Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 17. Основные направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью




План ответа:

1. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике (варианты отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР и у. о. )

2. Вариативность межличностных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные)

3. Основные направления помощи

4. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу)

I. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике (варианты отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР и УО. )

 

Семья –это конкретно историческая система отношений между супругами, родителями идетьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой диктуется потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семью рассматривают как малую социальную группу, как институт первичной социализации, как социальную систему. Семья может реализовать воспитательную функцию, обеспечить условия для формирования личности ребенка, путем включения в систему социальных отношений, организацией разнообразных видов деятельности. Цель современной семьи заключается в создании условий для личностного роста и самореализации всех её членов и семьи в целом.

II. Вариативность межличностных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные)

Семьи с детьми с и. н. часто относятся к проблемным семьям. В таких семьях часто нарушенпроцесс воспитания. Воспитательный потенциал ослаблен в силу следующих причин: - переживаний родителями эмоционального стресса, - трудности принятия, - дисгармоничные типы воспитания, - низкая культура, низкая ответственность, - большое количество неблагоприятных семей. Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР: неполными (без отца), родители-алкоголики, семьи со сложившимися дисгармоничными отношениями, со стороны родителей отмечается безнадзорность, безразличное отношение к успехам ребенка в школе.

 

В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания:

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, жалея ребенка, сами ограничиваютвозможности его развития.

Противоречивое воспитание. Разногласия членов семьи в использовании воспитательныхсредств. При таком воспитании не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, ребенок обучается " лавировать" между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянномуперенапряжению ребенка. Родители возлагают на него такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку трудно справиться.

Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые самиимеют высокий социальный статус. Родители, использующие такую модель, переоценивают возможности своего ребенка.

" Культ болезни". Если в семье отношение к ребенку как к больному, то у ребенка формируетсямнительность, страх перед любым недугом, представление о себе как о слабом, неспособном к достижениям человеке.

Модель " симбиоз": родители полностью растворяются в проблемах ребенка.


Модель " маленький неудачник". Родители приписывают своему ребенку социальнуюнесостоятельность, испытывают чувство досады и стыда из-за того, что он неуспешный и неумелый, уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни

 

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусомили в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен.

 

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но

 

и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией самого себя с дефектом ребенка.

 

В основе семейных конфликтов, т. е. дисгармоничного взаимодействия, лежит неадекватность восприятия, незрелые отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите, опеке. Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. Так же семьи, воспитывающие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеют недостаток специальных знаний в воспитании.

III. Основные направления помощи

 

Помощь родителям оказывается в институтах раннего вмешательства, специальных образовательных организациях (школах и садах), в ПМПК, реабилитационных центрах, в родительских ассоциациях.

 

Психолого-педагогическая помощь –это комплекс коррекционных мероприятий, адресованных родителям и детям с проблемами в развитии, с целью формирования гармоничных отношений родителей с детьми, способствующих полноценному развитию ребенка и самореализации родителей. Включает в себя помощь в реализации воспитания детей и разрешении проблем, возникающих у родителей.

 

Направления в работе с родителями:

 

1. психолого-педагогическое просвещение родителей,

 

2. включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс,

 

3. психологическая помощь детям.

 

Основные направления в работе специалистов с семьей:

 

1. Гармонизация семейных взаимоотношений.

 

2. Коррекция психологического состояния матери.

 

3. Коррекция детско-родительских отношений.

 

4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

 

5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

 

6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

 

IV. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу)

По ФГОС образования обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью реализация АООП НОО обеспечивает возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...