Вопрос 25. Своеобразие организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении
Обучение – это процесс взаимодействия педагога и ребенка, в ходе которого осуществляется его развитие, воспитание и образование. Функции обучения детей с ИН: ü Коррекционно-развивающая ü Образовательная ü Воспитательная Процесс обучения – это специально организованная познавательная деятельность ребенка с целью ускорения его индивидуального развития и овладения им «познанными закономерностями окружающего мира» (Баранов «Сущность процесса обучения» 1980) Особенности обучения: 1. Решающая роль обучения в процессе развития ребенка Л. С. Выготский отмечал роль обучения как одного из ведущих соц. факторов развития УО 2. Практическая направленность рассматривается в 2 аспектах: 1) использование обучения как средства решения задач воспитания ребенка в ДОУ, то есть подготовка ребенка к жизни, его социализация и социальная адаптация Лишь в условиях специально организованного обучения, в процессе которого реализуется особая программа, ребенок с ИН может достичь оптимального для него уровня развития. 2) в аспекте организации процесса обучения в ДОУ. В этом плане речь идет об опоре процесса обучения на практическую деятельность и личный опыт детей. Это обозначает важность использования практических методов Практическая деятельность ребенка связана с действиями с предметами или другими объектами, или условным преобразованием действительности (конструктивный труд, рисование, лепка, игра). 3. Коррекционная направленность обучения (особая организация обучения) Под коррекционной направленностью обучения понимается не столько решение в его процессе задач преодоления или ослабления недостатков в психическом и физическом развития детей с ИН, сколько применение в его организации системы средств, придающих ему своеобразие, которые позволяют осуществлять работу с учетом индивидуальных и типологических особенностей воспитанников каждой группы.
Это направленность обучения на коррекцию недостатков. (но этого мало) Мы понимаем применение в процессе (организации) обучения специальных средств, которые придают обучению некоторое своеобразие и позволяют осуществлять работу с учетом индивидуальных и типологических особенностей каждой группы детей. То есть, индивидуализация и дифференциация – это основные условия для обеспечения развития каждого ребенка, чтобы были раскрыты его потенциальные возможности. Эти средства, которые включаются в организацию процесса обучения, они составляют самое яркое отличие процесса обучения дошкольников в компенсирующих и общеразвивающих группах. Средства, придающие своеобразие организации процесса обучения: ü Индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация обучения) Этот подход организован в ДОУ для детей с интеллектуальными проблемами через широкое применение инд. и групповых форм организации обучения. Они обеспечивают возможность реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ, разрабатываемых для каждого ребенка. Применение этих форм является обязательным в каждой возрастной группе: для них определено время в режиме дня; достаточное количество специалистов обеспечивает возможность проведения занятий по подгруппам. В основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода лежит комплексное психолого-педагогическое обследование детей. Результаты обследования позволяют: ü разделить детей на подгруппы; ü осуществить отбор содержания обучения детей, включенных в подгруппы, а также спланировать его реализацию;
ü осуществить отбор содержания индивидуальной работы с учетом: А) особенностей возраста, протекания психических процессов Б) темпа продвижения и расширения «зоны ближайшего развития» В) потенциальных возможностей в овладении знаниями об окружающей действительности и опытом разнообразной деятельности Г) особенностей эмоционально-волевой сферы, интересов, поведения и так далее. ü Наглядность в обучении Предполагает использование для решения комплекса коррекционно-развивающих задач всех видов наглядности: А) натуральной (естественной – реальные предметы, муляжи) Б) изобразительной (картинки, картины, иллюстрации, открытки, фотографии, диафильмы) (представление объектов в двухмерном пространстве – плоскостное изображение) В) схематической (схемы, карты, планы) ü Сниженный темп обучения В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с ИН протекает замедленно. Своеобразием отличается процесс формирования условнорефлекторных связей, которые составляют физиологическую основу всех знаний и умений. Они с трудом формируются, быстро распадаются, уподобляются, что обусловлено недостатками замыкательной функции головного мозга. ü Структурная простота содержания Структурирование материала является необходимым условием успешности его усвоения ими. ü Повторность в обучении Она обеспечивается на уровне содержания концентрическим принципом построения программы, в том числе, и раздела «Игра». Повторность в формировании игровой деятельности обеспечена и тесной взаимосвязью содержания раздела «Игра» с содержанием других разделов программы. Этот подход организован в ДОУ для детей с интеллектуальными проблемами через широкое применение инд. и групповых форм организации обучения. Они обеспечивают возможность реализации инд коррекционно-образовательных программ, разрабатываемых для каждого ребенка. Применение этих форм является обязательным в каждой возрастной группе: для них определено время в режиме дня; достаточное количество специалистов Процесс проведения обследования в дошкольном учреждении представляет собой сложное по структуре, развертывающееся во времени и пространстве явление, состоящие из совокупности последовательных действий, направленных на получение объективной информации об особенностях развития воспитанника.
Задачи психолого-педагогического обследования: ü Выявление особенностей физического развития ребенка (антропометрические показатели, двигательное развитие); ü Выявление особенностей психического развития ребенка (познавательной и ЭВС) Большое значение имеет проведение обследования не только в начале, но и в конце учебного года. Поскольку организация обследования является обязательной, на это выделятся время. Программное содержание начинает реализовываться около октября.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|