Вопрос 19. Основные этапы становления специального образования в России
План: 1. 1 этап – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. 2. 2 этап – от призрения к осознанию возможности обучения. 3. 3 этап – от осознания возможности обучения к осознанию необходимости обучения. 4. 4 этап – от обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования. 5. 5 этап – от изоляции к интеграции. Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Причиной перехода т одного этапа к другому является изменение качества жизни общества. Изучением истории специального образования и выделением основных этапов его становления занимались такие учёные, как Хананий Самсонович Замский и Николай Николаевич Малафеев. Ими были разработаны разные классификации этапов становления специального образования, однако мы остановимся на классификации Н. Н. Малафеева, так как считаем её наиболее полно раскрывающей данный вопрос. 1. от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов IX - VIII вв. до н. э. - XII в. Киевская Русь в Х—XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности. Князь Владимир обязал церковь заниматься призрением инвалидов (996), а его современник, преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где оказывалась помощь калекам и глухонемым. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.
Отечественное законодательство практически до ХVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в развитии. В 1677 году Федором Алексеевичем был издан указ, который должен был регулировать меры общественного призрения. Этот указ запрещал нищим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. В результате этого указа в России в дополнение к тем убежищам для убогих, что имелись при монастырях, стали открываться первые учреждения общественного призрения — богадельни. 2. От призрения к осознанию возможности обучения XII в. - 70-80 гг. XVIII в Принципиальное изменение государственной политики в отношении калек и убогих заложили многочисленные указы Петра I об искоренении нищенства и запрете подаяния, указы об открытии в губернских городах госпиталей, богаделен и сиротских и воспитательных домов, о запрете умерщвления незаконнорожденных младенцев Важной особенностью периода является постепенный последовательный рост числа лиц, вовлеченных в деятельное милосердие и благотворительность. Если на рубеже ХII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (конец XVII начало XVIII столетия. ) церковная и светская благотворительность имела большое число сторонников. Российская империя, войдя во второй период четырьмя веками позже своих западноевропейских соседей, формально завершила его в сопоставимые сроки – первые училища для глухих и слепых детей, финансируемые из государственной казны, появились в отечестве в начале XIX столетия. По этому показателю Россия вошла в группу лидеров, опередив большинство стран Центральной и Южной Европы. Так, первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны. В 1807 году французским тифлистом Валентином Гаюи, по инициативе Александра I, была открыта первая школа для слепых.
3. от осознания возможности к осознанию необходимости обучения (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в. ) Согласно периодизации третий этап отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии продолжается с конца XVIII в. до начала XXв. Третий этап - это время кардинального изменения отношения общества и государства к " неполноценному меньшинству", становления и утверждения нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, введения всеобщего начального обучения. Поворот в государственной политике и общественном сознании был подготовлен идеями мыслителей эпох Ренессанса и Просвещения, " Декларацией прав человека" (1793). Интенсивное развитие вспомогательных классов и школ для умственно отсталых детей прямо связано с введением закона о всеобщем начальном образовании. Начало ХХ в. это время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с выраженными отклонениями в развитии находились под опекой церковной и светской благотворительности. В России начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). В России развиваются три основных направления помощи детям с отклонениями в развитии: христианско-благотворительное (организационные формы — приют, богадельня, дом призрения), лечебно - педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад, колония). Появляются учебные заведения для слепых. Учреждения для слепых, так же как и заведения для глухих, не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на благотворительные средства. С момента провозглашения в России курса на всеобщее начальное образование (1908) специалисты и попечители требуют от правительства введения обязательного обучения слепых, но в отличие от европейцев не встречают понимания.
Только введение законодательных актов о всеобщем обязательном начальном образовании и всеобщей воинской повинности приводит к неизбежной рефлексии государства и общества на присутствие в нем умственно отсталых детей и взрослых. К 1917г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. Во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, лечебно воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Итак, к началу ХХ в. в России возникает значительное число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: глухих, слепых и умственно отсталых. Однако нет оснований считать, что в дореволюционной России был создана и оформлена национальная система специального образования. 4. от обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования (нач. XX в. - 70-е гг. ) Четвертый этап в нашей стране отличается от западного рядом противоречий. Главное противоречие заключалось в том, что советское государство, с первых лет своего существования объявившее заботу дефективных детях приоритетной, взявшей курс на всеобщее начальное образование, в то же время долго не заботилось о расширении сети специальных учреждений, более того, сдерживало его. Принципиальным отличием специального образования в СССР являлся его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространило на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. Провозгласив обязательное образование по единому государственному стандарту и не введя специализированного стандарта для учащихся с отклонениями в развитии, государство установило для всех без исключения детей школьного возраста единый образовательный ценз. В СССР число видов специальных школ возрастает в нашей стране до 8, число типов специального обучения достигает 15. Создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения. Открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и вузах. Система специального образования интенсивно развивается и дифференцируется.
Начиная с 50-х гг. система дифференцируется, объединяя уже пять видов специальных школ (для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых), их число быстро растет. Развитие системы, как и во всем мире, происходит по линии дифференциации видов школ, типов обучения. К 1954 г. число учреждений удвоилось, появляются новые типы дошкольных учреждений. Изменения внутренней политики государства, пришедшие на конец 50х — начало 60-гг. незамедлительно привели к быстрому росту сети специальных школ, особенно вспомогательных школ для умственно отсталых детей. На новом витке школьного строительства расширению сети способствовали реформы. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» (1959) ввел обязательное 8-летнее образование. В 1966 г. советская школа перешла на новое содержание образования и на 10-летний срок обучения. По понятным причинам преобразования общеобразовательной школы не могли не отразиться на специальной. Общими для Западной Европы и СССР тенденциями развития системы на данном этапе являются ее структурное совершенствование, Дифференциация, расширение охвата специальным обучением нуждающихся детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|