Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение симметричному вырезыванию.




Во второй половине года старшей группы следует научить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Овладение этим приемом представляет известную трудность: ребенок должен не только иметь отчетливое представление о предмете в целом, но и уметь мысленно разделить его симметрично и, представив половину предмета, вырезать. Это часто вызывает затруднения. Многие дети, сложив бумагу пополам, вырезают изображение целого предмета. Следует на первом же занятии уделить особое внимание объяснению и показу приема вырезывания симметричных предметов. Объяснение должно быть четко продуманным и немногословным. Учить детей этому способу вырезывания следует на примере самых простых предметов (бокальчик, сужающийся книзу; разнообразные вазы, кувшины).

Сначала можно предложить детям вырезать бокальчик. На занятии рассмотреть с ними бокальчик, сужающийся книзу; обратить внимание на его форму; предложить детям показать в воздухе руками, как бокальчик сужается. Объяснить, как можно передать сужение бокальчика одинаково с двух сторон: сложить аккуратно пополам (вдоль) прямоугольный листок бумаги, взять его пальцами той руки, которой ребенок не держит ножницы, и, начав с верхнего угла, противоположного линии сгиба, срезать по косой линии, сужая прямоугольник книзу. Развернув прямоугольник, показать детям, какой получился бокальчик. Затем предложить кому-либо из ребят вырезать бокальчик у доски, чтобы видели все остальные. После показа все дети приступают к вырезыванию. Ребятам, быстро справившимся с заданием, можно предложить прямоугольники (другого цвета).

Тем, кто испытывает затруднения, нужно помочь, показав жестом линию среза. На следующем занятии педагог предлагает вырезать простой кувшинчик. В процессе рассматривания кувшинчика следует обратить внимание детей на одинаковость линии контура с обеих сторон.

Для того чтобы дети могли представить половину предмета, целесообразно при обследовании обвести его рукой по контуру, а затем, закрыв половину предмета, предложить детям обвести по контуру половину предмета с внешней стороны (а не со стороны линии деления); повторить движение несколько раз, подчеркивая, что именно эту часть надо будет вырезать. Затем следует показать процесс вырезывания, обращая их внимание на то, что держать бумагу нужно за линию сгиба. Процесс вырезывания требует тщательного зрительного контроля за действиями рук; необходимо напоминать детям о том, что нужно внимательно следить глазами за ножницами. Если у кого-то нужная форма не получается, педагог должен проанализировать вместе с ребенком, что он сделал неверно, и предложить вырезать предмет снова.

Для первого занятия следует приготовить дополнительные листы белой бумаги: пусть дети поупражняются в вырезывании симметричных предметов. Закреплению этого навыка целесообразно посвятить и следующее занятие по аппликации, подобрав в качестве образца сосуд другой формы. Можно предложить вырезать не один, а два разных кувшинчика, например, один — вытянутый в высоту, а второй — низкий (почти круглый, как горшочек). Прием вырезывания детям уже знаком, поэтому педагог предлагает им объяснить и показать, как вырезаются такие кувшинчики. Ребятам, недостаточно хорошо усвоившим новый прием или пропустившим предыдущее занятие, следует уделить особое внимание: показать еще раз прием вырезывания на отдельном листе, дать сначала белую бумагу, а затем уже цветную. Для вырезывания ваз рекомендуется приготовить бумагу разных цветов, чтобы работы получились красочными. Необходимо обратить внимание детей на более точную передачу формы.

Закончить этот цикл можно занятием, на котором детям предлагается продумать и создать декоративную композицию из ваз и кувшинчиков. Они выбирают бумагу для фона в соответствии со своим замыслом (воспитатель должен приготовить бумагу трех-четырех мягких оттенков), находят нужное расположение кувшинчиков и ваз на листе, наклеивают композицию, а затем по желанию вырезают дополнительные детали: цветы, ветки, фрукты. На этом, последнем, занятии важно обратить внимание детей на подбор цвета фона в соответствии с цветом изображения; на поиск удачного расположения ваз на листе. Помощь воспитателя в выборе цвета, фона, композиции должна быть не навязчивой. Лучше обратиться к ребенку с вопросом, побуждающим его внимательно присмотреться к изображению и самому решить, как будет лучше. Так, увидев, что на фоне, выбранном ребенком, вазы смотрятся некрасиво, педагог берет бумагу более подходящего цвета и предлагает ему разложить вазы на этом листе или, заметив, что ребенок некрасиво разложил вазы на листе, предлагает ему попробовать разложить вазы иначе, чтобы было красиво, но не подсказывает прямого решения. Постоянное направление на поиски лучшего варианта решения изобразительной задачи способствует воспитанию творческой активности и самостоятельности детей. Готовые декоративные композиции нужно рассмотреть со всеми детьми и выбрать те работы, которыми можно украсить вестибюль детского сада, групповую комнату.

Когда дети освоят вырезывание простых симметричных предметов, можно предложить им более сложные изображения (бабочки, жучки и т. п.). Обучение вырезыванию симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, продолжается и в подготовительной группе, однако тематическое содержание занятий усложняется, повышаются требования к точности передачи формы.

 

26. Способы организации и руководства конструированием детей

 

С целью развития детского конструирова­ния как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предло­жили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили ши­рокое распространение в практике, а другие, либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педаго­гами не используются.

Рассмотрим кратко все известные нам фор­мы организации обучения детскому конструированию.

1. Конструирование по образцу (разработанное Ф. Фребелем), заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного мате­риала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, ос­нованная на подражании. Такое конструирова­ние трудно напрямую связывать с развитием творчества, но использова­ние образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекры­тия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные час­ти, установить их пространственное располо­жение, выделить отдельные детали в этих час­тях и т.д.

В качестве образца можно применять рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф.В. Изотова).

В рамках этой формы целесообразно:

- пред­ложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный мате­риал, в котором отсутствуют отдельные дета­ли, составляющие эту конструкцию, и их следу­ет заменить имеющимися (этот тип задач предложен А.Н. Давидчук);

- использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструк­ций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преоб­разования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (тип задач разработан основоположником рассма­триваемой формы обучения Ф.Фребелем).

Таким образом, конструирование по образ­цу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели (разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии). Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребен­ка (в качестве модели может выступать конст­рукция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ре­бенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Исследование А.Я Лурии показало эффективность этой формы для активизации мышления. Недостаток: дети передают только внешнее сходство с моделью без уста­новления зависимости между ее частями, а также функционального назначения как от­дельных частей, так и конструкции в целом. Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании следует предложить детям сначала освоить различные конст­рукции одного и того же объекта, выраженно­го в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного рас­положения, функционального назначения и т.п.) у детей формируются обобщенные пред­ставления о конструируемом объекте (напри­мер, у всех конструкций грузовых машин есть общие части — кабина, кузов, колеса и др., ко­торые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обоб­щенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструиро­вании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние не только на развитие конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожале­нию, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объем­ных моделей не существует, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.

3. Конструирование по условиям (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Оно заключа­ется в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведе­ния, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее на­значение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в дан­ном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Как показали исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструирова­нии по образцам и в процессе эксперименти­рования с разными материалами.

Данная форма конструирова­ния традиционно относится к конструирова­нию из строительного материала. Однако, она может успешно использоваться и в других его видах в целях развития творчества.

4. Конструирование по простей­шим чертежам и наглядным схемам (разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской). Авторы отмечают, что моделиру­ющий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоз­даются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм на­глядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образ­цы построек, а затем, наоборот, практическо­му созданию конструкций по простым черте­жам-схемам.

Однако дети, как правило, не умеют выде­лять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материа­ла). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети использовали для построе­ния наглядных моделей (чертежей), отражаю­щих их конструктивные замыслы.

Однако, как показали исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструи­рования во взаимосвязи с практическим.

5. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для раз­вертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам ре­шает, что и как он будет конструировать.

Чтобы эта деятельность протекала как по­исковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям.

6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, вы­бирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыс­лу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепле­ние знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застре­вания» на одной и той же теме.

7. Каркасное конструирование (Н.Н. Поддьяков). Такое конструирование пред­полагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как централь­ным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую де­монстрацию педагогом различных его измене­ний, приводящих к трансформации всей конст­рукции. В результате дети легко усваивают об­щий принцип строения каркаса и учатся выде­лять особенности конструкции, исходя из за­данного каркаса. В конструировании такого ти­па ребенок, глядя на каркас, должен домыс­лить, как бы дорисовать его, добавляя к одно­му и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» кон­струирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных спо­собов конструирования, образного мышления.

Организация такой формы конструирования требует разработки специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соот­ветствующих их замыслам, и затем достраи­вать их, чтобы создать целостные объекты. Недавно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квадро», представлен­ный несколькими наборами - состоит из трубчатых модулей, которые соединяются при помощи прямых и угловых «муфт-вкладышей» и крепёжных болтов. Сначала создаётся каркас, который затем превращается в готовую конструкцию.

Традиционно выделяют 3 типа занятий по конструированию:

а) по ипользуемому материалу;

б) по условию (взрослого, самого ребёнка, самого предмета);

в) по способу действий (по постройке-образцу, по рисунку, по схеме, по фотографии и т.д.)

Вывод: Каждая из рассмотренных форм организа­ции обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творче­ства.

Однако это становится возможным при определенных условиях. К ним относятся:

1. Наполнение новым развивающим содержани­ем каждой формы обучения с учетом специ­фики вида конструирования (из деталей кон­структоров, из бумаги, из природного матери­ала и др.).

2. Обеспечение органической взаимо­связи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых под­систем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

 

в конструировании из строительного материала

Принципиально важными условиями разви­тия у детей конструкторского технического творчества являются:

первоеформиро­вание обобщенных представлений о конструируемых объектах; второеформирова­ние обобщенных способов конструирования и умения искать новые конструктивные ре­шения.

Обобщенные представления о конструиру­емых объектах выступают как определенная система знаний о них. Например, все мосты имеют такие общие части как опоры, проезжая часть, перила и т.д., но в зависимости от прак­тического использования мостов (пешеход­ный, транспортный, железнодорожный и т.п.) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность по­строить не один мост, а несколько разных по назначению.

Обобщенные способы формируются преж­де всего при решении задач проблемного характера, которые предполагают либо поиск неизвестных (новых для детей) способов решения, либо перенос известных способов в другие ситуации конструктивного решения. Наиболее успешно это происходит в конструи­ровании по условиям.

В связи с вышесказанным каждая предла­гаемая детям тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, горки), которые дети осваивают на занятиях в разных формах конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу). Каж­дой теме необходимо посвятить несколько следующих друг за другом занятий, на кото­рых дети осваивают варианты конструкции од­ного и того же объекта.

При этом детям младшего дошкольного возраста основные посте­пенно усложняющиеся конструкции воспита­тель задает непосредственно через образцы, а варианты, предназначенные для самостоя­тельного их преобразования, — опосредован­но через условия: заданные вербально и через предметы (например, построить такой же трамвайчик, как образец, но широкий). Для детей 3-4 лет разработаны две темы: «Домики» и «Трамвайчики», каждая из которых представ­лена пятью усложняющимися основными кон­струкциями (образцами) и десятью-тринадцатью их вариантами.

Для детей 4-5 лет разработаны три темы: «Грузовые машины», «Гаражи», «Горки». Так, тема «Горки» осваивалась детьми сле­дующим образом. На первом занятии дети вначале воспроизводили образец, а затем — решали задачи: перестроить горку так, чтобы с нее машинки скатывались медленнее (быст­рее), чем с горки-образца. На втором занятии дети строили горку с двумя скатами, по одно­му из которых машинка будет съезжать мед­ленно, а по другому — быстро.

В обучении старших дошкольников (5-7 лет) оказалось возможным использовать все основ­ные формы конструирования в следующей по­следовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по собственному замыслу.

Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во-первых, основывает­ся на них и, во-вторых, способствует дальней­шему развитию последних.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...