4. Методы воспитания детей с ин
4. Методы воспитания детей с ин Метод - это способ достижения цели или решения определенного класса задач. Под методом воспитания подразумеваются способ выработки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью механизмов своей активности в определенной, конкретной ситуации. По Бабанскому: I) Методы формирования сознания (не играют доминирующей роли): 1) беседа (исп. слово для воздействия на сознание), но она требует некой наглядности, т. е. показать то, о чём рассказываем (учим, нравственные и моральные качества объясняем), 2) формулирование требования, убеждения, внушения (суггестия). В порядке уменьшения эффективности, Методы Формирования Сознания могут быть расположены следующим образом: внушение, требование, убеждение, беседа, рассказ; II) Методы формирования поведения и деятельности – лидирующая группа методов в нашем случае: 1) демонстрация личного примера, 2) показ образца выполнения поведенческого действия, поведенческого акта, 3) методы драматизации (создание ситуации, требующей разрешения через определенные поведенческие акты), 4) методы накопления позитивного опыта решения поведенческой ситуации; III) Методы стимуляции формирования поведения, деятельности и сознания: 1) методы поощрения; 2) наказания; 3) межличностная состязательность, соревнования (самый эффективный метод, противопоставление своих возможностей другим); Запрет на наказание! (разрешены, если чьей-то жизни грозит опасность) Методы формирования сознания не играют доминирующей роли в специальной школе. Самая востребованная группа методов в коррекционной школе – формирования поведения и деятельности: внушение, требование, убеждение самые эффективные.
Методы для эффективности необходимо использовать в комплексе, а не по одиночке. Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, воспитание носит системный х-р и можно выделить специфику его подсистем: - специфичная цель воспитания – приоритет – социальная адаптация, понимаемая как формирование стереотипов поведения при разрешении опр ситуации - специфика задач (содержания) в приоритетном трудовом воспитании и нравственном - среди средств организации воспитания специфично то, что в принципах В доминируют пр: коррекционной направленности, активности и сознательности, наглядности; - в методах В: - доминирует использование методов формирования поведения и деятельности; - в методах формирования сознания предпочтение отдается методам прямого воздействия (внушение, требование, убеждение); - из методов стимуляции доминируют: поощрение + жёсткий запрет на использование наказания - рез-т всегда имеет названные 4 недостатка.
Таким образом, процесс воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обладает следующими характеристиками: - это процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленных целей; - это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный характер; - отличается динамичностью, вариативностью, отдаленностью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия; - процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; - процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь), в системе коррекционной школы выделяется еще комбинированная связь — от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. Чем больше будет информации у воспитателя, причем объективной, тем прочнее будут связи, тем легче будет происходить выбор воспитательного воздействия.
ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ План ответа: 1. Определение метода воспитания. 2. Классификация методов воспитания.
3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания. 1. Определение метода воспитания. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В. С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью. Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирования уровня воспитанности, а также способ педагогического управления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологической) (Мозговой В. М., 2006 г., стр. 106). Общепринятой является классификация методов воспитания, предложенная Ю. К. Бабанским: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самоконтроля и самооценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|