Прочитай отрывок из рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник». Спиши, подчеркни имена существительные.
Упражнение 62. Прочитай отрывок из рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник». Спиши, подчеркни имена существительные. В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи.
Готовься к словарному диктанту! Оператор, оппонент, очарование, поколение, презентация, приоритет, процесс, расстаться, регулярно, результат, реферат, референдум, рецензия.
Упражнение 63 . Поработай над своей устной научной речью. Составь устный рассказ на тему «Имя существительное как часть речи» по плану. План 1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему эта часть речи так называется. Примеры. 2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры. 3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры. 4. Почему одушевленность – неодушевленность и род – это постоянные признаки имени существительного. 5. Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры. 6. Изменение имен существительных по числам. Примеры. 7. Три склонения имен существительных. 8. Изменение имен существительных по падежам. Примеры. 9. Какими членами предложения бывают имена существительные. Примеры. Упражнение 64. Прочитай. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Определи падеж выделенных имен существительных. Дядя никогда сам не делал з_м_ч_ния Хангу: он поруч_л это Чангу. Когда Чанг з_м_ч_л, что Ханг ст_щил со стола конфетку, он тут же отнимал ее у Ханга и возвр_щ_л дяде. Чанг прог_нял Ханга с дивана. И сп_сал от него несчас_ных кошек. Чанг всегда сам н_казывал Ханга: ставил его в угол или тр_пал за уши.
(Ю. Коринец)
Упражнение 65 . Прочитай стихотворение. Определи род и склонение выделенных имен существительных. Не знаю, когда прилетел соловей, Не знаю, где был он зимой, Но полночь наполнил он песней своей, Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит: То слышится где – то свирель, То что – то рокочет, журчит и стучит, И вновь рассыпается в трель.
Так чёток и чист этот голос ночной, И всё же при нем тишина Для нас остается немой тишиной, Хоть множества звуков полна.
Еще не раскрылся березовый лист, И дует сырой ветерок, Но в холоде ночи ликующий свист Мы слышим в назначенный срок. (С. Маршак)
Сдержанный симптом Упражнение 66 . Напиши сочинение на тему «Пальчики оближешь! » (так говорят о чем – то очень вкусном). Расскажи, что лучше всего готовят твои мама, бабушка или ты сам, чем любят полакомиться в вашей семье. Постарайся употребить несклоняемые существительные: желе, какао, суфле, филе, безе и др. Упражнение 67. Узнай слова по толкованию их значений. Запиши слова, обозначь орфограмму.
1. Детская игрушка в форме шара. 2. Картина природы. 3. Старинное оружие удлиненной формы с заостренным концом. 4. Густая непрозрачная акварельная краска. 5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала. 6. Старинная медная монета в полкопейки. 7. Округлый сосуд с ручкой для зачерпывания воды. 8. Женское украшение, которое прикалывают на груди, на воротнике. 9. Мелкие монеты. Слова для справок: меч, мелочь, пейзаж, ковш, брошь, тираж, грош, мяч, гуашь.
Упражнение 68 . Составь и запиши словосочетания, вставь пропущенные буквы, определи падеж имен существительных.
Уча_твовать в пов_сть узнал из мать прие_жал к бумага выр_зал из к_ртина увидел на праз_ник возвр_тился из роскош_ ж_вет в дрож_ в_лновался до поез_ка вырос на сов_сть п_ступил по пустош_
Сиреневый сокровенный
Правописание имен собственных.
Упражнение 69. Подбери нарицательные имена существительные. ______________ Марина Сергеевна, ___________ Женя, ___________ Енисей, ________ Байкал, _________ Пеструшка, __________ Лаптевых, ____________ Камчатка, _________Эльбрус, ________ Речная.
Упражнение 70. Подбери имена собственные. Река ___________, город _________, попугай ___________, хомячок __________, библиотекарь __________________, учитель ______________, воспитатель ______________, директор _________________, завуч ______________, сосед _______________, подружка ________________.
Упражнение 71. Прочитай. Спиши текст, выделяя заглавные буквы в именах собственных. В конце 17 века король испании филипп 2 послал в мексику своего придворного врача фернандеса. Однажды, прогуливаясь по дворцовому парку монтесумы – бывшего властителя мексики, ученый обратил внимание на высокие, в рост человека, цветы, похожие на гигантские астры. Это были предки современных георгинов. В 18 веке георгины были привезены в испанию и подарены королеве. Вскоре новый цветок очень полюбили и в европе.
Упражнение 72.
Выпиши имена собственные. В начале семидесятых годов в коллекции животных Калининградского зоопарка появился очковый пингвин королек. Этот редкий подарок сделали моряки теплохода «Короленко». Они приобрели пингвина на юге Африки. Постепенно пингвин привык к людям и стал их узнавать, но еду принимал только от одного человека – от зоотехника Дмитрия Ивановича. (по Б. Ржевскому)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|