Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение. Основные этапы развития абстракционизма в мире. Европейские и американские школы.




 

Первый этап развития абстрактного искусства: в 1910 годы в Европе возникает несколько очагов абстрактного искусства: Россия, Голландия, Германия и частично Франция (Ф. Купка и Р. Делоне). В эти же годы абстракция появляется в Северной Америке: в в 1912 – первые поиски в абстракции Джоржии О’ Киффе, в 1914 году абстрактные эксперименты М. Дюшампа, его “Бакалавры”, в 1917 году произведения Дж. Марина “Изучение моря” и “Река Хадсон”. В 1917 году в Голландии возникает группа Де Сталь, объединившая художников, архитекторов, теоретиков, оказавшая влияние на таких архитекторов как Ле Карбюзье, М. Ван дер Рое, М. Гропиус и ставшая провозвестником Веймарского Баухауса. Тогда же в 17-м году в Германии появляются абстрактные фильмы “Диагональ-Симфониа” В. Эггелинга и ”Ритмы ” Ж. Ритчера. Но наиболее законченным и первый значительным абстрактным фильмом стал “Механический балет”, выпущенный Фернардом  Леже совместно с американским фотографом Д. Марфи в Париже. Баухаус (1919 г. ) явился своеобразным оплотом европейского нового искусства и набирающего силу дизайна, соединив в себе собственно немецкие традиции, в частности немецкую эстетику вещи, голландский неопластицизм группы Де Сталь и русский конструктивизм и супрематизм.

Положение меняется довольно существенно только к моменту завершения второй мировой войны. Умирают лидеры старой школы: в 1935- К. Малевич, в 1940 г. - Р. Делоне, в 1942 г. - Т. ван Дусбург, в 1943- С. Таубер-Арп, в 1944 г. В. Кандинский и П. Мондриан. Начинается новый этап, направленный против предшествующего «академизма». Геометрическая школа уступает место новым концепциям и демонстрирует несостоятельность продолжительного развития стилевой традиции

Второй этап. Послевоенная абстракция: Ж. Матье в 1947 году выдвигает термин «лирическая абстракция», создавая оппозицию геометрическому стилю. В западном абстрактном искусстве геометрической ориентации появляется новое - стремление дать «движение» цветовых структур, активное взаимодействие больших цветовых зон. Против всякого рода эксперимента с плоскостями, линиями в этой живописи выдвигается беспорядочная стихия внутренней жизни художника. Для новой ориентации абстрактного искусства характерен совершенно новый, диаметрально противоположный подход: стремление исключить всякий сознательный контроль над процессом творчества. Казалось бы, стремление В. Кандинского избежать «материальных оков предметности», его попытки прийти через беспредметность к экспрессионизму нашли свое воплощение в творчестве грядущих поколений. Новая волна абстракционизма заимствует у сюрреалистов 20-х их известный тезис об «автоматическом письме», где творчество не имеет ничего общего с сознанием, которое должно быть исключено. [220] Другой аспект новой «беспредметной» или «бесформенной» живописи – отказ от цели художественного произведения, кроме чистой интуитивной живописности.

Американский абстрактный экспрессионизм.

 С перемещением центра абстрактного искусства в Соединенные Штаты Америки в 40-е годы, начинается совершенно новая эра в истории ХХ века. Уже в 1934 году Дж. Поллок начинает отдаленно напоминающие уже беспредметную живопись эксперименты, и в 40-х годах начинается новый виток абстрактного искусства- американский абстрактный экспрессионизм.  

Явление американского абстрактного экспрессионизма самый плодотворный источник стереотипов и необоснованных обобщений в истории искусства второй половины века. Во многом эти стереотипы были неадекватно восприняты и русскими художниками, заново открывшими для себя абстрактную живопись в период оттепели, и подобное недопонимание крайне важно для объективной оценки всего послевоенного неофициального искусства в России.

Первый и наиболее распространенный сегодня стереотип в отношении американского абстрактного экспрессионизма - то, что это искусство истово пропагандировалось и «делалось» американским правительством как флаг западного культурного либерализма, гуманного, демократичного капитализма, и, в частности, поддерживалось ФБР. [221]

Безусловно, это было частично верно, ровно в той степени, насколько искусство русского авангарда было объявлено в 20-х годах знаменем нового советского искусства и мировоззрения. В этом смысле русская и американская культуры бесконечно похожи, с той лишь разницей, что советское правительство в итоге предпочло соцреализм и попыталось как можно скорее избавиться от информации о русском авангарде. В США ситуация была немного другой - это парадоксальное и репрессивное содержание, своеобразный ярлык “праздничного знамени развитого капитализма вместе с Северо-Aмериканской гегемонией”[222], были навязаны абстрактному экспрессионизму в конце 50-х( более того, расцвет того направление пришелся на более ранние, 40-е годы и начало 50-х ) с начавшейся в Америке истерии по поводу Холодной Войны. А так как ведущие идеологи этого направления, такие как Климент Гринберг или Мейер Шапиро( первый выводил возникновение китча и низкопробного искусства как из индустрии массового искусства в капитализме американского типа, так и из разрастающегося рынка для доступных арт-обьектов, что было основано на взглядах Л. Троцкого и эстетике Баухауза[223], а последний резко критиковал как конформизм, потребление, и тенденции к авторитарности и тоталитаризму в капитлистическом обшестве[224], так и тоталитаризм советского типа в своих эссе “Природа абстрактного искусства”[225] и ”О гуманном в абстрактном искусстве”) были общепризнанными социалистами, разделявшими идеи марксизма и расового единства, то абстракционизм с момента его зарождения в США было крайне левым течением в американском искусстве.

Таким образом, вроде бы крайне правое, про-западное течение в искусстве модернизма, защищавшее эталонные капиталистические ценности с политической точки зрения, олицетворявшее западную свободу, о которой так мечтали в Советском Союзе, по сути своей было крайне “левым” для тех же западных ценностей. Более того, лидирующий сектор правительства США в начале 50-х начал операции по сокращению вдвое количества выставок “художников-диссидентов”, под коими подразумевались абстракционисты. И лишь в конце 50-х, в связи с Карибским конфликтом «сверхдержав», правительство меняет точку зрения и провозглашает бывших американских нонконформистов чуть ли не официальным национальным направлением. Что было верным шагом к тому, что называют “академизация”, “институциализация”, а иными словами угасание живого интереса и потребности самих художников в своем творчестве.

Второй стереотип вокруг американского абстрактного экспрессионизма - тот, что техника, и приемы и идеология были полностью заимствованы у европейского модернизма и американский абстрактный экспрессионизм был почти что “сделан” руками европейских художников и теоретиков, кто эмигрировал в США во время 2 мировой войны. Можно даже встретить публикации с названием типа “Как Нью-Йорк украл идею современного искусства... ”[226]

Но, как уже было отмечено выше, поиски и разработку живописного абстрактного языка начали такие американские художники как Патрик Брюс в натюрмортах и ”Композициях ”1911-12 годов и Морган Руссел в в синхромизме[227] своиx цветовых “Cимфоний” 1914-15 годов. Поиски Эндрю Дасбурга, Джэймса Даугхерти и Стэнтона Макдональд-Райгхта 1914-16 годов вполне могут быть атрибутированы как рождение яркого формального подхода вытекающего из аналитического кубизма[228], Дж. Марин и Джоржия О’Киффе откывают для себя беспредметное творчество в 1917- 19 годах, абстрактные коллажи “Время” и ”Vocalization” Джон Каверта появляются в 1919-х[229], М. Дюшамп делает абстрактные фотографии в начале 20-х, а Дж. Поллок, Элен Франкентхалер и Аугустус Так подходят близко к лирической абстракции в 1930-е - то есть почти одновременно с появлением и развитием соответствующих направлений в России и Европе. Что еще раз является свидетельством того, что стиль или идея не появляются изолированно в каком-то одном месте, а, являясь отражением времени, научного и технического развития (что было неразрывно связано с индустриализацией в США начала и средины века), а также общего уровня искусства, возникают одновременно в совершенно удаленных друг от друга областях. Безусловно, эмиграция европейской интеллектуальной элиты в США сыграла важную роль в становлении американского послевоенного искусства, но в основном это явилось лишь катализатором начавшегося намного раньше процесса. Собственно американская техника автоматизма и живописи жеста была по большей части заимствована в индейском искусстве. Дж. Поллок относит возникновение его знаменитой техники разбрызгивания краски по холсту в 1947-48 годах к ассимиляции им методов живописи американских индейцев. [230] Многое в абстрактном экспрессионизме было ассимилировано из внутренней философии и техники росписей и скульптуры американских индейцев, из афро-американского маргинального искусства, из живописи граффити, и из искусства Латинской Америки. [231]

Экзистенциализм и психоанализ предложили теоретический базис для подобного творчества, исключительно субъективного и индивидуального, в отличие от коллективных порывов русского авангарда 20х, а спонтанность жеста и свобода были провозглашены центральной идеей. Корни американской абстракции в теории интуитивного Бергсона, в «телесности» М. Мерло-Понти. Хотя Климент Гринберг, будучи главным идеологом американской нефигуративной живописи, марксист и поклонник теоретических взглядов Т. С. Элиота[232], осуждал В. де Кунинга за излишнее обращение к Собственному. [233]

В 60-е годы начался выход «за пределы картины»: поп-арт, хеппениниг, кинетическое искусство, часто опирающееся на традиции дадаизма и неодадаизма. Что касается американской абстракции в ее “лирическом” варианте, то к началу 60-х возможности абстрактного экспрессионизма раскрылись полностью и возобладала «структурирующая, упорядочивающая тенденция». Минималь и искусство объекта, оп-арт и hard-edge painting выросли непосредственно из геометрической или «холодной» абстракции, взявшей реванш после всемирного господства абстрактного экспрессионизма. В 70-е годы появляется еще один тип абстрактного искусства - «неоабстракция». Это холсты громадного размера, монотонно заполненные отдельными, небольшого размера элементами - линиями, точками и т. п. Появляется компьютерная графика и вместе с ней уже в 80-е годы складывается школа «neo-geo», иначе «новой геометрической абстракции», которая идет по пути К. Малевича и П. Мондриана. Таким образом, круг абстрактного искусства замыкается обращением художников снова к «началу»- к творчеству формотворцев 20-х годов.

Беспредметная живопись стремилась к своей чистоте и, в отличие от других направлений (преимущественно к 30-м годам ХХ века) стала неким комплексом приемов: в эстетических понятиях и представлениях, в техническом исполнении произведения, в функции художника. Более того, «существуя внутри авангарда, она сразу же стала чувствовать себя независимой, полагая что в ранних своих декларациях, самоутверждении и самоотрицании мастеров развивается чуть ли не параллельно ему». [234] Во времена фашизма абстракционизм, характеризующийся преднамеренной отвлеченностью от злобы дня и крайней субъективностью, преследовался в Европе (любопытное исключение - Испания), а в конце 40-х он стал знаменем европейской интеллигенции, настроенной против «тоталитарного реализма». В послевоенный период можно констатировать появление новых имен, становление новых школ. Абстрактное искусство меняло свой внешний облик и концепцию стиля. Такие школы и направления возникали в США, Франции, Италии, Испании, в странах Латинской Америки и Скандинавии, распространившись настолько, что могли восприниматься, как «определенный универсальный художественный язык». Один из разделов кёльнской выставки «Современное западное искусство с 1939 года» (1981 г. ) указал даты господства такого «языка» - с 1944 по 1959 годы. Увлечение в 1950-х годах абстрактным искусством имело повальный характер. М. Рагон замечает: «…Абстрактное искусство преследует опасность – само абстрактное искусство; его реабилитация и возведение на трон в парижской школе имели следствием то, что прежде еретическое, оно стало официальным». [235]

Безусловно, каждое направление, будь то импрессионизм или дада, дали свои результаты, имели последователей и продолжателей. Но, говоря об абстракции, мы говорим больше чем о направлении в искусстве - в этом смысле ей близок сюрреализм. Абстракция- это идеология, это способ не только творить, но мыслить. ХХ век предоставил нам редкий пример существования искусства, сбросившего наконец оковы мимезиса, академизма, власти, заказа, чьего-то мнения и продемонстрировавшего в итоге невозможность подобной автономии. Политика стала лишь катализатором процесса деформации самой идеи автономии в беспредметном искусстве, ибо так или иначе абстракция становилась прибежищем идеологии, будучи искусством изобразительно скупым. Американский абстрактный экспрессионизм нес в себе иллюстративное подтверждение взглядов его критиков и теоретиков, и как только идеи власти и тотальности были подхвачены последними, искусство американского авангарда приобрело зависимость. Официализация авангарда в Америке было несколькими десятками раньше целью К. Малевича, но по странной иронии судьбы с русским абстрактным искусством несколько жестко решил вопрос нарком Луначарский, и после двух десятков лет запрещения, абстрактное искусство возродилось в России.

В Северной Америке абстрактная живопись несмотря на явное влияние ее в скульптуре, дизайне, фотографии до сих пор объект нападок критиков и остракизма[236]. Фактически, политическая манипуляция искусством стала причиной того, что американский авангард в 60-е почти полностью отвернулся от абстрактного искусства, первого мощного направления американского модернизма, обвиненного в во всех возможных грехах. [237]

 

 

Summary.

 

 

In project “Post-War Abstract Art in Russia. 1950-1990” author has traced the development of “abstract method of creation in its historical evolution from Classical Greece to Contemporary Art and Design and its interpretation in Russian Abstract Art practice. Author analyzed the Postwar Abstract Art in Russia from the point of conception of that method. “Abstract method of creation” always existed in art process and appeared when artist was trying to convey “ineffable” information by means of visual art. That method of expression consisted in applied and religious art before, but it was maximally embodied in Abstract Painting in XX century. That method addressed itself to the basic matrixes of human consciousness which are easy for the mass distribution and perception. Thus, the basic features of that method that were embodied in abstract painting are: 1) striving for expression of “ineffable” information; 2) excessive  informational density and compression; 3) beholder’s active engagement in process of creation, so-called “co-authorship ”; 4) interaction of tendencies and art languages in abstract art, its ability to mix different languages providing to it the stylistic unity, etc. Assuming the external, upper spheres to be a conceptual core of art work, the Abstract Art approached the realm of ideology whatever it was- religion or building of Utopian New Societies. But dislike any art that expressed the interests of society, the Abstractionism did it more theoretically then by methods of painting. Abstract Art always strove towards the leaving the frames of Art to the realm of philosophy, to be Beyond of Art, as we could see an the utmost significant works, as Malevich’s “Black Squire”, for instance. The latter was one of the reason of its extinguishing as a movement in painting, but the beginning of it as an interdisciplinary concept that lead us to the understanding of Abstract Art’ endowment to the ideology at XX century. But what is important here is that the tendency to the art expansion in a short space of time was included in simple scheme of formal language. The most significant aspect of such total distribution of non-objective art was also its loyalty to the cultural and ethnic differences.

Speaking of the traditions of abstraction in Russian Art, it is important to point out that abstraction for the Russians was a Weltanschauung, world-view more than style of art. The roots of non-objective art in Russia were in the culture of folk balagan, in the annual folk cults and in primitive and applied art, in specificity of icon painting with its combination of text and visual part. Also it were in widely disseminated before revolution influences of such mystic current as isixasm.  The mix of different ethnic art traditions and the rather oriental than western interpretation of the world around were the basic foundations of abstract painting in Russia.

The situation in postwar period was extremely difficult for Abstract Art in Russia. The nonfigurative painting that firstly was admitted by official aesthetic as a label of novelty was prohibited as harmful and bourgeois rudiment at 1930th. But it re-appeared after the Second World War in Soviet Union as only political press become lighter and its the second birth brought to it also the new qualities. Oddly enough, the post-war abstract painting in Soviet Union unconsciously compared itself with its American prototype, notwithstanding the strong native traditions, forgotten for dozen of years. Moreover, the whole movement appeared which was imitating the American technique of “dripping ”( represented by such artists as A. Zwerev, M. Kulakov, W. Slepian and others). It was partly a fashion, partly a repetition that was made by American Abstract Expressionism, but the difference was at the inner context of such creative activity.

There was a strong and rich Abstract Art movement in Post-War Soviet Union besides the well-known Soviet Realism and Non-Conformism. The post-war Non-Objective Art was alien to the circle of radical non-conformists and was prohibited by official cultural policy. Such double misunderstanding and, as a result, negative and indifferent position towards the Late Soviet Abstract Painting in Russia as well as abroad resulted in series of old-fashioned generalizations. But on the other hand, such lack of attention to the abstract tendency became a source of its unique “introversion”. The abstract art in that period became the instrument of conveying the metaphysical ideas that were a source for inspiration for artists in atheistic society.  

Author analyzed the specific features and basic phases of Abstract Art in Russia in its evolution from Russian Avant-Garde to Late Soviet Abstract Painting. In project were differentiated the tendencies in Post-War Abstract Painting (symbolical, lyrical, geometrical), displayed the basic peculiarities of Post-War Abstract Painting in Russia, basic stages and analyzed the creative works of such artists as D. Lion, A. Zwerev, E. Mikhnow-Woitenko, F. Infante-Arana, A. Kostoma, etc. Author has demonstrated that Post-War Abstract Painting was a unique phenomenon of Russian Art that combined the qualities of Conceptual Art and Abstractionism and was developed in specificity of Post-Modernism epoch.    

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...