Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приёмы руководства аппликацией в средней группе.




1. Широко используется рассматривание с детьми пред­метов непосредственно на занятиях. При рассматривании используются приёмы обведения рукой основных частей и выделения некоторых признаков.

2. Показ иллюстраций.

3. Образец или показ воспитателя после рассматри­вания предмета, который сопровождается объяснением. Не всегда нужно показывать до конца весь процесс работы. Целесообразно предлагать детям несколько образцов.

4. Со средней группы надо чаще привлекать к показу работы детей. Ребенок, вызванный к мольберту, может показать по­следовательность наклеивания частей предмета или узора. В основном же проводится частичный показ или на листе, при­крепленном к мольберту, указывается рукой только место для наклеивания.

5. У детей средней группы (по сравнению с младшими) за­метно возрастает и интерес к результатам своей работы. Работы по аппликации целесообразно выполнять с дальнейшим их применением - украшение к празднику, в подарок и т.д.; из детских работ можно составить фризы.

6. Чтобы улучшить процесс создания детьми изображений из прямолинейных форм, важно организовывать их восприятие в сравнении друг с другом, чтобы дети увидели, что у них общее (наличие прямых сторон, углов) и что разное (количество прямых сторон и углов: у прямоугольников и квадратов по четыре, а у треугольника три). Примером может быть занятие по изображению в аппликации постройки из настольного конструктора.

7. Детям можно предложить занятия - загадки по аналогии со 2 мл.гр.

8. Можно давать детям задание самостоятельно выбирать цвет фона и цвет бумаги для вырезывания.

9. Учитывать связи с занятиями по рисованию (аппликация может предшествовать декоративному рисованию).

Старшая группа

С первых занятий аппликацией в старшей группе дети полу­чают ножницы и продолжают осваивать приемы вырезывания примерно на том же содержании, что и в средней группе.

Совершенствуются приемы резания бумаги по прямой и наискосок, преобразования одной фигуры в другие путем разрезания прямоугольников, квадратов, кругов на две и более частей. Дети приобретают возможность вырезать разные по форме и строению предметы, учатся вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников.

В I квартале дети закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе.

После первых занятий, когда воспитатель проверит, на­сколько правильно дети владеют ножницами, переходят к за­креплению навыка вырезывания изображений предметов круг­лой и овальной формы — овощи, фрукты, грибы. При этом важно обращать внимание детей на особенности формы изображаемого предмета.

В старшей группе совершенствуются навыки, следует учить детей более плавному вырезыванию, добиваться быстроты и точности. Сначала нужно предлагать детям создавать в аппликации изображения тех предметов, которые они видят ежедневно.

При выполнении работ необходимо развивать у детей умение чувствовать форму изображаемого предмета, подмечать соотно­шение его частей по величине и расположению, вырезывать из развернутого листа бумаги, подчиняя действия рук контролю глаза.

В старшей группе вводится аппликация с натуры. Дети пере­дают, кроме общей формы предмета, характерные признаки, детали, цвет. В старшей группе нужно обеспечить детей бумагой разнообраз­ных цветов и оттенков, детям дают фактурную бумагу, кото­рая имеет неровно окрашенную поверхность или мелкий рису­нок в виде полосок, точек, черточек, цветочков.

Для того чтобы подвести детей к пониманию и относительно правильной передаче пропорциональных отношений изображае­мого предмета, воспитатель подготавливает для вырезывании бумагу соответствующей формы и величины. Так, для вырезыва­ния изображений овощей (огурца, моркови и др.) подготавли­вают бумагу прямоугольной формы.

Во II квартале дети начинают осваивать быстрые способы вырезывания. С этой целью воспитатель уже в начале года может показать, как вырезать две одинаковые фигуры, напри­мер два кружка — колеса для машины. Полосу бумаги склады­вают пополам, чтобы получился квадрат, затем закругляют углы. Так же можно показать, как вырезать одновременно несколько одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой. Поэтому после рас­сматривания предмета важно показать только одну его поло­вину, закрыв листом бумаги другую. Когда объясняется после­довательность вырезывания, следует обвести рукой контур по­ловины предмета от исходной точки до конца, чтобы дети поняли, откуда удобнее начинать вырезывание. Необходимо обратить внимание детей на то, что лист бу­маги надо держать за место сгиба. Правильность выполнения данных указаний следует проверить. Целесообразно сначала дать возможность поупражняться в вырезывании симметрич­ных фигур из белой бумаги, а затем из цветной бумаги тем детям, у которых это получилось.

По мере овладения этим приемом дети смогут вырезать более сложные изображения предметов (весь самолет, ракету, шубку снегурочки, елку).

Во II квартале дети вырезывают изображения, используя разные способы; по частям, из бумаги, сложенной вдвое и гар­мошкой.

Содержание работ может быть различным: здания, автомо­били, птицы, животные, человек.

Они получают наборы бумаги одина­кового размера, примерно 10x12 см или большего, в зависи­мости от задания. На занятии, рассмотрев предмет, воспитатель вместе с детьми определяет, какой формы бумагу нужно под­готовить. Например, для изображения высокой вазы надо взять прямоугольник, для круглой вазы — квадрат.

Со второй половины года воспитатель привлекает детей к подготовке бумаги в свободное время.

Изображение сюжета пока еще сложно для детей 5—6 лет. За одно занятие они не успевают вырезать несколько предметов. Поэтому для подведения детей к передаче сюжета используется такой прием, как изображение дополнительных предметов.

В течение года дети выполняют около 5 коллективных работ. Организация занятий может быть самой разнообразной. На одном листе бумаги можно объединить работы разного количества детей или наклеить на один лист работы детей од­ного ряда или всей группы. Если объединяются работы всех детей, лист бумаги удобнее располагать на отдельном столе или прикрепить к доске (стенду, мольберту). Рядом подготав­ливается все необходимое для наклеивания (2—3 набора — кисти, салфеточки, пластина, ножницы, клей), чтобы могли работать одновременно сразу несколько человек. Лист бумаги подготавливают такого размера, чтобы помес­тились все изображения. Дети могут уже выполнить аппликации на темы: аквариум (рыбы, водоросли), улица города (дома, автомобили и пр.), хоровод около елки, птицы на ветке и др.

В старшей группе один раз в месяц проводятся занятия по замыслу, на которых дети закрепляют полученные навыки, проявляют самостоятельность в выборе содержания работы и цвета бумаги, способов вырезывания.

Основным приемом обучения остается рассматривание пред­метов в начале занятия. Там, где невозможно показать натуру, используются иллюстрации или образцы, выполненные воспи­тателем. На иллюстрациях предмет должен быть показан крупно, чтобы было хорошо видно строение, без сложных ракурсов. Животные, птицы, автомобили изображаются в профиль.

Чаще используется не одна иллюстрация (образец), а не­сколько, чтобы дети могли по-разному решать одну и ту же задачу.

В старших группах чаще используется частичный показ от­дельных приемов вырезывания. Сначала внимание детей обра­щают на вырезывание основных частей, на новый прием, затем проводят показ только вырезывания отдельных частей, деталей, показ разных способов вырезывания.

В Ш квартале дети продолжают выполнять работы с натуры (ваза с весенними цветами и др.), изображения игрушек (ра­кета, космонавт и т. п.). Изображения предметов в детских работах приобретают большее сходство с натурой, так как дети уже лучше владеют техникой вырезывания, передавая особен­ности формы и большее количество деталей.

Содержанием детских работ могут быть и сказочные образы (аленький цветочек, пряничный домик), а также несложные сюжетные композиции — мишки гуляют на полянке, зайцы на траве, цветущий луг, праздничный город и др.

В изображении птиц, животных, человека дети передают не­сложное движение рук, ног —девочка танцует, мы делаем гим­настику, мы гуляем на участке, птицы летят

Наряду с предметной аппликацией в старшей группе важно поддерживать у детей интерес к декоративным работам. Для этого следует иметь наборы готовых декоративных элементов, из которых дети смогут составлять узоры в свободное от заня­тий время. На занятиях дети составляют узоры па бумаге разной гео­метрической формы из кругов, фигур овальной формы, квадра­тов, треугольников (по типу узоров, выполняемых в средней группе) и растительных элементов: листьев, ягод, цветов, в ос­нове которых имеются те же знакомые формы, как круг — ягода, фигура овальной формы — листья и др. Немалую помощь в этом отношении оказывает рассматри­вание с детьми предметов народного декоративно-прикладного искусства, которые имеются в детском саду. В первую очередь воспитатель создает интерес к приклад­ному искусству той местности, где находится детский сад. В про­цессе рассматривания воспитатель учит детей выделять эле­менты узора, определять их расположение, колорит. Наиболее доступны в аппликации элементы городецкой, дым­ковской росписи. Они ярки, красочны, имеют простые формы.

В старшей группе следует добиваться большей выразительности в решении образов. С этой целью можно показать детям прием обрывания бумаги пальцами обеих рук, с помощью которого передается форма предметов, не имеющих четкого, ровного контура (снеговик, снежные сугробы, облака, красивые цветы и многое другое). Можно также показать прием объемного наклеивания: намазывается клеем и приклеивается середина предмета, а края отгибаются; это придает выразительный объемный вид. Таким способом можно наклеивать цветы, бабочек и др. Эти приемы будут использоваться и в подготовительной группе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...