Приёмы руководства аппликацией в средней группе.
1. Широко используется рассматривание с детьми предметов непосредственно на занятиях. При рассматривании используются приёмы обведения рукой основных частей и выделения некоторых признаков. 2. Показ иллюстраций. 3. Образец или показ воспитателя после рассматривания предмета, который сопровождается объяснением. Не всегда нужно показывать до конца весь процесс работы. Целесообразно предлагать детям несколько образцов. 4. Со средней группы надо чаще привлекать к показу работы детей. Ребенок, вызванный к мольберту, может показать последовательность наклеивания частей предмета или узора. В основном же проводится частичный показ или на листе, прикрепленном к мольберту, указывается рукой только место для наклеивания. 5. У детей средней группы (по сравнению с младшими) заметно возрастает и интерес к результатам своей работы. Работы по аппликации целесообразно выполнять с дальнейшим их применением - украшение к празднику, в подарок и т.д.; из детских работ можно составить фризы. 6. Чтобы улучшить процесс создания детьми изображений из прямолинейных форм, важно организовывать их восприятие в сравнении друг с другом, чтобы дети увидели, что у них общее (наличие прямых сторон, углов) и что разное (количество прямых сторон и углов: у прямоугольников и квадратов по четыре, а у треугольника три). Примером может быть занятие по изображению в аппликации постройки из настольного конструктора. 7. Детям можно предложить занятия - загадки по аналогии со 2 мл.гр. 8. Можно давать детям задание самостоятельно выбирать цвет фона и цвет бумаги для вырезывания. 9. Учитывать связи с занятиями по рисованию (аппликация может предшествовать декоративному рисованию).
Старшая группа С первых занятий аппликацией в старшей группе дети получают ножницы и продолжают осваивать приемы вырезывания примерно на том же содержании, что и в средней группе. Совершенствуются приемы резания бумаги по прямой и наискосок, преобразования одной фигуры в другие путем разрезания прямоугольников, квадратов, кругов на две и более частей. Дети приобретают возможность вырезать разные по форме и строению предметы, учатся вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников. В I квартале дети закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе. После первых занятий, когда воспитатель проверит, насколько правильно дети владеют ножницами, переходят к закреплению навыка вырезывания изображений предметов круглой и овальной формы — овощи, фрукты, грибы. При этом важно обращать внимание детей на особенности формы изображаемого предмета. В старшей группе совершенствуются навыки, следует учить детей более плавному вырезыванию, добиваться быстроты и точности. Сначала нужно предлагать детям создавать в аппликации изображения тех предметов, которые они видят ежедневно. При выполнении работ необходимо развивать у детей умение чувствовать форму изображаемого предмета, подмечать соотношение его частей по величине и расположению, вырезывать из развернутого листа бумаги, подчиняя действия рук контролю глаза. В старшей группе вводится аппликация с натуры. Дети передают, кроме общей формы предмета, характерные признаки, детали, цвет. В старшей группе нужно обеспечить детей бумагой разнообразных цветов и оттенков, детям дают фактурную бумагу, которая имеет неровно окрашенную поверхность или мелкий рисунок в виде полосок, точек, черточек, цветочков. Для того чтобы подвести детей к пониманию и относительно правильной передаче пропорциональных отношений изображаемого предмета, воспитатель подготавливает для вырезывании бумагу соответствующей формы и величины. Так, для вырезывания изображений овощей (огурца, моркови и др.) подготавливают бумагу прямоугольной формы.
Во II квартале дети начинают осваивать быстрые способы вырезывания. С этой целью воспитатель уже в начале года может показать, как вырезать две одинаковые фигуры, например два кружка — колеса для машины. Полосу бумаги складывают пополам, чтобы получился квадрат, затем закругляют углы. Так же можно показать, как вырезать одновременно несколько одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой. Поэтому после рассматривания предмета важно показать только одну его половину, закрыв листом бумаги другую. Когда объясняется последовательность вырезывания, следует обвести рукой контур половины предмета от исходной точки до конца, чтобы дети поняли, откуда удобнее начинать вырезывание. Необходимо обратить внимание детей на то, что лист бумаги надо держать за место сгиба. Правильность выполнения данных указаний следует проверить. Целесообразно сначала дать возможность поупражняться в вырезывании симметричных фигур из белой бумаги, а затем из цветной бумаги тем детям, у которых это получилось. По мере овладения этим приемом дети смогут вырезать более сложные изображения предметов (весь самолет, ракету, шубку снегурочки, елку). Во II квартале дети вырезывают изображения, используя разные способы; по частям, из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой. Содержание работ может быть различным: здания, автомобили, птицы, животные, человек. Они получают наборы бумаги одинакового размера, примерно 10x12 см или большего, в зависимости от задания. На занятии, рассмотрев предмет, воспитатель вместе с детьми определяет, какой формы бумагу нужно подготовить. Например, для изображения высокой вазы надо взять прямоугольник, для круглой вазы — квадрат. Со второй половины года воспитатель привлекает детей к подготовке бумаги в свободное время. Изображение сюжета пока еще сложно для детей 5—6 лет. За одно занятие они не успевают вырезать несколько предметов. Поэтому для подведения детей к передаче сюжета используется такой прием, как изображение дополнительных предметов.
В течение года дети выполняют около 5 коллективных работ. Организация занятий может быть самой разнообразной. На одном листе бумаги можно объединить работы разного количества детей или наклеить на один лист работы детей одного ряда или всей группы. Если объединяются работы всех детей, лист бумаги удобнее располагать на отдельном столе или прикрепить к доске (стенду, мольберту). Рядом подготавливается все необходимое для наклеивания (2—3 набора — кисти, салфеточки, пластина, ножницы, клей), чтобы могли работать одновременно сразу несколько человек. Лист бумаги подготавливают такого размера, чтобы поместились все изображения. Дети могут уже выполнить аппликации на темы: аквариум (рыбы, водоросли), улица города (дома, автомобили и пр.), хоровод около елки, птицы на ветке и др. В старшей группе один раз в месяц проводятся занятия по замыслу, на которых дети закрепляют полученные навыки, проявляют самостоятельность в выборе содержания работы и цвета бумаги, способов вырезывания. Основным приемом обучения остается рассматривание предметов в начале занятия. Там, где невозможно показать натуру, используются иллюстрации или образцы, выполненные воспитателем. На иллюстрациях предмет должен быть показан крупно, чтобы было хорошо видно строение, без сложных ракурсов. Животные, птицы, автомобили изображаются в профиль. Чаще используется не одна иллюстрация (образец), а несколько, чтобы дети могли по-разному решать одну и ту же задачу. В старших группах чаще используется частичный показ отдельных приемов вырезывания. Сначала внимание детей обращают на вырезывание основных частей, на новый прием, затем проводят показ только вырезывания отдельных частей, деталей, показ разных способов вырезывания. В Ш квартале дети продолжают выполнять работы с натуры (ваза с весенними цветами и др.), изображения игрушек (ракета, космонавт и т. п.). Изображения предметов в детских работах приобретают большее сходство с натурой, так как дети уже лучше владеют техникой вырезывания, передавая особенности формы и большее количество деталей.
Содержанием детских работ могут быть и сказочные образы (аленький цветочек, пряничный домик), а также несложные сюжетные композиции — мишки гуляют на полянке, зайцы на траве, цветущий луг, праздничный город и др. В изображении птиц, животных, человека дети передают несложное движение рук, ног —девочка танцует, мы делаем гимнастику, мы гуляем на участке, птицы летят Наряду с предметной аппликацией в старшей группе важно поддерживать у детей интерес к декоративным работам. Для этого следует иметь наборы готовых декоративных элементов, из которых дети смогут составлять узоры в свободное от занятий время. На занятиях дети составляют узоры па бумаге разной геометрической формы из кругов, фигур овальной формы, квадратов, треугольников (по типу узоров, выполняемых в средней группе) и растительных элементов: листьев, ягод, цветов, в основе которых имеются те же знакомые формы, как круг — ягода, фигура овальной формы — листья и др. Немалую помощь в этом отношении оказывает рассматривание с детьми предметов народного декоративно-прикладного искусства, которые имеются в детском саду. В первую очередь воспитатель создает интерес к прикладному искусству той местности, где находится детский сад. В процессе рассматривания воспитатель учит детей выделять элементы узора, определять их расположение, колорит. Наиболее доступны в аппликации элементы городецкой, дымковской росписи. Они ярки, красочны, имеют простые формы. В старшей группе следует добиваться большей выразительности в решении образов. С этой целью можно показать детям прием обрывания бумаги пальцами обеих рук, с помощью которого передается форма предметов, не имеющих четкого, ровного контура (снеговик, снежные сугробы, облака, красивые цветы и многое другое). Можно также показать прием объемного наклеивания: намазывается клеем и приклеивается середина предмета, а края отгибаются; это придает выразительный объемный вид. Таким способом можно наклеивать цветы, бабочек и др. Эти приемы будут использоваться и в подготовительной группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|