Вопрос 14. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система
ВОПРОС 14. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА План ответа: 4. Подходы к определению понятия «воспитание». 5. Цель и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью 6. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания. 7. Методы воспитания детей с ин 8. Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Авторы: Выготский Л. С., Коменский Я. А., Назарова Н. М, Рубинштейн С. Я., Бгажнокова И. М., Граборов А. Н., Эдуарт Сеген, Песталоцци И. Г., Жан-Жак Руссо 1. Подходы к определению понятия «воспитание». Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В. С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью. Т. о. существует два подхода к определению процесса воспитания. В основе первого подхода – взгляд на ребенка как на объект воспитательного воздействия. Важнейшими факторами развития ребенка признаются внешние воздействия, формирующие личность. Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
В основе второго подхода – взгляд на ребенка как на субъект воспитательного воздействия. В данном случае признается способность и право ребенка на саморазвитие, приоритетность субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе. Воспитание – активная деятельность человека по саморазвитию. Воспитание как процесс, имеет жёсткую заданную структуру: цель (идеальный рез-т) -> задачи (определяют содержание деятельности) -> содержание (принципы, методы, формы организации, т. е. инструментарий) -> результат (реально достигнутая цель). · Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Основным результатом воспитания является формирование поведения. (его произвольности) Цель воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. (социальная адаптация – приспособление к меняющимся условиям социальной среды) Цель В: социальная адаптация (выработка у ребенка механизмов приспособления к условиям меняющейся действительности) По А. Фромм – выработка стереотипов реагирования на станд. хизн. ситуации. Процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным. Цель воспитания реализуется в ходе решения ряда задач, которые определяют содержание работы: 1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. 2. Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни, труду (социально-бытовая адаптация). 3. Формирование механизмов регуляции поведения в меняющихся условиях среды и в разных видах деятельности.
4. Формирование умения жить и работать в коллективе. 5. Воспитание у ребенка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками. Основными направлениями воспитательной работы являются: 1) трудовое 2) нравственное 3) физическое 4) интеллектуальное 5) эстетическое 6) экологическое Трудовое воспитание приоритетно в специальной школе. Основными направлениями воспитательной работы являются: - формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищенности; - создание условий для нормального физического развития и укрепления здоровья; - формирование у учащихся чувства прекрасного и на этой основе развитие эстетических вкусов, взглядов, чувства красоты; - развитие творческих возможностей, умений общаться и быть «признанным» как личность; - расширение и обогащение личного кругозора, развитие умственных способностей. Все задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей.
В качестве средств реализации воспитания выступают принципы, методы, формы.
· Принципы воспитания детей с ИН Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но + коррекционные принципы воспитания. Общепедагогические принципы воспитания. 1. Принцип общественной направленности воспитания предполагает направление деятельности педагога на решение задач воспитания в соответствии со стратегией воспитания, а также формирование социально необходимого типа личности. 2. Принцип гуманизации воспитания предполагает уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему, построение отношений педагога и учащихся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности.
3. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. 4. Деятельностный подход как принцип воспитания. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. 5. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности указывает на то, что случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью наносит вред делу воспитания. 6. Принцип комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса предполагает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учета всех факторов и сторон воспитательного процесса. 7. Принцип воспитания в коллективе и через коллективное взаимодействие предполагает воздействие на личность ребенка через коллективные отношения и деятельность, а также через общение. 8. Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. В качестве специальных можно выделить следующие принципы: 1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.
В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуальную и групповую, последняя предполагает создание таких условий, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включиться в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива. Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет активнейшим образом влиять на его личностные проявления. 2. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор самого действия, практические навыки переходят в интеллектуальные действия. Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями». 3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся, воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение. 4. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы. Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|