Самые распространенные ответы. Как бороться с молчанием
Самые распространенные ответы Поскольку мы хорошо знаем оппонента, нам не составит труда предсказать его реакцию после того, как вы представите ему свое решение. Однако у большинства людей отсутствует опыт необоронительного общения, они не так быстро подыскивают ответы, особенно когда стараются выбирать слова, которые должны смягчить эмоциональный накал разговора. Не беспокойтесь о быстроте ответа — у вас есть время подумать, кроме того, это не уж и так плохо, если перед тем, как вы заговорите, возникнет небольшая пауза. Главное, чтобы вы, чувствуя тревогу и не зная, что сказать, не перешли к прежнему стереотипу поведения. Поэтому я хочу познакомить вас с ответами на наиболее распространенные типы реакций. Очень важно, чтобы вы вслух повторяли их до тех пор, пока они не будут звучать естественно. 1. Предсказание катастрофических последствий и угрозы. «Каратели» и «самопожертвователи» постараются надавить на вас, с тем чтобы вы изменили свое решение. Они будут рисовать картины страшных последствий ваших поступков. Нелегко сопротивляться страху, что мрачные предсказания сбудутся, особенно когда повторяется тема «Произойдет ужасное — и все по твоей вине». И тем не менее стойте на своем. Когда шантажист говорит: • «Если не будешь заботиться обо мне, я закончу свои дни в больнице/на улице/инвалидом». • «Ты больше не увидишь детей». • «Ты уничтожишь семью». • «Я вычеркну тебя из своего завещания». • «Я заболею». • «Я умру без тебя». • «Я заставлю тебя страдать». • «Ты пожалеешь об этом». Вы отвечаете: • «Это твой выбор». • «Надеюсь, что ты этого не сделаешь, потому что я не буду менять своего решения».
• «Я понимаю, что ты сейчас очень сердит. Но если ты подумаешь над этим, то, возможно, изменишь свое мнение». • «Почему бы нам не поговорить об этом позже, когда ты успокоишься? » • «Угрозы/страдания/слезы больше тебе не помогут». • «Жаль, что ты так обиделся». 2. Ругательства, навешивание ярлыков, негативные суждения. В этом случае самая естественная реакция — это защитить себя, но она также может привести к бессмысленному обмену репликами типа «Сам такой! ». Вместо этого сделайте глубокий вдох и выдох и постарайтесь избавиться от чувства страха, обязательства и вины. Помните, что для того, чтобы представить и отстоять свое решение, важно не то, что вы ощущаете, а что говорите. Вначале мы изменяем поведение, а затем займемся чувствами и переживаниями. Когда шантажист говорит: • «Не могу поверить, что ты такой эгоист. Это на тебя не похоже». • «Ты думаешь только о себе и никогда — о моих чувствах». • «Я думал, что ты отличаешься от других мужчин/женщин. Наверное, я ошибался». • «Это самое глупое, что мне приходилось слышать». • «Всем известно, что дети должны уважать своих родителей». • «Неужели ты меня предашь? » • «Ты просто идиот». Вы отвечаете: • «У тебя свое мнение, у меня — свое». • «Тебе так кажется». • «Может быть». • «Возможно, ты прав». • «Над этим стоит подумать». • «Мы ни о чем не договоримся, если ты будешь только оскорблять меня». • «Жаль, что ты так обиделся». 3. Смертельно опасные «зачем» и «почему». Оппонент захочет, чтобы вы логически обосновали свое решение. Вы, возможно, подумаете, что это ваш шанс высказать все о своих обидах, огорчениях и глупостях, а также заявить, что этого больше не будет. По вашему мнению, это открывает путь к идеальной защите своего решения? Ни в коем случае! Не отступайте от своей цели. Вы представляете решение — и все. Если хотите покончить с эмоциональным шантажом, не попадайтесь в ловушку несогласия с оппонентом. Оно заключается не в том, где провести отпуск, или чья очередь делать уступку. Вы не согласны с моделью поведения, при которой один человек получает все, чего добивается, за счет ваших постоянных уступок. Поскольку вы серьезно настроены сломать этот стереотип, не спорьте, не объясняйте, не защищайтесь и не отвечайте на вопрос «Почему? » предложением, начинающимся с «Потому что».
Вместо этого, когда шантажист говорит: • «Как ты можешь поступать так со мной (после того, что я для тебя сделал)? » • «Почему ты губишь меня? » • «Почему ты такой эгоист/упрямец? » • «Что на тебя нашло? » • «Почему ты так себя ведешь? » • «Зачем ты меня хочешь обидеть? » • «Почему ты делаешь из этого такую проблему? » Вы отвечаете: • «Я знал, что это тебя огорчит, но ничем не могу помочь». • «Здесь нет негодяев. Просто тебе нужно одно, а мне другое». • «Больше половины ответственности я на себя не возьму». • «Я понимаю, как ты огорчен/сердит/разочарован, но это обсуждению не подлежит». • «Мы по-разному смотрим на вещи». • «Я был уверен, что ты так и подумаешь». • «Жаль, что ты так обиделся». Как бороться с молчанием Но если гнев шантажиста выражается скрыто — через отстраненность и молчаливое страдание? Что можно сделать, когда он молчит? Многих жертв шантажа такой скрытый гнев еще более бесит и сводит с ума, чем открытое противостояние. Иногда кажется, что по отношению к такому типу шантажистов не работает ничто. Однако наибольшего успеха вы добьетесь, если будете придерживаться принципов необоронительного общения и следующих правил, что можно делать, а чего нельзя. Не надо делать следующее: • Ждать, пока шантажист сам сделает первый шаг к разрешению конфликта. • Умолять, чтобы он объяснил, что случилось. • Добиваться от него ответа (обычно это вызывает еще большую отстраненность). • Критиковать, анализировать или истолковывать мотивы его поступков, характер или неспособность общаться откровенно. • С готовностью принимать вину на себя, чтобы улучшить настроение шантажиста. • Позволять ему менять тему разговора. • Дать запугать себя напряженной атмосферой.
• Допустить, что ваше недовольство привело к угрозам принять меры, которые в действительности вы не собираетесь принимать, например: «Если не скажешь, что с тобой, я перестану разговаривать». • Предполагать, что если шантажист извинится, это в конце концов приведет к значительным изменениям в его поведении. • Ожидать существенных изменений личности, даже если шантажист понимает, что не прав и готов исправиться. Помните, поведение изменить можно, а личность, как правило, нельзя. Используйте следующее: Помните, что вы имеете дело с человеком, который ощущает себя неполноценным и боится, что вы его обидите или оставите. Начинайте разговор, когда он способен услышать, что вы говорите. Подумайте о том, чтобы написать письмо. Это покажется шантажисту менее угрожающим. Убедите его, что он может рассказать обо всем, что его рассердило или обидело, и вы отнесетесь к этому спокойно. Применяйте такт и дипломатичность. Это убедит шантажиста, что вы не воспользуетесь его уязвимостью и не станете, в свою очередь, упрекать его. Успокаивайте его такими фразами, как: «Я понимаю, что ты сейчас сердит, но я готова выслушать тебя, как только ты успокоишься». Затем оставьте шантажиста одного. В противном случае вы лишь заставите его отстраниться еще больше. Не бойтесь сказать ему, что его поведение огорчает вас, но начните с похвалы, например: «Папа, ты знаешь, что я тебя люблю и считаю самым умным человеком на свете, но меня действительно беспокоит, что ты замыкаешься в себе и уходишь всякий раз, когда мы о чем-то спорим. Это портит наши отношения, и я была бы признательна тебе, если бы мы об этом поговорили». Сохраняйте сосредоточенность на вопросе, который вас интересует. Ожидайте нападения, когда выражаете огорчение, потому что шантажист воспринимает утверждение оппонента о собственной правоте как нападение на себя. Дайте шантажисту понять, что вы знаете о его настроении и готовы что-то сделать, чтобы разрешить конфликт. Например: «Я знаю, что ты сердишься, потому что я не хочу, чтобы твои родственники останавливались у нас. Но я готов найти для них хорошую гостиницу и, может быть, оплатить часть расходов».
• Примите за данность тот факт, что вам придется часто — если не всегда — делать первый шаг к примирению. • На некоторые вещи просто не обращайте внимания. Эти методы — единственное, что даст возможность разрушить стереотип поведения, типичного для сердитого молчаливого шантажиста, который выражается в следующем: «Посмотри, как я огорчен по твоей вине. А теперь догадайся, что ты сделала неправильно и чем ты можешь возместить это». Я знаю, как бесит необходимость догадываться, в чем дело, когда готов задушить оппонента, но это единственный путь, способный создать атмосферу для изменений. Для вас самой трудной задачей будет сохранение необоронительного подхода и убеждение шантажиста, что быть сердитым или обижаться — это нормально, в то время как всю жизнь он верил в обратное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|