Пример - транспорт О2 , СО2.

2. Диффузия через ионные каналы пассивного проведения (Na+ , K+ ). Определяется градиентом концентраций или зарядов.

3. Облегченная диффузия с переносчиком (глюкоза).

4. Осмос (движение воды из среды с меньшей концентрацией соли в среду с большей концентрацией соли).

II. Активный транспорт.

1. Первично-активный транспорт ионов против электрохимических градиентов с затратой энергии АТФ (Na-К АТФаза).

2. Вторично-активный транспорт за счет концентрационных градиентов ионов, ранее созданных первично-активным (Na- Ca обмен).

 

АКТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ

Первично-активный транспорт  непосредственно использует энергию гидролиза АТФ для переноса ионов против концентрационного, электрического градиентов. Наиболее распространенный вид активного транспорта – Na-K АТФаза (так называемый натрий-калиевый насос), осуществляющий транспорт ионов натрия и калия через мембраны возбудимых клеток. Макромолекула Na- К АТФазы состоит из четырех субъединиц (две альфа и две бета субъединицы). Альфа субъединицы обладают АТФазной активностью. Бета субъединицы имеют специфические места связывания для ионов: два места для ионов K+ на внешней стороне мембраны и три места для ионов Na+ на внутренней стороне.

При работе насоса на внутренней стороне мембраны происходит захват трех ионов Na+ специфическими местами, связывание АТФ с альфа субъединицей и фосфорилирование ее. Это приводит к конформационному изменению бета субъединицы и переносу ионов натрия наружу клетки. Вслед за этим два иона K+, связанные со своими специфическими местами, транспортируются внутрь клетки, и происходит дефосфорилирование альфа субъединицы. Таким образом, энергия одной молекулы АТФ обеспечивает перенос не только ионов через мембрану, но и транспорт одного положительного заряда наружу.

Для работы натрий-калиевого насоса необходимо присутствие АТФ и определенной концентрации ионов Na+ внутри и К+ снаружи клетки. В отсутствии хотя бы одного из этих трех компонентов насос работать не будет.

Существуют другие транспортные системы, использующие энергию АТФ для переноса ионов и веществ через мембрану. Это «кальциевый» насос саркоплазматического ретикулума, поддерживающий низкую внутриклеточную концентрацию ионов Са++ (ниже 10-7 М) и «калий-водородный» насос, обеспечивающий транспорт ионов H+, необходимых для синтеза соляной кислоты. Помимо ионов механизмы активного транспорта используются для перемещения через мембрану аминокислот ворсинами тонкого кишечника и плаценты.

Вторично-активный транспорт  используетэнергию концентрационного градиента ионов Na+, созданного в результате работы активного транспорта, для перемещения через мембрану других веществ и ионов. В результате вторично-активного транспорта могут перемещаться:

1. Глюкоза и аминокислоты.

2. Ионы Са++ могут выводиться из плазмы миоцитов и клеток миокарда.

3. Ионы Н+ (этот механизм используется для поддержания нормального кислотно-щелочного равновесия в клетке).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...