Вопрос 26. Профилактика эмоционального выгорания учителя-олигофренопедагога
ВОПРОС 26. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА План ответа: 1) Понятие «Эмоциональное выгорание». Проблема исследования психологического здоровья специальных педагогов, несмотря на свое практическое и теоретическое значение, представлена в науке на настоящий момент недостаточно. Вместе с тем эмпирические исследования показывают, что профессиональная группа учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по сравнению с коллегами из массовых школ отличается крайне низкими показателями физического и психологического здоровья, характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (Р. О. Агавелян, Н. М. Назарова, А. Х. Пашина, А. С. Шафранова, Т. И. Янданова и др. ). Термин ‘’ эмоциональное выгорание ’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. Основная составляющая «профессионального выгорания», проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении; 2. Факторы риска возникновения и развития эмоционального выгорания. 1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к учащимся; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. 2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность. 3. К профессионально-организационным факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, негативные или отношения с коллегами, напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Шеметкова, Е. В. выделила стресс-факторы профессиональной деятельности олигофренопедагогов, к ним относятся: -необходимость многократного повторения одного и того же учебного материала; Молодые педагоги (до 30 лет) имеют меньшую склонность к эмоциональному истощению, чем учителя в возрасте 51-60 лет. Следует отметить, что ни один из названных факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|