Обучение симметричному вырезыванию.
Во второй половине года старшей группы следует научить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Овладение этим приемом представляет известную трудность: ребенок должен не только иметь отчетливое представление о предмете в целом, но и уметь мысленно разделить его симметрично и, представив половину предмета, вырезать. Это часто вызывает затруднения. Многие дети, сложив бумагу пополам, вырезают изображение целого предмета. Следует на первом же занятии уделить особое внимание объяснению и показу приема вырезывания симметричных предметов. Объяснение должно быть четко продуманным и немногословным. Учить детей этому способу вырезывания следует на примере самых простых предметов (бокальчик, сужающийся книзу; разнообразные вазы, кувшины). Сначала можно предложить детям вырезать бокальчик. На занятии рассмотреть с ними бокальчик, сужающийся книзу; обратить внимание на его форму; предложить детям показать в воздухе руками, как бокальчик сужается. Объяснить, как можно передать сужение бокальчика одинаково с двух сторон: сложить аккуратно пополам (вдоль) прямоугольный листок бумаги, взять его пальцами той руки, которой ребенок не держит ножницы, и, начав с верхнего угла, противоположного линии сгиба, срезать по косой линии, сужая прямоугольник книзу. Развернув прямоугольник, показать детям, какой получился бокальчик. Затем предложить кому-либо из ребят вырезать бокальчик у доски, чтобы видели все остальные. После показа все дети приступают к вырезыванию. Ребятам, быстро справившимся с заданием, можно предложить прямоугольники (другого цвета). Тем, кто испытывает затруднения, нужно помочь, показав жестом линию среза. На следующем занятии педагог предлагает вырезать простой кувшинчик. В процессе рассматривания кувшинчика следует обратить внимание детей на одинаковость линии контура с обеих сторон.
Для того чтобы дети могли представить половину предмета, целесообразно при обследовании обвести его рукой по контуру, а затем, закрыв половину предмета, предложить детям обвести по контуру половину предмета с внешней стороны (а не со стороны линии деления); повторить движение несколько раз, подчеркивая, что именно эту часть надо будет вырезать. Затем следует показать процесс вырезывания, обращая их внимание на то, что держать бумагу нужно за линию сгиба. Процесс вырезывания требует тщательного зрительного контроля за действиями рук; необходимо напоминать детям о том, что нужно внимательно следить глазами за ножницами. Если у кого-то нужная форма не получается, педагог должен проанализировать вместе с ребенком, что он сделал неверно, и предложить вырезать предмет снова. Для первого занятия следует приготовить дополнительные листы белой бумаги: пусть дети поупражняются в вырезывании симметричных предметов. Закреплению этого навыка целесообразно посвятить и следующее занятие по аппликации, подобрав в качестве образца сосуд другой формы. Можно предложить вырезать не один, а два разных кувшинчика, например, один — вытянутый в высоту, а второй — низкий (почти круглый, как горшочек). Прием вырезывания детям уже знаком, поэтому педагог предлагает им объяснить и показать, как вырезаются такие кувшинчики. Ребятам, недостаточно хорошо усвоившим новый прием или пропустившим предыдущее занятие, следует уделить особое внимание: показать еще раз прием вырезывания на отдельном листе, дать сначала белую бумагу, а затем уже цветную. Для вырезывания ваз рекомендуется приготовить бумагу разных цветов, чтобы работы получились красочными. Необходимо обратить внимание детей на более точную передачу формы.
Закончить этот цикл можно занятием, на котором детям предлагается продумать и создать декоративную композицию из ваз и кувшинчиков. Они выбирают бумагу для фона в соответствии со своим замыслом (воспитатель должен приготовить бумагу трех-четырех мягких оттенков), находят нужное расположение кувшинчиков и ваз на листе, наклеивают композицию, а затем по желанию вырезают дополнительные детали: цветы, ветки, фрукты. На этом, последнем, занятии важно обратить внимание детей на подбор цвета фона в соответствии с цветом изображения; на поиск удачного расположения ваз на листе. Помощь воспитателя в выборе цвета, фона, композиции должна быть не навязчивой. Лучше обратиться к ребенку с вопросом, побуждающим его внимательно присмотреться к изображению и самому решить, как будет лучше. Так, увидев, что на фоне, выбранном ребенком, вазы смотрятся некрасиво, педагог берет бумагу более подходящего цвета и предлагает ему разложить вазы на этом листе или, заметив, что ребенок некрасиво разложил вазы на листе, предлагает ему попробовать разложить вазы иначе, чтобы было красиво, но не подсказывает прямого решения. Постоянное направление на поиски лучшего варианта решения изобразительной задачи способствует воспитанию творческой активности и самостоятельности детей. Готовые декоративные композиции нужно рассмотреть со всеми детьми и выбрать те работы, которыми можно украсить вестибюль детского сада, групповую комнату. Когда дети освоят вырезывание простых симметричных предметов, можно предложить им более сложные изображения (бабочки, жучки и т. п.). Обучение вырезыванию симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, продолжается и в подготовительной группе, однако тематическое содержание занятий усложняется, повышаются требования к точности передачи формы.
26. Способы организации и руководства конструированием детей
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.
Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию. 1. Конструирование по образцу (разработанное Ф. Фребелем), заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества, но использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. В качестве образца можно применять рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф.В. Изотова). В рамках этой формы целесообразно: - предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (этот тип задач предложен А.Н. Давидчук); - использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (тип задач разработан основоположником рассматриваемой формы обучения Ф.Фребелем). Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели (разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии). Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Исследование А.Я Лурии показало эффективность этой формы для активизации мышления. Недостаток: дети передают только внешнее сходство с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функционального назначения как отдельных частей, так и конструкции в целом. Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т.п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части — кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние не только на развитие конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объемных моделей не существует, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой. 3. Конструирование по условиям (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
Как показали исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами. Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, она может успешно использоваться и в других его видах в целях развития творчества. 4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской). Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Однако, как показали исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим. 5. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. 6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме. 7. Каркасное конструирование (Н.Н. Поддьяков). Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Организация такой формы конструирования требует разработки специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты. Недавно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квадро», представленный несколькими наборами - состоит из трубчатых модулей, которые соединяются при помощи прямых и угловых «муфт-вкладышей» и крепёжных болтов. Сначала создаётся каркас, который затем превращается в готовую конструкцию. Традиционно выделяют 3 типа занятий по конструированию: а) по ипользуемому материалу; б) по условию (взрослого, самого ребёнка, самого предмета); в) по способу действий (по постройке-образцу, по рисунку, по схеме, по фотографии и т.д.) Вывод: Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным при определенных условиях. К ним относятся: 1. Наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.). 2. Обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.
в конструировании из строительного материала Принципиально важными условиями развития у детей конструкторского технического творчества являются: первое — формирование обобщенных представлений о конструируемых объектах; второе — формирование обобщенных способов конструирования и умения искать новые конструктивные решения. Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определенная система знаний о них. Например, все мосты имеют такие общие части как опоры, проезжая часть, перила и т.д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, транспортный, железнодорожный и т.п.) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность построить не один мост, а несколько разных по назначению. Обобщенные способы формируются прежде всего при решении задач проблемного характера, которые предполагают либо поиск неизвестных (новых для детей) способов решения, либо перенос известных способов в другие ситуации конструктивного решения. Наиболее успешно это происходит в конструировании по условиям. В связи с вышесказанным каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, горки), которые дети осваивают на занятиях в разных формах конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу). Каждой теме необходимо посвятить несколько следующих друг за другом занятий, на которых дети осваивают варианты конструкции одного и того же объекта. При этом детям младшего дошкольного возраста основные постепенно усложняющиеся конструкции воспитатель задает непосредственно через образцы, а варианты, предназначенные для самостоятельного их преобразования, — опосредованно через условия: заданные вербально и через предметы (например, построить такой же трамвайчик, как образец, но широкий). Для детей 3-4 лет разработаны две темы: «Домики» и «Трамвайчики», каждая из которых представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и десятью-тринадцатью их вариантами. Для детей 4-5 лет разработаны три темы: «Грузовые машины», «Гаражи», «Горки». Так, тема «Горки» осваивалась детьми следующим образом. На первом занятии дети вначале воспроизводили образец, а затем — решали задачи: перестроить горку так, чтобы с нее машинки скатывались медленнее (быстрее), чем с горки-образца. На втором занятии дети строили горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому — быстро. В обучении старших дошкольников (5-7 лет) оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по собственному замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|