3.Содержание образования детей с умеренной и тяжелой УО
3. Содержание образования детей с умеренной и тяжелой УО Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи: 1. Подготовка ребенка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения. 3. Формирование умения выполнять задание. 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части: I – обязательная часть, включает: • шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; • коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителем-дефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: • коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; • внеурочные мероприятия. Необходимым условием реализации образовательных программ является составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР). СИПР разрабатывается на основе комплексной диагностики ребенка, оценки социально-бытовых и семейных условий его проживания.
ВОПРОС 12. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ План ответа: 1. Понятие «содержание образования» 2. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования детей с ЗПР: · Примерная АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР · Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1. Понятие «содержание образования» Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание образования (обучения, учебного процесса) — это конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколение. (И. П. Подласый) В специальной педагогике содержание образования – это система знаний, умений и навыков, формирование которой способствует эффективной социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. К категории детей с интеллектуальной недостаточностью относятся дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети. Задержка психического развития (ЗПР)– особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Образовательная программа – согласно закону об образовании комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ, форм аттестации, которые предоставленные в виде учебного плана, календарно-учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Коррекционно-образовательная программа – обычно понимаю систему задач (к, р, в) рассчитанную на определенный период обучения или формирование и получение расчетных эффектов, которые могут быть оценены по критериям динамики З и У, развития отдельных психических процессов (познавательных и регуляторных) или по позитивной динамике нарушенных процессов, включая позит … личностных качеств. 2. Документы, регламентирующие содержание образования детей с ЗПР Примерная АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы: • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР; • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; • программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов АООП и включает: • учебный план; • систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями ФГОС. Организация может создавать два варианта АООП обучающихся с ЗПР–варианты 7. 1 и7. 2. Вариант 7. 1 Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. У данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. У обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО. Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация. На коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. Общий результат освоения АООП – полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения АООП соответствуют ФГОС НОО. Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Вариант 7. 2 Обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки: 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Коррекционная направленность всего образовательного процесса. Для обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР. Программа формирования универсальных учебных конкретизирует требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к личностным и метапредметным результатам освоения АООП, и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП и программы формирования универсальных учебных действий. В содержательном разделе приводится основное содержание обязательных учебных предметов (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке), курсов коррекционно-развивающей области. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)», «Ритмика». Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с ЗПР
Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Разработана в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с УО. Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с УО. Обучающийся с УО получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с УО и включает следующие программы: - программу формирования базовых учебных действий; - программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; - программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с УО; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу внеурочной деятельности; - программу коррекционной работы с обучающимися с легкой УО (вариант 1); - программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР (вариант 2). Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации АООП и включает: - учебный план; - систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Вариант 1 – АООП обучающихся с легкой УО Сроки реализации АООП составляет 9-13 лет. Этапы реализации: I этап ― (дополнительный первый класс) 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы; III этап ― 10-12 классы. Освоение АООП предполагает достижение личностных и предметных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой УО не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. АООП определяет минимальный и достаточный уровни овладения предметными результатами на каждом этапе обучения. Формирование базовых учебных действий обеспечивает овладение содержанием образования. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Основная цель программы формирования БУД состоит в формироваии основ учебной деятельности учащихся с легкой УО, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Программы учебных предметов
Программы коррекционных курсов - логопедические занятия - психокоррекционные занятия - ритмика Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Вариант II – АООП обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой УО, ТМНР Цель образования по данному варианту АООП – развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Итог образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР – нормализация его жизни. Обязательно разрабатывается СИПР. Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Программа формирования БУД у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП. Программы учебных предметов - речь и альтернативная коммуникация - математические представления - окружающий природный мир - человек - домоводство - окружающий социальный мир - музыка и движение - изобразительная деятельность - адаптивная физкультура - профильный труд Программы коррекционных курсов - сенсорное развитие - предметно-практические действия - двигательное развитие - альтернативная и дополнительная коммуникация -коррекционно-развивающие занятия
Примерный учебный включает две части: I – обязательная часть, включает: - шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; - коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: - коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; - внеурочные мероприятия. Учебный план для варианта II рассчитан на 13-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 12 классы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|