Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В приведенных ниже предложениях найдите вводные слова и подчеркните их одной чертой.




Вблизи

внезапно

Упражнение 9.

В приведенных ниже предложениях найдите вводные слова и подчеркните их одной чертой.

Расставьте, если необходимо, знаки препинания.

1. Действительно погода резко меняется.

2. Мы готовы всё сделать по-вашему.

3. Удостоверение действительно на один месяц.

4. Решение судьи было ясно и несомненно.

5. Куда по-вашему ведёт эта дорога?

6. Несомненно наша команда добьётся успехов.

Упражнение 10.

    Прочитай. Вставь в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя слова для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить. _________, он быстро передвигается. ___________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные. Всё это, ___________, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

    Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься. __________, без автомобилей уже не обойтись, а ___________, -кроме пользы, немало и вреда. _________, где же выход?

    Выход в том, что надо искать абсолютно новые виды транспорта.

 

Слова для справок: значит, во – первых, с одной стороны, в- третьих, с другой, конечно, во – вторых, итак.

 

Упражнение 11.

Запиши предложения. Объясни правописание слов и постановку знаков препинания, укажи значение вводных слов.

 

1. Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

2. Ты, верно, Моцарт, чем – нибудь расстроен?

3. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

4. Кажется, ваша история там наделала много шуму.

5. Одним слово, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя влиятельными людьми.

6. Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.

Упражнение 12.

Определи функцию слова «казалось». Расставь знаки препинания.

1. Казалось какой-то таинственный покров был наброшен на царскую семью. 2. От страха снег казался мне серым будто зола. 3. Чудом вызволился он казалось бы от неминуемой гибели. 4. Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью что казалось я мог бы написать вымышленные путевые дневники. 5. Вечер был устроен на славу принимать она умела и казалось что все сложится очень удачно. 6. Зайцы лежали прикрыв лапами пушистые морды и казалось мирно спали.

 

Диалог

дилетант

Прямая речь.

 

Вспомни! Прямая речь – это слова какого – либо лица, передаваемые от его имени. Предложение с прямой речью состоит из прямой речи и слов автора. Прямая речь пишется всегда в кавычках и с большой буквы. Например: Он прокричал: «Начался дождь! » А: «П! » «Мы пойдем гулять? » - спросила она. «П? » - а.

 

Упражнение 13.

Спиши предложения, расставь знаки препинания при прямой речи. Составь схемы данных предложений.

1. Куда же вы спросил Андрей.

Держись за лодку успел крикнуть мальчик.

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.

В известной песне поется С чего начинается Родина

 

2. Из двух предложений составь одно с прямой речью.

1) Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2) Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.

Упражнение 14.

Дополни прямую речь словами автора.

1. Завтра контрольная по математике …

2. Мне учеба дается легко …

3. … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.

4.  А раньше ты относился ко мне по- другому…

5. … А других новостей нет?

 

Слова для справок: спросить, сказать, ответить, буркнуть, проговорить, поинтересоваться.

 

Упражнение 15 .

    Преобразуй сложные предложения в предложения с прямой речью. Обрати внимание на употребление местоимений. Запиши, правильно расставляя знаки препинания.

         Учитель нам сказал, что сегодня состоится долгожданная экскурсия. Мамаев объявил всем нам, что уже шесть часов сидит здесь. Режиссер предупредил актеров, чтобы они не ходили по тонкому льду. Инженер говорил, что давно задумал обновить этот механизм и кое – что уже успел сделать.

 

 

Правописание ча- ща, чу- щу, жи – ши.

Упражнение 16.

Измени слова по образцу. Выдели орфограмму.

Образец: карандаш – карандаши.

Экипаж -                                           кожа –

Шалаш -                                  груша –

Стриж -                               ухо –

Камыш -                             уж –

Достоинство

досконально

Упражнение 17.

Выпиши слова с орфограммой ЧА – ЩА. Орфограмму выдели.

         На озере у нас была старая лодка. Мы на ней часто ездили на тот берег за щавелем. Один раз забралась в лодку целая куча детей. Вдруг на середине реки в лодке образовалась течь. Дети перепугались: кричат, пищат, лодку качают. Беда пришла неминучая. Лодка опрокинулась. К счастью, в этом месте было неглубоко. Мы перевернули лодку, забили отверстие и благополучно причалили к берегу.

· В первом предложении укажи части речи. Просклоняй словосочетание «старая лодка»

 

Упражнение 18.

Впиши сочетания ЧУ или ЩУ. Орфограмму выдели.

 

    Я тебя не отпу _____. Кошка _____рит глаза. Мама купила ___гунную сковороду. Зверь ____ет добы____. ____ка – хищница. Я возвра____сь рано. Я ле____, куда хо ____.

 

Упражнение 19 .

Прочитай поздравление. От кого оно? Кому? Сколько частей в тексте поздравления?

Дорогой наш Игорь!

    Поздравляем тебя с успешным окончанием школы! Желаем тебе найти свою дорогу в жизни.

Любящие тебя бабушка и дедушка.

 

Выбери и запиши названия частей: подпись, пожелания, поздравление, обращение.

1. ______________________ - обращаются к тому, кого хотят поздравить.

2. ______________________ - поздравляют с праздником или важным событием.

3. ______________________ - говорят добрые слова – пожелания тому, кого поздравляют.

4. ______________________ - называют себя, чтобы было понятно, от кого пришло поздравление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...