Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. Управление безопасностью в судоходстве. (конспект лекций ). Конспект лекций для курсантов и студентов высших морских учебных заведений. - Одесса: ОНМА, 2005.  144 стр.




Л. А. ПОЗОЛОТИН, В. Г. ТОРСКИЙ

 

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СУДОХОДСТВЕ

Учебное пособие

(конспект лекций)

 


Министерство образования и науки Украины

 

Л. А. ПОЗОЛОТИН, В. Г. ТОРСКИЙ

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СУДОХОДСТВЕ

Учебное пособие

(конспект лекций )

 

Одесса-2010

 

ББК 67. 912я7

   П477

УДК 341. 225(035)

 

 

Л. А. Позолотин, В. Г. Торский

Управление безопасностью в судоходстве:

Конспект лекций для курсантов и студентов высших морских учебных заведений. - Одесса: ОНМА, 2005.  144 стр.

 

рецензент Л. А Козырь - профессор кафедры «Судовождение» ОНМА, к. т. н., капитан дальнего плавания, компетентное лицо Международной морской организации (ИМО).

 

Рассмотрены вопросы управления безопасностью в судоходстве, место международных организаций в создании и применении системы управления безопасностью на судне и в судоходной компании.

Может быть использовано в системе повышения квалификации специалистов водного транспорта.

 

Розглянуто питання керування безпекою в судноплавстві, місце міжнародних організацій у створенні і застосуванні системи керування безпекою на судні та у судноплавній компанії.

Може бути використано в системе підвищення кваліфікації фахівців водного транспорту.

 

 

Утверждено ученым советом ОНМА

в качестве конспекта лекций по направлению

1003 «Судовождение и энергетика судов»

«_____» _________2005 протокол №__

 

 

© Л. А. Позолотин, В. Г. Торский; 2005

 

Дополнительный титульный лист

 

Служебное произведение

 

 

Министерство образования и науки Украины

 

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Разрешаю опубликование

Проректор по научно-педагогической работе

 

______________________________С. И. Горб

 

«_____»_________________2005

 

 

Л. А. ПОЗОЛОТИН, В. Г. ТОРСКИЙ

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СУДОХОДСТВЕ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 

 

 

Авторы:

______________________Л. А. Позолотин,

 

______________________В. Г. Торский

(зав. каф. БиОМ)

 

 

Одесса -2005

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

Система (греч. )- План, порядок расположения частей целого,

ход чего-либо, в последовательном, связном порядке.

 

На конференции ИМО, состоявшейся в мае 1994 года в Лон­доне, были приняты поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74) и резолюции о добавлении новых глав к SOLAS-74. В Приложении 2 сказано о вве­дении МКУБ как IX главы «Управление безопасной эксплуатаци­ей судов» и о сроках применения этой главы.

Необходимость в Кодексе возникла в связи с многочисленны­ми авариями и случаями загрязнения моря, информация о которых выявила недостаточную добросовестность и компетентность управ­ления компаний и экипажей судов.

Для управления безопасностью судоходства был необходим универсальный практический нормативный документ, который бы распространял­ся на все суда. Таким документом и является Международный Кодекс по управлению безопасностью-МКУБ (ISM Code). Он нацелен на обеспечение безопасности на море, предотвращение травматизма и человеческих жертв, избежание ущерба окружающей среде и имуществу и определяет стандарты управления безопасностью.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА – состояние судоходства, при котором обеспечивается сохранность (защищенность) человеческой жизни и имущества на море и внутренних водных путях и предотвращение загрязнения

 

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ - определяется как совокупность мероприятий технического, организационного, социального и правового характера на судах и в компаниях. БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ – обеспечивается выполнением определенных стандартов, установленных международными конвенциями, в отношении всей деятельности судов и их экипажей при эксплуатации судов в Мировом океане, для избежания причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, судам и техническим устройствам, не являющимся судами.

 

·  МКУБ — система комплексно-централизованная. Она состо­ит из четырех составляющих: кадровой, навигационной, техни­ческой и эксплуатационной.

·  МКУБ — система с обратной связью, так как она преду­сматривает немедленное устранение несоответствия не только на од­ном судне, где оно обнаружено, но и на всех судах Компании.

·  МКУБ — система, которая должна быть программно-алгорит-мизированной. Система обязывает выделить основные операции, влияющие на безопасность и морскую среду, и задокументировать их.

·  МКУБ — система, которая вводится в принудительном по­рядке на регулярной основе сертификации и выдачи соответству­ющих документов, подтверждающих ее использование.

Кодекс предписывает: «Каждая компания должна разрабаты­вать, претворять в жизнь и поддерживать Систему управления бе­зопасностью (СУБ) –Safety Management System - SMS».

Система управления безопасностью должна включать в себя:

- политику безопасности и защиты окружающей среды;

- инструкции и процедуры, обеспечивающие безопасное ис­пользование судов и защиту окружающей среды в соответствии с требованиями международного законодательства и законами стра­ны флага;

- определение уровней полномочий и способов взаимодей­ствия между и внутри берегового и судового персонала;

- процедуры сообщения о происшествиях и несоответствии МКУБ;

- процедуры подготовки к возможным экстремальным случаям и

реагирования на них;

- процедуры внутренних проверок и изменений в управлении.

 

ИМО определяет Компанию как судовладельца или лицо, при­нимающее на себя ответственность за эксплуатацию судна от судо­владельца (бербоут-чартер). МКУБ является предупреждающим до­кументом и служит тому, чтобы отклонения, которые могут так или иначе повлиять на безопасность на море, были заранее выявлены и предприняты действия, предупреждающие их развитие.

Для достижения целей МКУБ каждой компании следует оп­ределить политику безопасности и защиты окружающей среды, ко­торую будет выполнять и претворять в жизнь весь персонал — как на берегу, так и на судах.

ИМО заявляет: «... Документы по внедрению МКУБ должны иметь должностные инструкции для сотрудников Компании, опре­делить роль капитана в осуществлении целей политики безопасно­сти и охраны окружающей среды, в кадровой политике, проверке соответствия СУБ, обеспечении докладов о недостатках для возмож­ности изменения системы при необходимости. Обязательное успеш­ное осуществление МКУБ должно идти с самого высшего уровня, что-либо меньшее будет тратой времени. Процесс требует участия на всех уровнях — от рядового служащего Компании до директо­ра — управляющего и выше».

МКУБ впервые в мировой практике судоходства потребовал применения обязательной сертификации береговых подразделений судоходных компаний по стандартам безопасности в судоходстве на международном уровне. При этом особое внимание уделено вопросам ответственности на берегу. До введения Кодекса краеугольным камнем деятельности в области судоходства было то положение, при котором судовладелец мог каким-то образом дистанцироваться оттого, что происходит на борту судна. МКУБ был со­здан для того, чтобы ответственность за безопасность мореплавания возлагалась не только на судно, но и на управляющий орган — су­доходную Компанию.

Так, например, ущерб, причиненный Компании (судну, гру­зу) по вине пассажира либо грузовладельца, трудно объяснить не­брежностью или некомпетентностью экипажа, поскольку Компа­ния должна иметь систему управления безопасностью, которая обес­печивает соответствующую подготовку экипажа и капитана и ис­ключает нанесение ущерба здоровью людей и качеству груза.

МКУБ допускает, что у Государства флага может отсутствовать четкое морское законодательство по обеспечению безопасности су­доходства, что Компания только организована и не имеет своих нормативных документов. В то же время многие страны, имеют свое морское законодательство, различные нормативные докумен­ты, охватывающие многие стороны деятельности в области торго­вого мореплавания.

Отсутствие сертификации по МКУБ автоматически лишает судоходную компанию возможности эксплуатировать суда. Компания выпадает из меж­дународного судоходства, не подтвердив качество своих услуг и со­ответствие стандартам безопасности судоходства.

Управление качеством уходит корнями в военное дело. При по­стройке боевых кораблей ВМС Англии и США применяли особые стандарты качества, которые затем были широко использованы при подготовке стандартов ИСО серии 9000. На этих же стандартах ос­нованы системы оценки качества: Система защиты окружающей среды — Safety Environmental Protection (SEP) Норвежского реги­стра; Система управления качеством — QMS-Quality Management System Регистра Ллойда и др.

Следует отметить, что ИМО не единственная орга­низация, определившая требования к системе управления безопас­ностью и защиты окружающей среды. Этой же пробле­мой занимается Международная организация по стандартизации (ИСО), разрабатывая международные стандарты по управлению безопасностью, охране здоровья.

Содержание настоящего учебного пособия соответствует программе учебной дисциплины УБвС, а наименования разделов – темам лекционных занятий


ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛІНІ

 


Назва блоків змістових модулів (розділів ) і змістових модулів (тем)

З них аудиторні години

СР

курсантів

Всього Лекції Практ. заняття
1. Роль Міжнародних  організацій у сфері судноплавства  Участь ООН, ММО, МОП і інших організацій в створенні и застосуванні системи управління безпекою судноплавства.  
2. Міжнародні нормативні документи щодо МКУБ і їх ієрархія Конвенції, кодекси, резолюції ООН, ММО, МОП. Обов’язкові та рекомендовані нормативні документи у Компанії та на судні
3. Морські Адміністрації і Визнані організації Документи и сертифікати видані на судно у відповідності з вімогами міжнародних нормативних документів
4. СУБ Компанії 4. 1 Політика Компанії. Структура Компанії. Повноваження та відповідальність Компанії. 4. 2 Функціональні зв’язки підрозділів Компанії. Призначена особа, повноваження та відповідальність. 4. 3 Ключеві операції та процедури Компанії з безпеки мореплавства та охорони навколишнього середовища. Зв’язок, інформація, донесення берег-судно-берег.    
4. 4 Документація з МКУБ- ведення, актуалізація, контроль.        
5. Ресурси та персонал 5. 1 Прийняття на роботу персоналу Компанії та плавскладу, їх кваліфікація, відповідальність Компанії за підбір кадрів. Політика відносно алкоголю та наркотиків. Агентства по найму екіпажів суден (крюїнг). 5. 2. Ознайомлення усього персоналу Компанії та экіпажей суден з документами, з політикою Компанії, з СУБ Компанії та судна. Підвищення кваліфікації персоналу Компанії, курси, семінари.      

 

6. Організація та технічне обслуговування та ремонт судна. 6. 1 Графіки перевірок суден відповідно конвенційним вимогам. 6. 2 Плани-графіки ремонта, доковання суден Компанії. Підготовка судна до ремонту: дефектація, складання ремонтної та докової відомостей. Контроль ремонту, подання класифікаційному суспільству, одержання конвенційних документів. Роль призначеної особи, суперінтендантів.      
7. Огляд і Сертифікація Компанії з МКУБ 7. 1 Зовнішній аудит. Перевірка, огляд та оцінка СУБ Компанії. Сертифікація Компанії. 7. 2 Документи та сертифікати з СУБ Компанії та судна.   7. 3 Керівництво, процедури, ДОК, СвУБ.          
8. Внутрішній аудит  Планування перевірок, огляд та оцінка СУБ, в Компанії. Результати перевірок, облік, корегувальні дії  
9. Перевірки з МКУБ  Адміністрації прапора, держави порту, страхових  компаній, фрахтувальника.  
10. Система стандартів якості 9000, 14000, 18000 та МКУБ  
Всього 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...