Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минобрнауки России. Кафедра иностранных языков. Секция русского языка. А. И. Соколов, Н. Н. Рощеня. Русский язык и культура речи




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

 

Кафедра иностранных языков

Секция русского языка

А. И. СОКОЛОВ, Н. Н. РОЩЕНЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебное пособие

для студентов заочной формы обучения

Санкт-Петербург


УДК 811. 161. 1’271

ББК 81. 2Рус

 

Соколов, А. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / А. И. Соколов, Н. Н. Рощеня. – СПб. : СПбГТИ(ТУ), 2015. – 62 с.        

 

Учебное пособие является комплексом материалов для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. В нем представлен текст лекций, где рассматриваются нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты учения о речевой культуре. Помещены тестовые задания для самопроверки; даны варианты контрольной работы, темы эссе и методические рекомендации по его написанию.

Содержание пособия соответствует рабочей программе дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения по направлениям 151000. 62, 220100. 62, 220700. 62, 230100. 62, 240100. 62, 240700. 62, 270800. 62, 280700. 62.

 

 

 

Рецензенты: 1. Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Эгипти И. А., канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и лингвистики 2. Малышева И. А., д-р филол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН

 

Утверждено на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента СПбГТИ(ТУ) 17 декабря 2014 года, протокол № 4.

 

Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ(ТУ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……... ……………………………………………………………..

1 Конспекты лекций и комментарии к разделам дисциплины………...

    1. 1 Актуальные проблемы языковой культуры общества. Три аспекта изучения речевой культуры ……………………………………  
    1. 2 Формы реализации национального языка. Литературная норма
    1. 3 Нормы орфографии и пунктуации ……………………………….
    1. 4 Функциональные стили литературного языка …………………..
    1. 5 Нормативный аспект изучения речевой культуры. орфоэпические и акцентологические нормы ……………………………………  
    1. 6 Грамматические нормы …………………………………………..
    1. 7 Лексические нормы (нормы словоупотребления) ……………….
    1. 8 Главы из истории формирования русского литературного языка
    1. 9 Коммуникативный аспект изучения речевой культуры …………

2 Тестовые материалы……………………………………………………..

3 Варианты контрольной работы………………………………………….

4 Темы эссе…………………………………………………………………

5 Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе …...

6 Вопросы к зачету…………………………………………………………

Литература……………………………………………………………….....


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема повышения речевой культуры сегодня приобретает особую важность. Требования к современному специалисту, претендующему на значимые позиции в бизнесе, предполагают не только профессиональную компетентность соискателя, но и способность осуществлять профессиональное и деловое общение как в устной, так и в письменной форме на русском языке.

Высокая языковая компетентность, которая складывается из знания норм языка, правил эффективной речевой коммуникации, а также знания ситуативных речевых формул, будучи своего рода визитной карточкой современного профессионала, является, таким образом, дополнительным преимуществом при получении престижной работы и немаловажным фактором в карьерном росте. Ровно поэтому целью курса «Русский язык и культура речи» является формирование «языкового паспорта» говорящего, формирование языковой личности, умеющей реализовать приобретенные знания, полученные навыки и умения на практике.

Настоящее пособие предназначено, главным образом, для студентов заочной формы обучения. Оно содержит конспективное изложение теоретического материала, степень усвоения которого может быть проверена решением предлагаемых тестовых заданий.

Полученные знания и умения студента оцениваются преподавателем через проверку контрольной работы и эссе (методические рекомендации по написанию эссе изложены в соответствующем разделе пособия).

Контрольная работа (как и эссе) выполняется согласно учебному графику и должна стать итогом самостоятельной работы над соответствующими разделами дисциплины. Работа может быть выполнена успешно в том случае, если студент будет не только опираться на собственное языковое чутье, но и сверять свои знания с материалами нормативных словарей, в которых зафиксированы нормы литературного произношения, ударения, грамматических форм и т. д. (например, «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова).

Часть заданий в контрольной работе имеет тестовый характер, другая часть представляет собой т. н. «негативный» материал, предполагающий анализ и устранение речевых, грамматических и иных ошибок, т. е. редактирование предложений. Оба типа заданий нацелены на тренировку речевых навыков студента, развитие языковой интуиции, проверку знаний основных теоретических положений дисциплины.

Варианты контрольной работы выбираются согласно первой букве фамилии студента. Работа сдается на проверку заблаговременно и должна быть написана от руки в обычной ученической тетради.

К контрольной работе приклеивается бланк установленного образца с заполненными личными реквизитами студента. В конце каждой работы должен быть список использованных словарей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...