Возможностями здоровья (специальном образовании)»
(извлечения) Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины. Для целей настоящего Федерального закона основные термины имеют следующее значение: специальное образование —дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограни- ценными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования; лицо с ограниченными возможностями здоровья —лицо, имевшее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования; ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; взрослый — лицо, достигшее возраста восемнадцати лет; недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой; физический недостаток — подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания; психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в. психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке; тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки; специальные условия для получения образования — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья; интегрированное обучение — совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; образовательное учреждение общего назначения — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования; специальное образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; специальное образовательное подразделение — структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение интегрированного обучения — образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений; обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения; государственное именное образовательное обязательство — именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ; полное государственное обеспечение — обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях — интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами. Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования: лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации; родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья; педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования. Статья 3. Цели специального образования 1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограничен 2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья при ГЛАВА И. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) Статья 7. Права граждан в области специального образования 1. Граждане имеют право на освидетельствование в целях полу 2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют пра 1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией; 2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррек 3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и
4) получение бесплатного образования в специальном обра 5) бесплатное образование в образовательном учреждении Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право: 1) присутствовать при обследовании ребенка психолого-ме 2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных 3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образо 4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по 5) получать в психолого-медико-педагогической комиссии 2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с офаниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Государственное обеспечение лиц с офаниченными возможностями здоровья На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья: неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые; с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; со сложными недостатками. ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 10. Формы получения специального образования Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных Учреждениях, специальных образовательных подразделениях, об- разовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании». [...] Статья 15. Специальные образовательные учреждения 1. В Российской Федерации создаются и действуют специаль 2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать спе
1) с нарушениями речи — тяжелыми нарушениями речи, 2) с нарушением слуха — неслышащих, слабослышащих и 3) с нарушениями зрения — незрячих, слабовидящих и по- 4) с нарушениями психики — задержкой психического раз 5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппа 6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглу- 7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и пове 8) подверженных хроническим соматическим или инфекци Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний. Статья 16. Логопедическая служба 1. Для оказания помощи дегям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба. Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством: введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда; создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета; создания логопедического центра —учреждения с правами юридического лица. 2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования. [...] Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения 1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления в специальное образовательное учреждение, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника. 2. В случае реорганизации или ликвидации специального обра Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, ме-дико-социальные экспертные комиссии 1. Диагностика физических и (или) психических недостатков Детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также Консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого-Медико-педагогическими комиссиями. Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации. В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем один психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого-медико-педагогический центр. Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается. Порядок создания психолого-медико-педагогических комиссий и федеральных психолого-медико-педагогических центров и типовые положения о них устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются: 1) проведение возможно более раннего бесплатного психо 2) удостоверение прав ребенка с ограниченными возмож 3) составление рекомендаций к индивидуальному плану обу 4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установ 5) консультирование родителей (иных законных представи 6) консультирование педагогических, медицинских и соци 7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения. 3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обя психолог; врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт; специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; юрист. В работе психолого-медико-педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения. 4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую ко Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования. 5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения. В случае несогласия родителей (иных законных представите Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суд. [...] Статья 24. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования 1. Право на получение специального образования удостоверя 2. Специальные условия для получения образования определя 3. На основании документов, указанных в пунктах 1 и 2 насто Форма государственного именного образовательного обязательства, порядок расчета его цены и порядок получения этого обязательства устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Должностные лица психолого-медико-педагогических ко ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ Статья 32. Подготовка специалистов в области специального образования 1. Подготовка специалистов в области специального образова 2. Обязательный минимум содержания основных образователь Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования 1. Работникам, участвующим в осуществлении специального Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 2. В случае увеличения по решению учредителя численности обу ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 ста- 5-3230 65 тьи 37, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 37, пункта 2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 сентября 2001 года. Статья 36. Применение ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов в области специального образования Законы и иные нормативные правовые акты в области специального образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статья 37. Порядок реализации отдельных положений настоящего Федерального закона 1. Расходы на введение в действие положений настоящего Фе 2. Создание специальных условий для получения образования в 3. Создание психолого-медико-педагогических комиссий из рас Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у них средств для финансирования психолого-медико-педагогических комиссий. Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров должно быть завершено до 1 января 2000 года. Целевой прием обучающихся в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом обеспечения психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических центров и медико-социальных экспертных комиссий соответствующими специалистами. Статья 38. О приведении нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом 1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить 2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом норма
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|