Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Организация и методика занятий





Занятия лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнитель­ными материалами, если в этом есть необходимость. Дежурные готовят оборудование и кладут его на отдельный стол, а дети са­ми оборудуют свое рабочее место. В центре полукруга, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру - чистую, красивую, без дефектов. Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи. На столе у воспитателя находится все необхо­димое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия. Если кто-то из детей нуждается в индивидуальной помощи, воспи­татель на своем материале показывает, как нужно работать.

В первой части занятиявоспитатель знакомит детей с предме­том, который они будут изображать, ставит перед ними задачи. Это очень ответственная часть занятия - процесс формирования замысла. От того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Вос­питатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объяв­ления темы. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выра­зить в лепке что-то свое, только что придуманное. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала леп­ку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, по­знакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица.



Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Сорев­нования на стадионе «Жукамо». Дети должны были вылепить сво­их насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобра­зить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым сущест­вам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности. Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме. Таким образом, при выборе методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных - продумывание формулировки темы имеет большое значение.

Ответственным моментом в первой части занятия является об­следование предмета, формирование у детей умения смотреть. Это одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику: об­следующий жест включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, тре­бующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать у них правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком. Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию. Затем следует детальное обследование, дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Деталь­но обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к це­лостному эмоциональному восприятию. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.

Вторая, основная часть занятия- выполнение замысла. Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыс­лу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

Третья часть занятия- анализ и оценка детских работ. Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критиче­ские замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медвежонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы и, таким образом, закреплять полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию; например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сере­жиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме. После занятия все выле­пленные игрушки желательно красиво расставить группами и показать родителям. Воспитатель привлекает внимание родителей к достижениям всех детей, а не только его ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вы­лепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы ставят в шкаф, где находится постоянно действующая выставка лепки. Эти работы обрабатывают парафи­ном и сохраняют длительное время, их постоянно заменяют, стара­ясь, чтобы все дети были участниками этой выставки. На выставку помещают лучшие работы не группы, а каждого ребенка. Есть еще одна форма поощрения детей - персональная выставка. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям. Это делается в тех случаях, когда ребенок умеет передавать движение, использует каркасы, хорошо заглаживает поверхность, обладает незаурядной фантазией. Организация выставок лепки дает большие результаты: привлекает детей к этому виду деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребёнка большую сложность, и это побуждает воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёмам обучения.

 

25. Специфика организации и руководства аппликацией детей в разных возрастных группах.

Занятиям аппликацией во второй младшей группе должны предшествовать игры с плоской мозаикой из цветных геометри­ческих фигур (гео­метрические фигуры, вырезанные из картона, или готовые пласт­массовые из наборов по счету).

Для этого надо иметь на группу не меньше трех наборов геометрических фигур, которыми дети могут пользоваться так же, как другими настольными играми не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию того, что кружочки можно раскладывать по-разному: в виде цепочки, цветка, круга или другой фигуры, а из квадрата и треугольника легко составить домик.

Главная задача в данной группе - учить детей располагать и наклеивать фигуры в определенной последовательности; при­учать их правильно сидеть за столом во время занятий, акку­ратно пользоваться клеем и всеми принадлежностями для на­клеивания.

На первых занятиях каждому ребенку следует дать две полоски (1 –для выкладывания, 2 – для наклеивания). Нет необходимости каждый раз показывать весь процесс наклеивания. Способами наклеивания дети овладели на первых занятиях, где, конечно, показ воспитателя был необходим. На последующих же занятиях нужен не показ, а напоминание.

Последовательность освоения материала:





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.