1. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении
1. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении Суть: Принцип активности и сознательности исходит из философского концепта о путях познания, которые выделяет гносеология. Первый путь познания от частного к общему. Второй путь познания от общего к частному. Частное — это активность, а общее — это сознательность ( рациональность) Либо мы идем от деятельности практической к осознанию, либо от осознания к деятельности. Детям со сниженным уровнем способностей рекомендован путь познания от частного к общему ( от активности к сознательности). В процессе обучения мы выбираем путь познания для ребенка мы предлагаем ему практическое познание мира и потом делаем обобщение ( это подходит для обучения умственно отсталых детей) или наоборот. В любом случае динамика активности является показателем эффективности процесса коррекционного обучения. Чем выше активность ребенка в практической деятельности тем выше коррекционные эффекты процесса обучения. 2. Принцип наглядности обучения Наглядность обучения является одним из наиболее значимых принципов в специальной школе. Умственно отсталые ученики имеют конкретно-образное мышление, и особенно в младших классах, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядность в обучении способствует установлению правильной взаимосвязи между словом, образом и практической деятельностью учеников, что помогает обеспечить более высокое качество знаний. 3. Принцип научности и доступности обучения Суть данного принципа заключается в том, что все знания, даваемые ученикам в школе, должны соответствовать уровню современной науки. Принцип научности реализуется при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей.
Принцип научности тесно связан с принципом доступности. Принцип доступности предполагает построение обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с учетом их возможностей восприятия. Доступность обучения ( по Л. С. Выготскому) понимаетсякак динамика зон актуального и ближайшего развития. 4. Принцип систематичности и последовательности в обучении Суть принципа заключается в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. использовать их в жизни. Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных, программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового. 5. Воспитывающая и развивающая направленность обучения Суть принципа: воспитывающая направленность обучения заключается в формировании у учеников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Развивающий характер обучения заключается в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. 6. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков Принцип прочности основан на запоминании, сохранении и воспроизведении и требует того, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные ЗУН.
7. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении Данный принцип является одним из наиболее значимых принципов в специальной школе. Суть принципа индивидуального подхода заключается в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Если учеников можно разделить на группы по типическим особенностям, (слабоуспевающих, среднеуспевающих и хорошоуспевающих), то в этом реализуется принцип дифференцированного подхода. Эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении. 8. Принцип связи обучения с жизнью Суть данного принципа заключается в том, что обучение должно быть направленно на формирование у учеников умения применять полученные знания на практике. Реализация этого принципа заключается в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной связи с окружающей действительностью, с жизнью. 4. Номенклатура специальных принципов обучения 4. 1. Номенклатура специальных принципов обучения специальной педагогики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|