Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 14. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система




ВОПРОС 14. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

План ответа:

4. Подходы к определению понятия «воспитание».

5. Цель и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

6. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.

7. Методы воспитания детей с ин

8. Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Авторы: Выготский Л. С., Коменский Я. А., Назарова Н. М, Рубинштейн С. Я., Бгажнокова И. М., Граборов А. Н., Эдуарт Сеген, Песталоцци И. Г., Жан-Жак Руссо

1. Подходы к определению понятия «воспитание».

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим.

б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В. С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью.

Т. о. существует два подхода к определению процесса воспитания.

В основе первого подхода – взгляд на ребенка как на объект воспитательного воздействия. Важнейшими факторами развития ребенка признаются внешние воздействия, формирующие личность.

Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие

личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

В основе второго подхода – взгляд на ребенка как на субъект воспитательного воздействия. В данном случае признается способность и право ребенка на саморазвитие, приоритетность субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе. Воспитание – активная деятельность

человека по саморазвитию.

Воспитание как процесс, имеет жёсткую заданную структуру: цель (идеальный рез-т) -> задачи (определяют содержание деятельности) -> содержание (принципы, методы, формы организации, т. е. инструментарий) -> результат (реально достигнутая цель).

· Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Основным результатом воспитания является формирование поведения. (его произвольности)

Цель воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. (социальная адаптация – приспособление к меняющимся условиям социальной среды)

Цель В: социальная адаптация (выработка у ребенка механизмов приспособления к условиям меняющейся действительности)

По А. Фромм – выработка стереотипов реагирования на станд. хизн. ситуации.

Процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.

Цель воспитания реализуется в ходе решения ряда задач, которые определяют содержание работы:

1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

2. Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни, труду (социально-бытовая адаптация).

3. Формирование механизмов регуляции поведения в меняющихся условиях среды и в разных видах деятельности.

4. Формирование умения жить и работать в коллективе.

5. Воспитание у ребенка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

1) трудовое 2) нравственное 3) физическое 4) интеллектуальное 5) эстетическое 6) экологическое

Трудовое воспитание приоритетно в специальной школе.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

- формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищенности;

- создание условий для нормального физического развития и укрепления здоровья;

- формирование у учащихся чувства прекрасного и на этой основе развитие эстетических вкусов, взглядов, чувства красоты;

- развитие творческих возможностей, умений общаться и быть «признанным» как личность;

- расширение и обогащение личного кругозора, развитие умственных способностей.

Все задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей.

 

В качестве средств реализации воспитания выступают принципы, методы, формы.

 

· Принципы воспитания детей с ИН

Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но + коррекционные принципы воспитания.

Общепедагогические принципы воспитания.

1. Принцип общественной направленности воспитания предполагает направление деятельности педагога на решение задач воспитания в соответствии со стратегией воспитания, а также формирование социально необходимого типа личности.

2. Принцип гуманизации воспитания предполагает уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему, построение отношений педагога и учащихся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности.

3. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

4. Деятельностный подход как принцип воспитания. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития.

5. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности указывает на то, что случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью наносит вред делу воспитания.

6. Принцип комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса предполагает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учета всех факторов и сторон воспитательного процесса.

7. Принцип воспитания в коллективе и через коллективное взаимодействие предполагает воздействие на личность ребенка через коллективные отношения и деятельность, а также через общение.

8. Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

В качестве специальных можно выделить следующие принципы:

1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостат­ков психофизического развития и на этой основе создание усло­вий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.

В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуаль­ную и групповую, последняя предполагает создание таких усло­вий, в которых подросток с недостатками в развитии может про­явить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно вклю­читься в деятельность временно созданного или постоянно дей­ствующего коллектива.

Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет актив­нейшим образом влиять на его личностные проявления.

2. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда созда­ются благоприятные условия для коррекции и развития сенсор­ных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и ра­зумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор са­мого действия, практические навыки переходят в интеллектуаль­ные действия.

Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприя­тиями».

3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в про­цессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав уча­щихся, воспитанников по своим психофизическим данным не­однороден. Один ученик включается в любое воспитательное воз­действие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение.

4. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые по­могают ребенку осознать как свои положительные черты характе­ра, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, не­обходимо довести до его сознания их правильность и целесооб­разность, указать пути устранения отклонений от нормы.

Практическая реализация всех перечисленных выше принци­пов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспита­нию в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...