Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключительный этап коррекционно-образователыюго процесса




Заключительный, или итоговый этап коррекционно-речевой работы с ребенком (группой детей) } предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и ре­чевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.

Обычно проведение итоговой психолого-педагогической и ло­гопедической диагностики и сравнение наличных достижений в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного об­следования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позво­ляет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей. В то же вре­мя, в ходе итоговой диагностики необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка со среднестатистическими показателями развития речи его сверстников, поскольку имен­но он является определяющим при выборе дальнейшего обра­зовательного маршрута ребенка.

В качестве экспертов, оценивающих результаты логопедической работы с детьми, выступают, с одной стороны, специалисты ДОУ и родители, а с другой — члены медико-психолого-педагогичес­кой комиссии. В ряде случаев специалисты ПМПК предлагают вы­пускникам логопедических групп продолжить коррекционное обу­чение. Основная причина формулировки таких рекомендаций — невозможность в период дошкольного детства полной коррекции таких тяжелых речевых нарушений, как общее недоразвитие речи, стойкие формы дизартрии, ринолалия, заикание и др. В этой си­туации бывает целесообразно рассмотреть вопрос о возможности создания нового вида образовательного учреждения для детей с на­рушениями речи— начальной школы-детского сада компенсирующего вида или открытии специального (коррекционного) класса для детей с нарушениями речи при общеобразовательной школе, что позволяет специалистам продолжить коррекционно-речевую работу с деть­ми в необходимом объеме.

Вместе с тем, для логопеда и всего педагогического коллек­тива ДОУ заключительный этап означает не только оценку ре­зультативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников кор­рекционно-образовательного процесса. Поэтому на итоговом пе-


дагогическом совете важно объективно проанализировать дан­ные психолого-педагогического и логопедического мониторинга в течение всего учебного года, оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обоб­щения результатов работы наметить пути ее оптимизации на сле­дующий год.

В конце учебного года логопед составляет и подает админист­рации ДОУ отчет, в котором в качестве основных отражаются следующие позиции:

♦ список детей с указанием логопедического заключения на
моменты поступления в группу и выпуска из нее;

♦ количественно-качественный анализ и оценка результатив­
ности реализованных индивидуальных и подгрупповых кор-
рекционных программ;

♦ сведения о ходе и результатах проведенной в отчетном году
методической и консультативной работы с педагогами ДОУ,
родителями;

♦ сведения о пополнении оборудования логопедического ка-
1 бинета;

♦ сведения о повышении квалификации логопеда в течение
учебного года и др.


ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ДИАГНОСТИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

И КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОГО

ПРОЦЕССА В ДОУ (ГРУППАХ)

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Дошкольный логопедический пункт

Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждаю­щиеся дошкольники попадают в сферу логопедического воздей­ствия. Значительное число таких детей посещают общеразвиваю-щие группы ДОУ или воспитываются в условиях семьи. Невоз­можность получения необходимой и адекватной помощи приводит, как правило, к тому, что в период начального школьного обуче­ния они испытывают специфические (и часто весьма серьезные) трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы начальной школы в целом, нередко именно вследствие нарушений речевого развития попадая в раз­ряд неуспевающих учеников.

Анализ наработок, имеющихся в контексте поставленной про­блемы показывает, что заинтересованность в поиске форм и средств профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в условиях массовых образовательных учреждений (в том числе и дошкольных) появилась у отечественных исследователей и прак­тиков уже в 1920 — 1930-е годы. (Н.А. Власова, А.Л. Квинт, В.А. Смирнов, М.Е. Хватцев и др.). Логичным продолжением на­учно-исследовательских и практических поисков в данном на­правлении явилась предпринятая в конце 1980-х — начале 1990-х годов попытка организации коррекционно-речевой работы с деть­ми при участии специалиста-логопеда в рамках дошкольного лого­педического пункта.

Опыт функционирования этой модеди организации коррек­ционно-речевой помощи детям в условиях массовых детских са­дов насчитывает сегодня свыше десяти лет (СВ. Григорян, 1989; В.И. Селиверстов, 1988; О.А. Степанова, 1994,1996). Если перво-


начальное создание дошкольных логопедических пунктов в се­верных регионах страны (Томская и Сахалинская области, Рес­публика Коми) было вызвано малой плотностью детского насе­ления, ограниченным числом специальных дошкольных учреж­дений, нехваткой специалистов-логопедов, сокращением финансирования ДОУ и поиском более экономичных моделей оказания логопедической помощи детям, то в последнее время значимым фактором при открытии логопедических пунктов яв­ляется, наоборот, расширение финансовых возможностей ДОУ, их стремление соответствовать потребностям современной прак­тики дошкольного образования и запросам родителей, разработка альтернативных программ дошкольного воспитания и обучения, предполагающих работу специалистов по коррекции речи.

Обобщение опыта работы дошкольных логопедических пунк­тов позволяет убедительно говорить о том, что они уже успели зарекомендовать себя как действенная модель организации кор-рекционно-речевой работы с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а с другой — результативна, проста, удобна и, что немаловажно в современ­ных экономических условиях, малозатратна. Решая в качестве ос­новных задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, пропа­гандируя логопедические знания среди работников дошкольных уч­реждений и родителей, логопедические пункты при четкой орга­низации их работы обладают высокой эффективностью коррек-ционного воздействия, разнообразием в выборе его средств и играют важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школе.

Анализ организационной и содержательной сторон деятель­ности дошкольного логопедического пункта выявляет, что она в определенной степени синтезирует элементы работы логопе­да детской поликлиники и дошкольной группы для детей с на­рушениями речи, обладая при этом определенной собственной спецификой. Вместе с тем, изучение работы дошкольных лого­педических пунктов обнаруживает, что наряду с накопленным на сегодняшний день и, безусловно, положительным опытом их функционирования из поля зрения логопедов в условиях новой формы организации работы нередко уходит обязатель­ность реализации системного подхода при коррекции проявле­ний речевой недостаточности у дошкольников. Яркий показа­тель этого — нередко наблюдающееся сведение всего объема логопедической помощи только к исправлению у детей недо­статков произношения и обучению их элементарным навыкам различения дефектно произносимых звуков. Кроме того, не все-


гда во внимание принимаются, а следовательно, не учитыва­ются в работе индивидуальные психофизические особенности дошкольников; отмечаются также случаи недостаточно актив­ного и целенаправленного вовлечения в коррекционно-рече-вую работу родителей детей, отсутствие должной преемствен­ности в работе логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. Эти и другие негативные моменты свидетельству­ют об отсутствии должной целостности, четкости и продуман­ности при организации логопедами-практиками коррекцион-но-речевого процесса, что не позволяет полностью реализовать те возможности, которые предоставляет работа в условиях до­школьного логопедического пункта.

Трудности во многом объясняются и недостаточной разработ­кой вопросов специфики, задач и содержания логопедической работы в рамках новой модели, их скупым освещением на стра­ницах специальной литературы, отсутствием нормативных и про­граммно-методических материалов, несформированностью у от­дельных логопедов умения видеть собственную работу как орга­ническую часть единого дошкольного образовательного процесса и их нежеланием воспринимать педагогов детских садов и роди­телей как равноправных партнеров по коррекционно-речевому воздействию на детей. В связи с этим представленные ниже мате­риалы — это попытка выделения и содержательного раскрытия специфики организационно-методической, коррекционно-рече-вой и консультативной деятельности логопеда в условиях до­школьного логопедического пункта.

Логопедический пункт при дошкольном образовательном уч­реждении (учреждениях) может быть открыт по решению адми­нистрации дошкольных образовательных учреждений и при со­гласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуж­дается в логопедической помощи.

В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» прин­цип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно (базовое) или базовое и несколько рядом расположенных (прикрепленных к нему) ДОУ, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.

Обязательным условием для открытия логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении является наличие в базовом (или в базовом и прикрепленных к нему) учреждении не менее 10 групп детей в возрасте от 3 до 6—7 лет.

Логопедический пункт может быть организован при ДОУ вида:


общеразвивающего

комбинированного

компенсирующего

Организация логопедического пункта при общеразвивающих ДОУ возможна только при наличии в базовом учреждении специаль­но выделенного помещениялогопедического кабинета, площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигие­ническим требованиям, правилам пожарной безопасности и при­способленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудован необходимым инвентарем, игруш­ками и пособиями в порядке, установленном для компенсирую­щих групп дошкольных образовательных учреждений.1

Если логопедический пункт организуется при ДОУ комбини­рованного или компенсирующего вида, помещением для него может служить ранее созданный и оснащенный кабинет логопе­да, но лишь при наличии отдельного, изолированного от группо­вых помещений входа в него и только в те часы, когда логопед компенсирующей группы не проводит там занятий с детьми.

Рабочее время, размер заработной платы, длительность еже­годного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам до­школьных образовательных учреждений. Недельная нагрузка ло­гопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15—16 часов отводится на непос­редственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4—5 ча­сов — на организационно-методическую и консультативную ра­боту с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.

Первый год функционирования дошкольного логопедического пункта — наиболее сложный, ответственный и в значительной мере предопределяющий успешность дальнейшей работы. Это связано, во-первых, с тем, что логопеду еще предстоит решение нелегкой задачи завоевания авторитета в глазах коллег-педагогов и родите­лей. Во-вторых, количество детей, по результатам диагностики нуж­дающиеся в логопедической помощи, скорее всего, будет несколь­ко превышать реальные возможности логопеда, что потребует тща­тельного продумывания и взвешенности при выборе им основных точек приложения коррекционно-педагогических сил, рациональ­ного планирования и проведения работы с детьми, родителями и педагогическим коллективом ДОУ. Однако именно этот год помо­жет логопеду выработать на будущее оптимальные стратегию и так­тику организации собственной деятельности и определить наибо-

См. Приложение с. 105.


лее действенные формы и адекватное содержание работы с деть­ми, а также средства формирования коррекционной направленно­сти педагогической деятельности специалистов дошкольных учреж­дений и родителей. Отсутствие в условиях дошкольного логопеди­ческого пункта жесткой регламентации работы логопеда, сковывающей инициативу и творческий подход к решению кор-рекционных, организационно-методических задач, — важный фак­тор, который стимулирует его самостоятельный педагогический поиск, побуждает к модификации уже имеющихся методик лого­педического воздействия применительно к новым условиям их ре­ализации и овладению новыми технологиями коррекционно-рече-вой работы с дошкольниками.

Зачисление детей на коррекционные занятия проводит сам ло­гопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и конце учебного года. При зачислении детей необходимо учиты­вать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст де­тей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систе­матического школьного обучения, а также детям младшего и сред­него дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое ее недоразвитие). В том же порядке на логопедические занятия принимаются дети, не посещающие ДОУ и воспитывающиеся в семье.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопеди­ческом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для опти­мизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и сте­пени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 де­тей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Продолжитель­ность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индивидуальных — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого на­рушения, возрастом и индивидуальными психофизическими осо­бенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необхо­димые консультацию, совет, рекомендации.

Сроки логопедической работы также находятся в прямой за­висимости от степени выраженности у детей речевых наруше­ний, их индивидуально-личностных особенностей, условий вос­питания в дошкольном образовательном учреждении и семье.


Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившие­ся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окон­чании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольно­го образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальней­шего обучения (например, продолжение коррекционно-рече-вых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в спе­циальной (речевой) школе и др.).

Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в тече­ние целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет.

Решение о прекращении систематических занятий с ребен­ком логопед принимает, руководствуясь степенью приближе­ния уровня его речевого развития к возрастным нормам, степе­нью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной сте­пени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.

Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи и тем са­мым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги и ро­дители последовательно проходят логопедом через все его этапы.

Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.

Отчетными документами логопеда являются:

♦ журнал первичного обследования и консультаций;1

♦ список детей, зачисленных на занятия;

♦ индивидуальные карты коррекционной работы с детьми;

См. Приложение с. 106.


♦ планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-ре-
чевых занятий с детьми;

♦ планы консультативно-методической работы с педагогиче­
ским коллективом дошкольного образовательного учрежде­
ния и родителями.

В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и пред­ставляет его в органы управления образованием, старшему ло­гопеду района (города) и администрации базового ДОУ. Требо­вания к составлению отчета аналогичны тем, которые предъяв­ляются к отчету логопеда ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи.

Таким образом, даже достаточно краткая характеристика орга­низационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при дошкольном образова­тельном учреждении (учреждениях) убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с до­школьниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительно­му числу остро нуждающихся детей с разной степенью выражен­ности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегод­ня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для со­временной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в раз­витии в рамках сложившейся системы образовательных учрежде­ний и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моде­лей организации коррекционной психолого-педагогической под­держки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии. Однако гарантиро­ванное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:

♦ индивидуализированное, комплексное и.систематическое
воздействие на все стороны развития и личность ребенка-
дошкольника с нарушениями в развитии;

♦ наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в ка­
честве главного организатора и координатора коррекцион­
ной поддержки детей;

♦ вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, ро­
дителей) в коррекционно-педагогический процесс на пра­
вах его активных субъектов и организация преемственности
ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции откло­
няющихся вариантов в детском развитии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...