Прочитай. Составь и запиши сочетания слов прилагательное + существительное.
Упражнение 104. Прочитай. Составь и запиши сочетания слов прилагательное + существительное.
Новенький настроение праздничное актриса известная шары воздушные соловьи голосистые почерк аккуратный костюм
Упражнение 105. Спиши, вставь подходящие по смыслу прилагательные. Завыла, закружилась (какая? ) вьюга. Закачались, зашумели (какими? ) ветвями (какие? ) ели и сосны. Попрятались (какие? ) обитатели в (какие? ) норы, в (какие? ) дупла, зарылись в (какие? ) сугробы.
Упражнение 106. Прочитай. Имена прилагательные замени близкими по значению. Напиши словосочетания, которые у тебя получились. Тихая езда - … свежий хлеб - … Тихий голос - … свежий ветер - … Верный друг - … мягкая зима - … Верный ответ - … мягкий человек - … Ясное небо - … худое ведро - … Ясный вопрос - … худая слава - …
Упражнение 107. Прочитай. Спиши, подчеркни прилагательные, противоположные по смыслу. 1. Доброе слово лечит, злое - калечит. 2. Веревка хороша длинная, а речь – короткая. 3. Осенью дни ненастные, а весной ясные. 4. Маленькое дело лучше большого безделья. 5. Родня сторона – мать, а чужая - мачеха.
6. Платье хорошо новое, а друг старый.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Упражнение 108. К данным именам существительным подбери имена прилагательные, словосочетания запиши. Повидло (ср. р. ) - тюль (м. р. ) – Путь (м. р. ) - полотенце (ср. р. ) – Туфля (ж. р. ) - фамилия (ж. р. ) - Прорубь (ж. р. ) - картофель (м. р. ) – Шампунь (м. р. ) - кофе (м. р. ) –
Упражнение 109. Допиши окончания прилагательных, укажи род. Умн___ книга что теплый дождь для всходов. Добр___ слава лежит, а худ___ бежит. Дождлив___ лето хуже осени. Утренн___ роса – добр___ слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Высок___ небо – отец мой, широк___ земля – мать моя. Знание – высш___ богатство.
Упражнение 110. Напиши словосочетания, употребляя одно и тоже прилагательное с разными существительными. Какой? какая? какое? яростный бой … атака … сражение доблестный труд … армия … войско известный писатель … книга …событие прелестный уголок … картина … местечко устный ответ … речь …замечание
Упражнение 111. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные окончания. Русская матрешка Матрешка – это деревянн___ кукла. Русск___ мастера наделили матрешек красотой. У матрешки румян___ лицо, син___ глаза, ал___ губки, соболин___ брови. Нарядн__ шаль и ярк___ платье дополняют красоту игрушки. Русск__ матрешка – лучш___ подарок. А недавно матрешка заговорила. Внутри нее поместили маленьк___ радиоприемник. Так появился нов__ сувенир.
Упражнение 112. Опиши белку (части тела, величина, цвет шерсти зимой и летом, где живет, чем питается, красива ли она).
Склонение имен прилагательных.
Упражнение 113. Прочитай. Спиши, выдели окончания имен прилагательных, определи падеж. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость, когда я вышел на поляну. Свежее дыхание ветерка ласкало мое лицо. Весеннее солнце уже приветливо глядело из – за леса. Синее небо куполом опиралось на далекий горизонт. Горячее солнце залило всю окрестность. Передо мною, как на ладони, дальняя деревня и зеленоватое озеро за ней. Вверху заливается веселый жаворонок.
Упражнение 114. Спиши. Вставь пропущенные буквы в окончаниях имен прилагательных. Объясни написание. Стихи о ранн_й тих_й осени, нов_й мягк_й шарф, живут в чист_й тепл_й комнате, играли на последн_й перемене, последн_й осенн_й лист, пришли ранн_м воскресн_м утром, с тяжел_м рюкзаком, рассказали о свеж_м выпуске новостей.
Упражнение 115. Диктант с подготовкой. Прочитай. Объясни орфограммы на месте пропусков. В дом_ я н_чую ре_ко. Большинство н_чей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то н_чую в стар_й беседке в глубине сада. Она з_росла дик_м виноградом. По утам солнце б_ет в нее скво_ь пурпурн__, лилов__, зелен___ и лимон___ л_ству. И мне всегда кажется, что я пр_сыпаюсь внутри з_жженной елк_.
Особенно хорошо в бесе_ке в тих___ осенн__ ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Пахнет дождем – нежн_ и вместе с тем остр__ зап_хом влаг_ сырых садов___ д_ рожек. (По К. Паустовскому)
Упражнение 116. Напиши в дательном, творительном и предложном падежах словосочетания. Выдели окончания имен прилагательных. Зеленые листья, яркие огни, весенние ночи, молодые березки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|