3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания. 1. Цель и задачи воспитательного процесса. 2. Возрастные особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью (уровень развития психической сферы и нравственных качеств и т. д. ) 3. Уровень сформированности коллектива школьников. 4. Индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка. 5. Уровень педагогической квалификации воспитателя. 6. Ожидаемый результат воспитания.
Общим принципом выбора методов воспитания является гуманный подход к ребенку.
ВОПРОС 16. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ План ответа: 1. Определение физического развития 2. Особенности физического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 3. Характеристика медико-педагогической поддержки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении
1. Определение физического развития
Физическое развитие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
2. Особенности физического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в: - ослабленности организма, - нарушениях соматики,
- большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, - общем физическом недоразвитии (вес, рост), - нарушении развития статики и локомоции (переместительные движения), основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др.
У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у детей наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.
Большинство детей с нарушениями интеллекта не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений. Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.
4. Характеристика медико-педагогической поддержки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении
В системе комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются два самым тесным образом связанные друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи. Медицинская помощь ребенку создает благоприятные условия для успешного проведения всех направлений коррекционно-развивающей работы (физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития).
Педагогический аспект комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья является ведущим в образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация в детском саду охранительного педагогического режима. Однако самым действенным средством совершенствования двигательной сферы и развития всех органов и систем организма ребенка является целенаправленная работа по физическому воспитанию детей, которая строится на комплексной основе. Опыт работы детского сада показывает, что наиболее благоприятными условиями ее успешности являются: - создание особого психологического климата в детском саду, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности его психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т. п.; - наличие в детском саду высококвалифицированных специалистов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, музыкальный руководитель и др. ), понимающих приоритетное значение работы по физическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального и интеллектуального развития; - организация системы работы по физическому развитию детей высоко квалификационным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами; - наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием; - оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима; - использование разнообразных форм работы, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников; - четкое планирование всей работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;
- введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей; - активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей; - методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития.
В основе построения всей работы по физическому развитию воспитанников лежит их тщательное обследование в начале каждого учебного года и промежуточный контроль в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. Обследование проводят в тесной взаимосвязи друг с другом инструктор по физическому воспитанию и инструктор лечебной физкультуры, результаты своих наблюдений представляют также воспитатели и учитель-дефектолог. Его результаты позволяют сконструировать программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования вносятся в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами показывают динамику в психофизическом развитии каждого воспитанника за время его пребывания в детском саду. Основной формой работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью традиционно является занятие. Занятия физической культурой создают значительно больше возможностей, чем другие занятия (игрой, трудом, изобразительной деятельностью и др. ), для интеграции детей с выраженными нарушениями в группу детей с более высоким уровнем интеллектуального развития. Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью способствует эмоциональная насыщенность занятий. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|