Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.




2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.

2. 1. Методы формирования сознания личности

Основная функция данной группы методов – способствовать усвоению детьми знаний о правилах и нормах поведения. При использовании данной группы методов на первый план выступают словесные воздействия воспитателя на воспитанников.

К данной группе методов относятся рассказ, беседа, метод примера, используются в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко используется в процессе воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.

Требования к рассказу:

· логичность,

· последовательность и доказательность изложения;

· четкость, образность, эмоциональность;

· учет возрастных и психологических особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Рассказ вызывает положительные нравственные чувства (сопереживание, гордость, радость, сочувствие и т. д. ) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа. Кроме того, рассказ раскрывает содержание нравственных понятий и норм поведения и вызывает стремление подражать положительному примеру.

Беседа как метод воспитания, в основе которого лежит диалог (полилог) учителя и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Требует некой наглядности, т. е. показать то, о чём рассказываем (учим, нравственные и моральные качества объясняем).

При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

Требования к беседе:

· содержание беседы должно быть интересным для детей, близким их опыту;

· соответствие темы и содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;

· четкая, продуманная система вопросов, наличие наводящих, уточняющих вопросов;

· детям должна быть предоставлена возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свое мнение;

· не осуждать, а исправлять неправильные мнения и суждения детей;

· обязательно подведение итогов беседы, формулировка выводов.

2. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Приучение создание условий, при которых школьник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей.

Требования к приучению:

- Оно невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено.

- Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле.

- Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы.

- Важно организовать самоконтроль учащихся.

- Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.

 

Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.

Метод приучения тесно связан с методом упражнения формирование навыков и привычек нравственного поведения путем многократного повторения поступков, действий и т. д. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой.

В воспитательном процессе используются три типа упражнений:

1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия).

2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени.

3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т. д. )

Эффективность и результативность упражнений зависит от уяснения детьми целей и задач предлагаемой деятельности; знания правил выполнения отдельных действий; обеспечения перехода в процессе упражнений от простейших действий к более сложным.

Могут использоваться разные варианты упражнений.

1. Моделирование микроситуации. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо только неречевых средств выразительности и может иметь большое количество вариантов. Указывается на внешние проявления того или иного чувства, состояние человека (какие признаки указывают, что человеку стыдно, грустно и т. д. ), какие интонации - способность к правильному восприятию окружающих. Несколько разных вариантов - обогащение нравственного опыта детей. Затем вместе выбирают наилучшее решение, отмечая, чем оно лучше других.

2. Проблемные ситуации с заданным сюжетом. Дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

3. Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Предлагается придумать, чем могла бы закончиться предлагаемая ситуация и разыграть ее.

4. Моделирование ситуаций по заданной теме. Предполагается самостоятельная работа детей, которые сами придумывают ситуацию, соответствующую названию темы.

После того, как школьники покажут свои решения ситуаций, необходимо организовать их обсуждение - беседа о ситуации вообще и способах ее решения. Разыгранная сцена может обсуждаться как фильм или спектакль, по поводу которого зрители выражают свое мнение.

Коррекционная ценность методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности состоит в том, что затруднение учащихся с интеллектуальной недостаточностью строить свои действия и поступки по словесному предписанию компенсируется путем включения учащихся в специально организованную деятельность, побуждающую их действовать также как и по словесной инструкции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...