Словесные методы. Наглядные методы. Практические методы. План ответа. 1. Урок как основная форма обучения
Словесные методы Рассказ- яркое, эмоциональное, монологичное, достоверное, логичное и последовательное изложение событий и явлений. Он непродолжителен по времени ( в начальных классах — 5-7 мин, в старших — до 10 минут в течение урока). По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение. Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Они используются на разных этапах урока. По целям выделяются: вводная беседа, беседа — обсуждение, опрос. К проведению беседы учитель должен тщательно готовится. Она строится на системе последовательных вопросов. Вопросы должны быть доступны для понимания учеников. Важно, чтобы фронтальные вопросы чередовались с индивидуальными. Беседа должна быть короткой ( для вводной беседы — 2-3 мин, для опроса — 5-7 мин) Объяснение – это метод в ходе реализации, которого обязательно используются разные приемы: вербальные, наглядные и практические. Объяснение -это разъяснение закономерностей, свойств изучаемого объекта. Оно должно быть четким, логичным, последовательным, доступным для учеников, эмоционально нейтральным, коротким ( в среднем 5 мин). Объяснение должно подкрепляться примерами.
Наглядные методы Демонстрация — заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем. Наблюдение - процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии).
- иллюстрация должна быть определенных размеров (для фронтальной работы - минимум лист А4, для индивидуальной — минимум четверть листа), - объект демонстрации должен быть виден учащимся со всех сторон; - наглядность должна соответствовать теме урока; -наглядности должно быть достаточно, и она должна вовремя предъявляться и убираться; - следует демонстрировать наглядность последовательно; - важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета. В процессе обучения используют компьютерную технику.
Практические методы Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям: - быть посильными и доступными для учащихся; - быть небольшими по объему и содержанию; - нужно учитывать особенности познавательной деятельности учащихся и степень сформированности у них умений и навыков; - должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности. Лабораторно-практические работы, как метод, направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера. Самостоятельные работы. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы. Различают следующие типы самостоятельные работы: по образцу, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя факторами: - готовностью детей к самостоятельной работе;
- уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной.
Таким образом, метод обучения — это способ решения познавательных задач. В современной общей и специальной педагогике существуют разные классификации методов обучения. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в основном используют традиционную классификацию методов обучения «по источнику знаний». Для эффективности обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать наглядные, практические и словесные методы. При этом такие словесные методы как лекция и дискуссия при обучении данной категории детей не используются.
ВОПРОС 22. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ План ответа 1. Урок как основная форма обучения 2. Типы и структура уроков в специальной школе. 3. Подготовка учителя к уроку.
1. Урок как основная форма обучения Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенном порядке и режиме (Мозговой В. М. ) Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок. В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия урока. ü Урок - система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму взаимодействия учителей и учащихся (Галина Александровна Ильина; М. Н. Скаткин; А. Н. Граборов). ü Урок - система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: содержательным, организационным, смысловым, временным (Ю. К. Бабанский; И. Г. Еременко). ü Урок - динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителей на учащихся (М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Г. М. Дульнев и др. ) Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д. И. Азбукину, А. Н. Граборову, Г. М. Дульневу, И. Г. Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внутреннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности - коррекционные в специальной педагогике.
Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются: · реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и специальных; · отбор содержания; · стабильность времени; · место урока в расписании; · постоянство состава учащихся; · распределение ролей и ролевых установок. Урок в специальной (коррекционной) школе решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную. Общеобразовательная задачапредполагает: ¾ четко определенную дидактическую цель; ¾ наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта; ¾ сочетание разнообразных методов обучения; ¾ соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность. Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся. Воспитательная задачапредлагает: ¾ формирование у учащихся потребности в овладении знаниями; ¾ воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу; ¾ использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала; ¾ формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т. д.; ¾ обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью. Коррекционно-развивающие задачиурока: ¾ комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания; ¾ формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности; ¾ изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»; ¾ изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них; ¾ использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов; ¾ осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|