3. Методология и методы научного познания, научной исследовательской деятельности
3. Методология и методы научного познания, научной исследовательской деятельности 3. 1. Понятие метода и методологии научной исследовательской деятельности. Классификация методов
Деятельность людей в любой её форме и сфере определяется множеством факторов. Конечный же результат деятельности зависим не только от того, кто действует (т. е. от субъекта), или на что деятельность направлена (т. е. от объекта, предмета), но от того, как совершается данный процесс, какие способы, приёмы, средства при этом используются. Это и есть вопрос о методах исследовательской деятельности. Метод (от греч. «methodos» - «путь к чему-либо») в самом широком смысле слова - способ (или способы) деятельности субъекта. Ближайшей аналогией могут служить приёмы спортивной борьбы. Владеющий этими приёмами, конечно же, имеет определённые преимущества перед теми, кто ими не владеет. В теории познания методы - это эффективные способы познавательной деятельности субъекта, позволяющие ему кратчайшим путём, с наименьшей затратой сил и средств получать истинное знание. Понятие методологии употребляется в двух основных значениях: 1) как системы познавательных принципов и методов, используемых конкретной наукой (науками), или при проведении конкретного научного исследования; 2) как учение об этих системах или общая теория метода. Исторически первоначально проблемы методологии (как учения о методах) разрабатывались в философии. Например, известные студентам индуктивные методы (Ф. Бэкон, Д. Милль), диалектический метод и методология (Гегель, Маркс), феноменология (Э. Гуссерль). В XVIII веке методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории... Методологический срез или аспект становится необходимой составляющей каждой науки, предполагается осмысленным при каждом научном исследовании, хотя некоторыми учёными это не всегда артикулируется, т. е. выражается в явном виде.
Методология, как общая теория метода, при классификации методов использует разные подходы, в частности, принятые в философии, где методы по степени общности делятся на: а) всеобщие, включающие философские и логические, б) общенаучные и в) частнонаучные. В эпистемологии (теории научного познания), в связи с различением основных уровней научного знания, различаются и методы: а) используемые на метатеоретическом, б) теоретическом и в) эмпирическом уровнях познания. Общая теория метода указывает, что на выбор методов конкретного научного исследования существенно влияет сам предмет (объект) исследования, степень его изученности. Одно дело - исследование объектов относительно простых и доступных для наблюдения, другое - сложных, развивающихся и трудно наблюдаемых. На самом же общем уровне различаются методы познания природных объектов (методы естественных наук) и методы познания социальных явлений (методы общественных и гуманитарных наук). Соответственно, методология юридической науки может быть определена как учение о методах познания государственно-правовых явлений. Будучи обусловленным своим предметом (объектом) исследования, метод, однако, не есть чисто объективный феномен. История науки и практика показывают, что нет никакой «железной» последовательности познавательных процедур, действий и приёмов, в сумме составляющих логику открытия. Каждый метод предполагает и субъективную составляющую, поскольку не существует вне его (метода) конкретного пользователя - личности учёного, коллективного субъекта, научного сообщества. На выбор методов исследования и эффективность их применения влияют личностные предпочтения учёного, степень его обученности приёмам исследовательской деятельности, и такие личностные качества, как сила и гибкость ума, развитость фантазии, глубина интуиции. Вместе с тем, весьма часто научный прорыв в той или иной области знания оказывается связанным именно с разработкой новых методов исследовательской деятельности. Характерные примеры - открытие и использование метода спектрального анализа, или разработка социологических методов исследования.
Среди выделяемых эпистемологией уровней научного знания, методологическую функцию выполняет, прежде всего, метатеоретический уровень, представленный мировоззренческими (или философскими) установками конкретного исследователя, той научной картиной мира, которой он придерживается, его пониманием научной рациональности (принципов научности знания и научности исследования). Для метатеоретического уровня научного знания характерно, как уже говорилось, использование своего понятийного аппарата, формулируемые здесь принципы и устанавливаемые связи отличаются предельной общностью. Например, философия использует понятия с бесконечным объёмом (с точки зрения логики это всеобщие и соотносительные понятия: части и целого, единичного и общего, количества и качества, содержания и формы, сущности и явления, необходимости и случайности... ). Также философия в рамках гносеологической тематики формулирует наиболее общие принципы познавательной деятельности: принцип объективности познания, единства исторического и логического, оборачивания теории в метод и метода в теорию... Диалектика как теория и метод претендует на открытие и формулировку принципов и законов, всеобщих для бытия, мышления и познания (принцип универсальной связи явлений и принцип развития, законы перехода количественных изменений в качественные и обратно, единства и «борьбы» противоположностей... ). Следует иметь в виду, что и применительно к определённой предметной области исследования, философия и вообще теории более общего уровня, выполняют методологическую и методическую функции по отношению к теориям менее общим. И даже теории одного и того же уровня (в виде парадигмального знания[47]), конечно же, влияют друг на друга, где некоторые из них рассматриваются как образцовые для разрешения тех или иных проблемных ситуаций в конкретной предметной области исследования. Студент ФНО, пока что слабо разбирающийся в тонкостях методологии и методов научной познавательной деятельности, при проведении собственного научного исследования, чаще всего, просто пытается копировать (подражать) тем исследовательским подходам, с которыми он встречается при изучении рекомендуемой литературы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|