2. Типы и структура уроков. 3. Подготовка учителя к уроку. . Вопрос 23. Сущность и организация психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в образовательном учреждении
2. Типы и структура уроков Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям: 1) по содержанию и способу проведения (И. Н. Казанцев); 2) по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности; 3) по дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков. В коррекционной педагогике используется классификация в зависимости от этапа усвоения знаний: сообщение новых знаний; закрепление знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка и оценка знаний, умений и навыков; комбинированный урок - на нем учитель решает несколько задач. Под структурой урока понимается внутреннее строение, последовательность реализации отдельных этапов усвоения знаний учеником. Общие структурные элементы урока: 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний). 3. Постановка цели и задачи (задач) урока. 4. Объяснение. 5. Закрепление. 6. Повторение. 7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. 8. Домашнее учебное задание. Структура урока определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущими и подготавливать к изучению последующего материала. Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида продолжается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе). Специальные требования к уроку состоят в следующем: · Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; · Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; · Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
· Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; · Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; · Опора на более развитые способности ребенка; · Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
3. Подготовка учителя к уроку. Подготовка учителя к уроку состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов: диагностики, прогнозирования и планирования (М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Г. М. Дульнев, В. В. Воронкова) — или звеньев(Т. Н. Ильина, И. Г. Еременко): планирования системы уроков и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. В системе общего и специального коррекционного образования определились два вида планирования — тематическое и поурочное. Содержание тематического планирования можно представить следующей таблицей:
Желательно, чтобы в нем нашли отражение все основные составляющие данного вида планирования.
Время урока определяется его структурой, объемом изучаемого материала. Последовательность уроков, их содержание определяются учебной программой по конкретному предмету. Цели и задачи уроков вытекают из общедидактической и коррекционной направленности процесса обучения. Оборудование урока (таблицы, картины, дидактический материал) подбирается с учетом его содержания, предполагаемой методической работы. Тематическое планирование является основой для поурочного планирования, которое представляет собой описание урока с учетом его типа, целей и задач. При отборе материала к уроку учитель должен четко представить, каким количеством терминов, понятий должны овладеть учащиеся; сам владеть учебным материалом; учитывать работоспособность детей; подготовить свое рабочее место, учащихся к учебной деятельности.
ВОПРОС 23. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ План ответа: 1. Сущность психолого-педагогического обследования 2. Условия проведения психолого-педагогического обследования 3. Организация психолого-педагогического обследования в образовательном учреждении 4. Процесс проведения обследования 5. Оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом 6. Процедура обследования 7. Подведение итогов обследования 1. Сущность психолого-педагогического обследования Психолого-педагогическое обследование — это комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. (Загвязинский В. И., Атаханов Р. ) Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.
Глубокое, всестороннее изучение ребенка с проблемами в развитии — необходимое условие оказания ему индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи в образовательном учреждении. В связи с этим проведение комплексного психолого-педагогического обследования детей является одним из важных направлений психолого -педагогического сопровождения ребенка в дошкольном учреждении.
Целью психолого-педагогического обследования является всестороннее изучение каждого ребенка, поступившего в детский сад, выявление уровня его актуального развития и определение «зоны ближайшего развития», на расширение которой ориентирован весь педагогический процесс. Знание особенностей развития каждого ребенка позволяет создать наиболее благоприятные условия для его воспитания и образования, разработать оптимальную программу коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей.
В соответствии с целью определяются задачи психолого-педагогического обследования, включающие выявление: 1) особенностей физического развития ребенка (антропометрические показатели, двигательное развитие); 2) особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы); 3) особенностей владения ребенком доступными ему видами деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, элементарный труд, музыкальная деятельность); 4) осведомленности ребенка, в том числе сформированность знаний о себе и об окружающем мире, элементарных математических представлений; 5) особенностей социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 6) условий воспитания ребенка в семье. 2. Условия проведения психолого-педагогического обследования Основными условиями, которые определяют успешность проведения обследования детей дошкольного возраста с проблемами в развитии, являются:
1) наличие программы проведения психолого-педагогического обследования, 2) готовность специалистов к проведению обследования, 3) оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом. Наличие четкой программы изучения ребенка является обязательным и необходимым условием получения полной картины его развития, которая ложится в основу построения коррекционно-воспитательной работы.
Программа психолого-педагогического обследования тщательно продумывается, предварительно составляется и включает: 1) содержание обследования, которое задается «Картой развития ребенка с проблемами в развитии» либо разрабатывается самостоятельно специалистами образовательной организации; 2) описание форм и условий, методов и материалов для проведения обследования. 3. Организация психолого-педагогического обследования в образовательном учреждении Организация обследования позволяет получить наиболее полные, точные и объективные данные как об имеющихся на момент проведения обследования особенностях, так и о возможностях развития каждого воспитанника. Поскольку личность ребенка не только развивается, но и раскрывается в процессе деятельности, обследование необходимо строить на основе широкого использования диагностических возможностей не только игры как ведущего вида деятельности, но и других видов детской деятельности, которые в дошкольном возрасте очень тесно с игрой связаны. Комплексное обследование каждого ребенка, как уже отмечалось выше, является обязательным элементом психолого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении. Его проведение — необходимое условие успешности всей коррекционно-воспитательной работы в каждой возрастной группе. В течение учебного года обследование приводится три раза: первое — в его начале, второе — в середине, третье — в конце. Первичное обследование в начале учебного года дает возможность построить для каждого ребенка оптимальную индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Проводимое в начале каждого учебного года первичное обследование имеет большое значение для правильного построения всей системы коррекционно-воспитательной работы. Второе — в середине учебного года показывает промежуточные итоги проводимой работы и позволяет вносить уточнения и изменения в реализуемую программу. Заключительное обследование позволяет получить представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе либо наметить общие перспективы дальнейшей работы с ним, либо, если ребенок достиг школьного возраста, дать родителям четкие рекомендации в плане выбора образовательной программы, соответствующей его возможностям.
***Планирование и систематическое проведение обязательных занятий, в процессе которых реализуется программное содержание, начинается только после завершения и подведения итогов психолого-педагогического обследования.
4. Процесс проведения обследования Процесс проведения обследования в дошкольном учреждении представляет собой сложное по структуре, развертывающееся во времени и в пространстве явление, состоящее из совокупности последовательных действий, направленных на получение объективной информации об особенностях развития каждого воспитанника.
К числу таких действий можно отнести: - планирование обследования, - выбор форм и места проведения обследования, - разработку и применение процедуры обследования, - определение форм и способов взаимодействия с другими специалистами, подведение итогов обследования. Процесс обследования детей в дошкольном учреждении не должен превращаться в экзамен. Его цель не в том, чтобы выявить недостатки ребенка, обращая внимание преимущественно на то, чего ребенок не знает и не умеет, а наоборот, увидеть его достоинства, те положительные моменты (иной раз еще крайне слабо проявляющиеся) в его развитии, которые составят основу построения всей коррекционно-воспитательной работы. Потенциальные возможности ребенка наиболее успешно проявляются в интересной, эмоционально насыщенной деятельности, в которой он будет чувствовать себя свободно и непринужденно. Это, несомненно, повышает степень объективности и адекватности информации о его развитии. 5. Оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом Оснащение психолого-педагогического обследования необходимым материалом и оборудованием — важное условие его правильного проведения и получения объективных результатов. В связи с этим каждый специалист, перед которым стоит задача проведения обследования, должен приложить много усилий, чтобы хорошо подготовиться к ее решению. Оснащение процесса обследования в дошкольном учреждении предполагает наличие у педагога:
1)методических рекомендаций и материалов (определяет качество и успешность проведения психолого-педагогического обследования в целом и отдельных диагностических процедур, а также объективность результатов, корректность и правильность их интерпретации);
2)набора диагностических заданий позволяющих решать весь комплекс задач, стоящих перед психолого-педагогическим обследованием. (В качестве диагностических выступают задания определенной направленности, специально разработанные для целей обследования, а также игры и упражнения, рекомендованные к использованию в процессе психолого-педагогического обследования); Диагностический инструментарий соответствует следующим требованиям: - достаточности с точки зрения решения задач психолого-педагогического обследования ребенка и обеспечения возможности проведения обследования детей не только в индивидуальной форме, но и в микрогруппах (2человека); -разнообразия, с тем чтобы, во-первых, обеспечить возможность получить результаты, позволяющие дать оценку по всем параметрам, обозначенным в «Карте развития ребенка»; во-вторых, обеспечить получение адекватных, неслучайных данных о степени сформированности у ребенка какого-то конкретного процесса, функции и др., что является возможным в случае, когда ребенку предлагается выполнить несколько вариантов задания определенного вида; в-третьих, создать условия для изучения определенных процессов и функций в разных ситуациях и видах деятельности; -полифункциональности, т. Е. возможности получать разнообразную информацию о развитии ребенка в процессе выполнения им одного задания (упражнения, игры); соответствия оформления требованиям эстетики и безопасности для жизни и здоровья детей.
3)материала и оборудования для проведения процедур обследования. (также влияет на адекватность результатов психолого-педагогического обследования. Поэтому каждый специалист, принимающий участие в процессе обследования воспитанников дошкольного учреждения, подбирает необходимый материал для решения стоящих перед ним задач. При этом отобранный материал становится сугубо диагностическим и в процессе обучения и воспитания не используется). ***К числу наиболее широко применяемых и известных диагностических заданий относятся: «Коробка форм (почтовый ящик)», «Доска Сегена», «Пирамидка», «Матрешка», «Коробки с крышками», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Классификация по заданному признаку (цвет, форма, величина идр. )», «Последовательные картинки», «Нелепицы» и др. (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др. ). В материально-техническое оснащение процесса обследования входит также предметно-развивающая среда, организованная в групповой комнате. Так, в уголках для разных видов детской деятельности организуется свободная деятельность воспитанников в привычных для них условиях.
6. Процедура обследования В процессе психолого-педагогического обследования каждый специалист выступает в роли исследователя, ибо его процедура предполагает выполнение разнообразных действий исследовательского характера, которые в совокупности позволяют решить поставленные задачи, а именно ознакомиться с историей развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение, раскрыть полную картину его развития, выявить причины испытываемых им трудностей и условия воспитания в семье. Эти действия связаны с использованием эмпирических методов экспериментального исследования, таких как изучение анамнестических данных, наблюдение, естественный психолого-педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности детей, беседа, анкетирование и опрос. При этом ни один из методов в отдельности не является достаточным. Проведение комплексного обследования обеспечивается только их совокупным использованием в соответствии с конкретно обозначенными задачами. 7. Подведение итогов обследования Оформление результатов обследования. Оформление результатов — очень ответственный, сложный и трудоемкий этап в проведении комплексного психолого-педагогического обследования. От него в значительной степени зависит успешность дальнейшей коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком в отдельности и со всей группой воспитанников. После завершения процедур обследования осуществляется первичный анализ и осмысление полученных результатов, а также их оформление в «Карте развития ребенка». «Карту развития» оформляет учитель-дефектолог, который включает в нее данные, полученные не только лично им, но и результаты, предоставленные другими участниками комплексного обследования. Заключительная оценка, которая присваивается по каждому параметру «Карты развития ребенка» является по сути дела результатом проводимой психолого-педагогической экспертизы, в которой участвуют все специалисты, работающие с конкретной группой воспитанников дошкольного учреждения. Каждый из них сначала осуществляет первичный анализ и осмысление полученных результатов, соотносит их с предложенной шкалой оценки, которая представлена в разделе II данного пособия. После этого предполагаемые оценки по каждому из изучаемых параметров коллективно обсуждаются, что гарантирует высокую степень их объективности. Именно эти оценки заносится в «Карту развития ребенка». Такая форма представления результатов обследования не трудоемка на этапе записи, наглядного показывает наличие происходящих в развитии ребенка изменений, дает возможность определить уровни его развития по отдельным группам параметров (эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, мышление, знания о себе и др. ), позволяет использовать их для исследовательской работы. Завершает процесс психолого-педагогического обследования проведение в каждой группе воспитанников психолого-медико-педагогического совещания (консилиума), в котором принимают участие все специалисты и представители администрации образовательной организации. В процессе обсуждения подробно со всех сторон раскрывается картина развития каждого ребенка, четко прослеживаются его индивидуальные особенности и возможности. Это позволяет определить конкретные пути реализации индивидуального и дифференцированного подхода в педагогическом процессе и создать индивидуальные коррекционно-образовательные программы. Результаты ежегодного обследования ребенка завершаются оформлением выводов. В них следует кратко отразить основные проблемы в его развитии, которые определят главные задачи коррекционно-развивающей работы, а также отметить относительно сохранные процессы и функции, на которые можно опереться в процессе коррекционной работы. По итогам совещаний составляется психолого-медико-педагогическая характеристика группы, примерная форма которой предложена в приложении 2. В ней в обобщенном виде отражаются: — данные результатов медицинского обследования ребенка (невропатолог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, педиатр идр. ); — диагноз; — социальный статус; — особенности общения; — особенности поведения; — особенности эмоционально-волевой сферы; — индивидуальные проявления личности; — работоспособность; — логопедический диагноз; — сформированность умений и навыков; — характеристика семьи. Такая форма представления результатов обследования раскрывает обобщенную картину развития всех воспитанников группы, позволяет четко увидеть как сильные стороны, так и конкретные проблемы в развитии отдельных детей, требующие обязательного решения в процессе их воспитания и обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|