Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструирование по образцам




(формируются обобщенные способы анализа объектов и

обобщенные представле­ния о них,

усвоение детьми схе­мы обследования образцов).

Конструирование по условиям

(формируются обобщенные способы анализа

объектов с точки зрения условий).

Конструирование по теме

(целесообразность освоения детьми каждой темы в

разных формах конструирования)

Конструирование по замыслу

(они сами определяют тему конст­рукции,

требования, которым она должна соот­ветствовать,

и находят способы ее создания).

Ус­ложнение конструкций по каждой теме для старших дошкольников задается не через образец, а через изменение и усложнение условий, которым должен соответствовать объ­ект (например, двухэтажный одноподъездный дом; трехэтажный четырехподъездный дет­ский сад; пожарная часть и т.п.).

Так, теме «Мосты» было посвящено четыре занятия. На первом детям предлагался образец пешеходного моста и давалось задание построить такой же мост через «реку» определенной ширины (река — синий лист бумаги); на втором — дети строили мост через «реку», по которой ходит водный транспорт (давался игрушечный катер); на третьем — строился мост для пешеходов и транспорта; на четвер­том — дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий.

 

Конструирование из деталей конструкто­ров, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.), так же как и конструирование из строительного материа­ла, можно отнести к техническому типу конструирования.

Основные детали конструкторов имеют ге­ометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет, в основном, отоб­ражать реально существующие объекты, мо­делировать их структуру с точки зрения функ­ционального назначения каждого. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не суще­ствующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «волшебной мельницы», «робо­та», «великана» и т.п.

Этот вид конструирования до сего времени относился к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его ис­пользовали в работе с детьми старшего до­школьного и младшего школьного возраста.

Для формирования детского конструкторского творчества с помощью этого вида конструирования необходимо выполнение оп­ределенных условий. К ним относятся следую­щие три.

1. Организация целенаправленной системы обучения, состоящей из трех взаимосвязанных этапов.

На первом (он является ос­новополагающим) создаются условия для ши­рокого самостоятельного детского экспери­ментирования с новым материалом;

На вто­ром — дети решают серию проблемных задач, направлен­ных на развитие воображения и на формиро­вание обобщенных способов конструирова­ния; которое предпо­лагает использование умения эксперименти­ровать с новым материалом в новых условиях.

На третьем этапе организуется самостоя­тельное конструирование по замыслу самих детей.

Три этапа обогащали друг друга, и каждый предыдущий создавал платформу для успешного протекания последующего.

Такая система хороша для обучения де­тей 5-7 лет. С детьми же младшего дошкольного возраста (3-4 года) с це­лью приобщения их к конструированию и фор­мирования интереса к этой деятельности луч­ше всего организовать «сюжетное» конструи­рование, основанное на разыгрывании с по­мощью воспитателя близких детям сюжетов.

2. Отбор и использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. По­следнему способствует наличие в наборах больших пластин-подставок как основы (неко­его поля), объединяющей разные детские кон­струкции пространственно и сюжетно.

Из современных реально существующих конструкторов наиболее соответствующими этим требованиям являются базовые конструкторы типа «LEGO» (узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением), а также конструктор «Тектон», производимый отечественной фир­мой «ИКСИН», или им подобные «Кроха», «Полесье» и т.д.

3. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности и, прежде всего, с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.

 

27. Организация работы по приобщению детей к искусству.

Многими исследователями доказана роль искусства в творческом развитии личности ребенка. Немаловажное место здесь занимает работа в музее.

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту.

В настоящее время все чаще и чаще используется термин «музейная педагогика».

Музейная педагогикаэто новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Предмет изучения музейной педагогики – культурно-образовательный аспект.

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой здания, интерьерами залов оказывают эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно – интеллектуального потенциала общества в целом.

В зрительном контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.

Расширяются и углубляются исследования музеев по данной проблеме и контакты с детскими садами. Возрастающий интерес родителей к посещению художественных музеев с детьми дошкольного возраста стимулирует музейных педагогов:

-находить специальные помещения для занятий, хорошо оснащенными лабораториями и исследовательскими центрами;

-создавать специальные музейные программы занятий, студии живописи, рисунка, дизайна на базе музея;

-проводить разные формы работы с детьми в музее и детском саду.

Воспитатель становится посредником между детьми и музеем. Это ответственная просветительская работа, направленная в будущее.

 

Вопрос.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз.

 

В зависимости от содержания коллекции выделяют музеи:

1.Отраслевые. К ним относятся:

- исторические музеи (их работа связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок);

- художественные музеи (собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства);

- литературные (хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей);

- музыкальные (музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальные. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции музыкальных инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты);

- этнографические музеи (отражают наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни);

- технические музеи (собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями науки и техники на разных стадиях развития человечества);

- естественно-научные музеи (демонстрируются экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения живой и неживой природы, развития сельского хозяйства и землепользования).

2. Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

3. Мемориальные музеи создаются на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

Собрания музейных предметов классифицируют по типам музейных источников. Выделяют:

  1. Вещевые (орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства).
  2. Изобразительные (живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, диапозитивы и т.д.).
  3. Письменные (рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т.д.)
  4. Документальные, видео- и аудиоматериалы (запись разных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т.п.).

Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, которые строятся на основе принципов научности, предметности, учета особенностей восприятия разнообразной информации разными категориями населения (основной цвет, на котором размещается экспозиция; освещенность, компоновка предметов, аудиосопровождение и т.п.

Основными функциями музея являются: научно-просветительская и научно-исследовательская деятельность. В качестве просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и другие формы взаимодействия с населением. Научно-исследовательская деятельность направлена на изучение музейных предметов. Каждый музей в соответствии со своим профилем осуществляет комплектование музейных фондов. Прежде, чем любой предмет займет свое место в экспозиции музея, научные сотрудники музея определяют его ценность с точки зрения уникальности, типичности, а также эстетической и художественной ценности. Результаты исследований обобщаются и публикуются в каталогах, путеводителях, буклетах, научно-популярной литературе, научных трудах.

 

Вопрос.

Музейная работа имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы (Бакушинский А.В., Коган М.С., Косова И.М., Левыкин К.Г., Потапова М.В., Рева Н.Д., Романова Н.И., Шацкий С.Т. и др.).

Передача информации может проходить:

- через экскурсии (Кудрина Т.А., Рева Н.Д.);

- музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Иванова Е.И., Моисеева В.С.);

- кружки и клубы (Косова И.М.);

- лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (Грачев М.Н., Михайловская А.И.).

Ведущей формой работы музея является экскурсия, поэтому необходимо рассмотреть ее классификацию, структуру, этапы подготовки.

Экскурсии классифицируются:

  1. По месту проведения:

- внутри музея;

- на открытом воздухе.

2. По характеру содержания:

а) обзорные (ознакомление с широким кругом вопросов и просмотр большого количества музейных помещений);

б) тематические:

- сквозные (в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства);

- целенаправленные (ознакомление с отдельным периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса);

- обобщающие (характеристика разных периодов в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п.).

3. По целевому назначению:

- научно-просветительские (просвещение посетителей);

- учебные (углубленное изучение какой-либо темы).

4. По составу экскурсионной группы:

- для студентов;

- для учащихся;

- для детей;

- для специалистов одной профессии;

- для других социальных групп.

Вопрос.

Исследователями выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

  1. Определение темы и содержания экскурсии.
  2. Составление плана экскурсии (продумывается маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).
  3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
  4. Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, как и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии.

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.

Следует отметить, что наибольшей эффективностью обладает цикл экскурсий, который позволяет реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии «экскурсант – экскурсовод».

 

Теперь более подробно о методике подготовки и проведения экскурсии.

Первая проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.

С одной стороны, в литературе упоминается о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» (М.,1993) С. Лупан описывает опыт воспитания своих 5 детей. Важной задачей воспитания она считает художественно-эстетическое развитие, которое осуществляется через ознакомление с изобразительным искусством. Поэтому уже в 1,5-2 года ее дети посещали художественные музеи и выставки.

С другой стороны, в 20-е годы ХХ в. А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и др. доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследователи (Н.Д. Рева, Т.В. Чумакова, Е.Н. Конухова, Н.Л. Кульчинская и др.) так же подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако все они ориентировались на младших школьников. Ныне ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости снизить этот возрастной ценз. С начала 90-х годов проводится работа (А.П. Михеева, Л.В. Пантелеева и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к мировой художественной культуре средствами музея.

Из всего вышесказанного следует, что каждому педагогу и каждой семье предстоит самостоятельно решить, с какого возраста следует начать знакомство с музеями.

Второй вопрос, с которым столкнуться взрослые: с каким видом музея следует знакомить дошкольников, а с каким нет; в какой последовательности проводить изучение музейных материалов.

Сегодня уже есть определенный опыт художественно-эстетического развития личности ребенка средствами художественных, литературных, мемориальных и краеведческих музеев. Что же касается других музеев, то изучение их педагогической ценности в работе с детьми дошкольного возраста является новой – и вполне перспективной – областью исследований.

Чем надо руководствоваться при выборе музея?

  1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.
  2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении. Посещение художественного музея предполагает знакомство с репродукциями картин, их названиями, историей создания; музея-усадьбы – биографией человека или семьи, которая жила в этом месте. Если материал, с которым собираются познакомить ребенка на экскурсии, не входит в серу его интересов, то в процессе подготовки необходимо обратить внимание на такие факты, которые будут стимулировать потребность в получении дополнительных знаний о людях, образе их жизни и деятельности. Целесообразно в процессе бесед, рассматривания иллюстраций, наблюдений на прогулках, праздниках создавать проблемные ситуации. Решение же проблемы можно найти в процессе посещения музея.

Однако подготовительная работа, направленная на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность, возможна с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо постепенно накапливать информацию о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах.

Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность является проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем.

Следующее, что надо предпринять – познакомить детей с правилами поведения в музее. Можно побеседовать с ребенком о том, что:

- в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной музейной обуви;

- большие сумки, зонты и т.д. следует оставлять в гардеробе;

- музейные экспонаты нельзя трогать руками;

- рассматривая экспозиции музея, не стоит громко разговаривать;

- переходы из зала в зал должны проходить спокойно.

Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки – вопросы, комиксы, занимательные упражнения и т.д.

Последний этап в процессе подготовки к посещению музея связан с выбором содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью:

- формирования представлений о специфике разных музеев;

- расширения знаний о явлениях в природе и обществе;

- развития детского технического и художественного творчества.

В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. В музее целесообразно узнать, какие темы экскурсий предлагаются, насколько они адаптированы или могут быть адаптированы для дошкольников.

Если в музее есть экскурсии для детей, родителям и педагогам есть смысл пройти по залам вместе с экскурсионной группой, познакомиться с содержанием экскурсии и составить собственное мнение о ее доступности ребенку. Если в музее не предусмотрены экскурсии для дошкольников, то в этом случае педагог самостоятельно готовиться к роли «экскурсовода».

Работу над содержанием экскурсии следует начинать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций, выпускаемыми музеями, и научно-популярной литературой. Содержание выстраивается в соответствии с видом и структурой экскурсии. Следует обратить внимание на разнообразие приемов преподнесения материала. Это имитационные действия, игровые упражнения, воображаемые путешествия и т.п. Дошкольники с удовольствием воспринимают появление игрового персонажа, который помогает вести экскурсию. Экскурсоводом могут стать Муза искусства (в музее изобразительных искусств); Светлячок или Кузнечик (в музыкальном); домовенок Кузя (в этнографическом или краеведческом); волшебный Фонарь или Ученый кот (в техническом музее) и т.п.

Если экскурсию проводит не сотрудник музея, то брать экспонаты в руки и проходить внутрь экспозиций нельзя.

Образ игрового персонажа, который выбирает взрослый, должен соответствовать профилю музея, а иногда содержанию экспозиций. Фея искусства – это кукла в древнегреческой тунике. В руках у нее факел или фонарик. Несложное устройство с батарейкой может сделать ее живой. Факел загорается и тогда, когда дети правильно выполняют задание, подбирают образное выражение, определяют настроение картины и т.п. Поскольку игровой персонаж живет или работает в музее, то в конце экскурсии он должен остаться там: взрослый либо незаметно прячет его (если это самостоятельно организованная экскурсия), либо уносит в служебное помещение (если экскурсию ведет сотрудник музея). В любом случае у детей должно остаться ощущение сюрпризности.

Другая особенность организации экскурсии заключается в правильном ее завершении. После обобщения, которое делает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки – сюрпризы: открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии игровых персонажей с их автографами, аудиокассеты, портреты знаменитых людей, книги и пр. Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, его необходимо подготовить заранее и привлечь к этому родителей. Если детей мало (1-3), то подарки-сюрпризы можно изготовить самостоятельно или использовать современные технические средства (фотоаппарат, ксерокс и т.д.). В конце экскурсии детям можно подарить детали, из которых в последующем изготавливаются простые поделки, чертежи их сборки.

При выборе подарка необходимо учесть и его место в последующих беседах, направленных на закрепление полученных в ходе экскурсий знаний.

Итак, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать следующее:

    1. Информация должна быть объективной, научной, доступной.
    2. Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии.
    3. Эмоциональный фон экскурсии должен идти по нарастающей: самый яркий экспонат, рассказ, игровой прием должны быть введены ближе к концу.
    4. Рассказ о разных экспонатах должен обладать внутренней логикой.
    5. Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии.
    6. Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме.

Вопрос.

Тщательно продуманная, эмоционально и интересно проведенная экскурсия имеет наибольший познавательный эффект в том случае, если после экскурсии будет правильно организовано закрепление полученной информации.

Не всегда целесообразно обмениваться впечатлениями сразу после посещения музея. В некоторых случаях лучше дать детям время, чтобы осмыслить увиденное и услышанное. Вечером того же дня (с детьми младшего дошкольного возраста), на следующий день или даже через несколько дней (со старшими дошкольниками) необходимо провести итоговую беседу. Выбор времени для проведения беседы зависит от желания и потребности детей еще раз вернуться к теме экскурсии.

Иногда взрослому трудно понять, нуждается ли ребенок в данное время в обмене впечатлениями. В этом случае можно обратиться к подарку-сюрпризу. Рассматривание открыток, чтение книг, сборка изделия из подарочных деталей помогут начать беседу.

Однако, как правило, посещение музея оставляет у детей яркий след и рождает потребность поделиться впечатлениями, не откладывая это на потом.

Обсуждение экскурсии не должно сводиться к вопросам: «Тебе понравилось в музее?», «Что тебе понравилось больше всего?». Вопросы формулируются таким образом, чтобы можно было определить, какой объем знаний есть у детей, насколько эти знания системны и прочны, появился ли интерес к предмету изучения. Для начала беседы вопросы могут быть сформулированы следующим образом.

- В какой комнате дворца тебе хотелось немного пожить? Почему?

- Интересно, чем похожи магнит и обычная батарейка?

- В чьем лесу тебе хотелось бы погулять: Шишкина или Левитана? Почему?

Знания, полученные в процессе знакомства с экспозициями художественных музеев, можно закрепить в играх и игровых упражнениях, которые могут быть направлены на узнавание и называние картин, скульптур, архитектурных сооружений, а могут быть ориентированы на классификацию и систематизацию знакомых произведений изобразительного искусства. Например, из предложенных репродукций отобрать пейзажи, натюрморты или произведения одного художника и т.п.

Все вышеизложенное позволяет выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии:

- беседа;

- коллекционирование;

- продуктивная деятельность;

- создание разнообразных макетов, поделок;

- оформление альбомов;

- подбор и чтение специальной литературы;

- игры и игровые упражнения.

Немного остановимся на коллекционировании.

Коллекциясистематизированное собрание однородных предметов.

Коллекционирование – интересное и полезное занятие. Оно:

1. Стимулирует познавательную деятельность.

2. Подбор экспонатов требует целеустремленности, терпения, находчивости.

3. Коллекция рассказывает окружающим о том, чем жил, чему радовался, чем вдохновлялся коллекционер.

Коллекционировать можно все: открытки, марки, монеты, карандаши, колокольчики и т.д.

Коллекция начинается с понимания того, что несколько предметов объединены какими-то общими чертами.

Вещи в коллекцию собираются в определенной системе.

Систематизировать можно 2 способами:

1. Составлять каталоги. Каталог – это карточки небольшого размера (коробки, в которой они находятся). Он может быть простым и представлять перечень имеющихся в коллекции предметов (могут быть условные знаки, рисунки и т.д.). Когда вещей набирается много, начинают систематизировать по разделам и подразделам. Как вариант заполнения карточек, ставят шифр, который помогает найти местоположение предмета.

2. Оформлять домашние экспозиции музейного типа. Здесь предметы размещают на полках под стеклом. Постоянные экспозиции не меняются, а постоянно пополняются новыми экземплярами. Временные экспозиции - тематические (семейные, общественные события). Оформление экспозиций в домашних условиях связано с решением художественных и научных задач. Надо продумать, на каком фоне и с какими дополнительными аксессуарами экспонаты будут смотреться лучше, дополнительной освещение экспозиции.

Коллекцию можно хранить в ящиках, коробках, оформлять альбомами.

Коллекционирование не должно превратиться в простое накопительство, поэтому надо проводить экскурсии (прием гостей по случаю дня рождения одного из членов семьи). Можно организовать выпуск домашнего журнала, научного бюллетеня, буклета, посвященного одному экспонату или нескольким.

Формы пополнения коллекции: покупка, обмен, самостоятельный сбор и обработка экспонатов (гербарии).

Таким образом, индивидуальное коллекционирование стимулирует познавательное развитие ребенка, формирует навыки музейной работы.

Другие формы закрепления музейных впечатлений см. в учебном тексте «Методика ознакомления детей с экспозициями музея».

Вывод: эффективность проведения музейной экскурсии зависит от многих факторов, которые были описаны выше и в первую очередь от тщательной предварительной работы педагога.

 

 

Пособие Пантелеевой Л.В. «Музей и дети» направлено на практическое освоение нового раздела базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» - «Дети в музее изобразительного искусства».

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы:

1. Помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства.

2. Пробудить потребность к созданию прекрасного в своем быту.

Основными задачами здесь являются:

1. Приобщение ребенка к миру искусства, его истории через социокультурную среду музея.

2. Воспитание ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства.

3. Формирование «образа музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

4. Развитие художественного восприятия, образного мышления.

5. Овладение некоторым искусствоведческим словарным запасом.

6. Знакомство с художником; художественными материалами, инструментами, способами создания произведения (техникой).

 

Вопрос.

Для успешного художественно-эстетического развития детей при ознакомлении с музеями изобразительных искусств необходимо:

1. Организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей и т.д.).

2. Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и ТСО. Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий.

3. Профессионально-грамотная и индивидуально-дифференцированная работа воспитателя и музейного педагога.

 

Здесь необходимо отметить, что в данной работе должно быть тесное сотрудничество детского сада и музея.

Музейный педагог (экскурсовод) привлечет детей искусствоведческой беседой – диалогом к рассматриванию подлинника.

Воспитатель в ДОУ проведет занятие – беседу по слайд-программе и репродукциям или музейным образцам.

Останавливаясь на важных для ребенка деталях, вовлекая его в диалоги при рассматривании коллекций, музейный педагог и воспитатель побуждают детей к общению и пробуждают устойчивые художественные интересы, потребность поделиться своими чувствами и знаниями со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, знакомыми).

 

Вопрос.

Занятия строятся в 3 этапа:

1. До музея (в ДОУ)подготовка ребенка к посещению музея. На этом этапе воспитатель и музейный педагог показывают слайд-программы, репродукции, рассказывают о музеях.

2. В музее – работа в музее. На этом этапе музейный педагог (экскурсовод) организует:

- целенаправленные экскурсии;

- посещение лекториев для дошкольников с родителями;

- работу изостудий и художественных кружков;

-предлагает справочную литературу и путеводители, книги-пособия, иллюстративный материал.

3. После музея (в ДОУ)закрепление музейных впечатлений. Воспитатель проводит художественные занятия, на которых дети выражают свои впечатления, полученные в музее.

Теперь подробнее о каждом этапе работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...