II. «Труд» в специальном образовании
II. «Труд» в специальном образовании В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Э. Сеген), в других – как средство активизации учебной деятельности (Ж. Демор). Русский дефектолог В. П. Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности. Труд — чрезвычайно значимая составная часть системы работы специального образования, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к трудовой деятельности. Основы трудового воспитания для детей с ограниченными возможностями были заложены в тридцатые годы Л. С. Выготским, который впервые указал на взаимосвязь между практической деятельностью и интеллектом. Многое для развития трудового обучения в системе специального обучения сделал А. Н. Граборов. Он считал, что труд школьников с нарушением интеллекта способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. Мачихина В. Ф. ( Валентина Федоровна) указывает на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому школа должна ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме. Особо останавливается Мачихина В. Ф. на разработке внеклассной воспитательной работы в школах для детей с нарушениями в развитии. По ее мнению, для учащихся можно организовать кружки выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой. Особо популярными у таких детей являются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Необходимо предусмотреть кружки по домоводству и кулинарии. Таким образом, Мачихина В. Ф. указывает на коррекционное значение ручного труда не только на уроках труда, но и в процессе внеклассной работы.
В работах многих ученых (Б. И. Пинского (Борис Израелевич), Г. И. Дульнева (Геннадий Николаевич), Е. А. Ковалева (Евгения Алексеевна)) отмечается, что труд - это важнейшее средство воспитания, начиная еще с дошкольного возраста; в процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Подготовка к труду является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. III. Цель и задачи трудового воспитания Цель трудового обучения – организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к школьному и трудовому обучению, социальной адаптации в обществе. (научить доступной профессии + трудиться и уважать чужой труд).
Задачи: 2)формирование трудовых навыков; 3) формирование отношений в коллективе, определение своего места в коллективе и готовности взаимодействовать. Основная задача трудового воспитания – воспитание самостоятельности. С ней тесно связаны и другие задачи: воспитание положительного отношения к труду, выполнение детьми несложных трудовых поручений (что-то принести, поднять, собрать, разложить), т. е. формирование предпосылок трудовой деятельности. Трудовое обучение и трудовое воспитание в специальной школе представляет собой единую систему. Уроки труда в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как один из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей.
Труд имеет большое корригирующее значение, так как в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия об окружающем мире, обогащается чувственный опыт. Ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их - все это способствует развитию мышления и речи. IV. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе В специальной школе приоритет отдаётся трудовому обучению потому, что: 1) у ребенка с интеллектуальной недостаточностью наиболее сохранно наглядно – действенное мышление; 2) в структуре деятельности при недоразвитии интеллекта тоже есть сохранные моменты (Д.: мотив -> целеполагание -> содержательный компонент -> операционный компонент -> контрольно – регуляционный̆ + стимуляция) 3) операционный компонент деятельности наиболее сохранен у УО, т. е. ребенок без мотива готов выполнить действие, если оно предлагается ему. 4) деятельность выполняет познавательную функцию и носит преобразующий характер (у УО детей наиболее сохранна преобразующая функция) Психологическая подготовка к труду — это целостная система работы с уч-ся, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта. Практическая подготовка к труду — это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении ими одной из профессий.
Трудовое воспитание представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, которые осуществляются в образовательном учреждении с целью формирования у школьников с интеллектуальной недостаточностью психологической и практической готовности к овладению разными видами труда. Реализация системы трудового воспитания обусловлена рядом принципов. К таким принципам коррекционной направленности производственного и трудового обучения относятся: 1. Дифференцированное образование мотивов трудовой деятельности. Этот принцип подразумевает педагогически целесообразное, доступное осознанию учащихся с нарушением интеллекта, объяснение необходимости трудовой деятельности, исходя из потребностей общества или отдельного индивидуума.
2. Планирование трудовой деятельности на основе относительно стабильных образцов. Детям с интеллектуальной недостаточностью следует прививать определенные образцы с ориентацией на их активное сознательное усвоение. Сначала это обеспечивает внешнюю структуру деятельности (протекание), а при педагогически правильном использовании — переход во внутренний (умственный) план. В дальнейшем это будет иметь большое значение при овладении профессиональными и прочими практическими умениями, необходимыми на производстве. Механическое заучивание нецелесообразно, так как его следствием является ограниченная готовность применения навыков в иной ситуации. 3. Комментирование деятельности. Решающее значение для сознательной трудовой деятельности имеет ее речевое сопровождение. Оно предотвращает переход к механическим манипуляциям, побуждает к правильному отражению связей между отдельными действиями и операциями. Учащиеся затрудняются словесно выразить временную последовательность отдельных действий, так как слово само по себе уже организация деятельности. Элементарнейшей формой является сопровождающая речь, когда каждый этап сложного действия тотчас же находит речевую фиксацию. Значительно усложняется решение вербальной задачи при итоговом комментировании, представленном в форме сообщения. Во избежание тормозящего воздействия на внутреннюю речевую регуляцию следует отказаться от комментирования в развернутой форме. 4. Расчленение комплексных задач с учетом индивидуальных показателей умственной недостаточности. Использование метода разделения трудовых заданий при выполнении комплексной задачи с учетом индивидуальных возможностей учащихся обеспечивает условия для возникновения положительных эмоций: переживания успеха, чувства удовлетворения. Необходимо и привитие навыков коллективной деятельности. Следует постоянно учитывать потенциальные возможности развития учащихся со слабой успеваемостью. Их нельзя привлекать исключительно к вспомогательным действиям, каждая следующая ступень их развития должна ставить перед ними всевозрастающие требования.
5. Систематическое развитие навыков самоконтроля. Следует уделять большое внимание систематическому развитию навыков самооценки и контроля. Значение способности сравнивать результаты деятельности (рабочий результат) и план деятельности (рабочее значение, эскиз, количественные и качественные параметры) не замыкается узкими, частыми функциями контроля. Умение сопоставлять реальный результат с заданным образцом служит необходимой предпосылкой для социальной интеграции в рабочем коллективе. Система трудового воспитания учащихся коррекционной школы реализуется в процессе обучения самообслуживанию, ручному, хозяйственно-бытовому и общественно-полезному труду, производственному обучению. Анализ всех этих видов трудовой деятельности показывает, что, начиная с обучения элементарным навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, ребенок с умственной отсталостью приобретает необходимые знания и представления, которые на более позднем этапе влияют на успешность его обучения производственной деятельностью и профессиональное самоопределение. Таким образом, система трудового воспитания представляет собой поэтапную, последовательную структуру, в которой успешность прохождения каждого этапа влияет на успешность прохождения этапа последующего. Два вида подготовки к труду: Психологическая подготовка к труду - это целостная система работы с уч-ся, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта. Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении ими 1 из профессий. Все виды трудовой деятельности школьника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между учащимися трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.
4 основных вида трудового обучения: · самообслуживание, · хозяйственно – бытовой труд, · общественно – полезный (труд по уходу за растениями и животными), · производительный труд.
Система трудового обучения включает: 1-3 класс – ручной труд (знакомим с методами работы с ручными материалами, инструментами, с природным материалом), Система трудового воспитания для детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР организуется практически одинаково, есть небольшие различия в организации из-за особенностей оснащения учебных заведений. Детские сады для детей с отклонениями в развитии, как правило, обустроены, хоть и не полностью, особым оборудованием, адаптированным для проведения коррекционно-воспитательной работы, в том числе трудового воспитания. В школах для детей с нарушением интеллекта и школах-интернатах предусмотрены учебные мастерские: швейные, столярные и др., где у учащихся проходят уроки, направленные на формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации. Также учащиеся старших классов проходят трудовую практику на предприятиях, близко расположенных от школы, выполняя посильные виды работ. При некоторых школах организуются производственные цеха, в которых работают выпускники. Эта инициатива обусловлена сложностью их трудоустройства. В общеобразовательных школах для нормально развивающихся детей, где зачастую обучаются дети с ЗПР, нет различных мастерских, но есть кабинеты труда, оборудованные для различных видов ручного труда. Для создания сбалансированной и эффективной системы трудового воспитания необходимы усилия со стороны педагога, которые заключаются в: учебных занятиях в мастерских, уроки СБО, организации технических кружков, выполнения трудовых поручений по классу, спальне, столовой, проведении бесед о труде, утренников, праздников, посвященных труду и экскурсий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|