Вопрос 13. Сущность, принципы и средства коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью
ВОПРОС 13. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
План ответа: 1. Понятие КВР и его характерные черты 2. Принципы КВР 3. Средства КВР
Проблему коррекционно-воспитательной работы изучали дефектологи: Л. С. Выготский, А. Н. Граборов (Очерки по олигофренопедагогике – здесь он описал КВР в школе, а после КВР была адаптирована под наших детей), В. П. Кащенко и др. Система коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей и ИН представлена в работах А. П. Зарин, Боряева, О. П. Гаврилушкина, Соколова. 1. Понятие КВР в и его характерные черты В современном понимании коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий (средств), направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и (или) физическом развитии детей. Именно она самым существенным образом отличает деятельность общеобразовательных дошкольных учреждений и учреждений, в которых воспитываются дети с проблемами развития. Коррекционно-воспитательную работу характеризуют такие черты как: - целостность, т. к. все проводимые мероприятия адресуются ко всей личности ребенка в целом, а не к отдельным психическим процессам и функциям; - системность, т. к. все мероприятия проводятся в системе, согласованно, планомерно, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время; - комплексность, т. к. все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционные воздействия, как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом;
- связь с социальной средой (предполагает расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы дошкольного учреждения и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок). 2. Принципы коррекционно-воспитательной работы Принцип принятия ребенка Реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развивать его потенциальные возможности – это те условия, которые обеспечивают создание наиболее благоприятной для развития ребенка атмосферы. Принцип помощи Специально организованная помощь имеет особо важное значение для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, ведь без нее он не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития. Принцип индивидуального подхода Предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания каждого ребенка. Его реализация обеспечивает возможность достижения ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств и организации процесса воспитания и обучения ребенка в соответствие с его индивидуальными возможностями. Принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий Дети с проблемами в развитии, в частности, интеллектуальном, очень часто страдают разнообразными соматическими и психическими заболеваниями, дисфункциями нервной системы, которые требуют систематической, организованной медицинской помощи. Принцип сотрудничества с семьей Семья, в которой воспитывается ребенок с проблемами в развитии, особенно с выраженными, встречается с большими материальными, эмоциональными и моральными нагрузками. Создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, единство требований, предъявляемых ребенку со стороны дошкольного учреждения и семьи, безусловно, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.
3. Средства КВР К средствам коррекционно-воспитательной работы относятся лечебно-оздоровительные и психолого- педагогические работы. Лечебно-оздоровительная работа включает в себя: а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр. ); б) лечение (медикаментозное лечение, фитотерапия, физиотерапия); в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание и др. ). К психолого-педагогическим средствам коррекционно-воспитательной работы относятся: а) охранительный педагогический режим; б) игра и другие виды детской деятельности (предметная, конструктивная, лепка, рисование, аппликация); в) средства, придающие своеобразие процессу обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, сниженный темп обучения, повторность в обучении, структурная простота содержания. ) г) психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении. Условия, обеспечивающие возможность организации щадящего режима для детей с проблемами развития: 1) Относительно небольшая наполняемость групп, в которых воспитываются дети (10-12 человек у нас, а в норме 20 человек, если выраженные нарушения – 5 человек) 2) Наличие большого количества специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели (дефектолог, воспитатели (2), психолог, логопед, медицинский работник, муз. руководитель, физ воспитание) 3) Наличие в учреждении соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы 4) Наличие развивающей среды в дошкольном учреждении, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|