Сборник дидактических игр и упражнений для развития речи
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа-Югры «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано на методсовете: Протокол от 23. 01. 2020 № 6
Сборник дидактических игр и упражнений для развития речи
Составители: Гарипова Ю. Ф., Учитель индивидуального обучения на дому Дудкина А. В., Учитель индивидуального обучения на дому
Нягань, 2020 Аннотация В сборнике представлены дидактические игры и упражнения для коррекции нарушений речи обучающихся с различными формами умственной отсталости. Материал структурно располагается следующим образом: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, чистоговорки. Сборник игр и упражнений организован по лексическим темам: «Времена года», «Гигиена», «Дом», «Животный мир», «Игрушки», «Мебель», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Предметы быта», «Продукты», «Профессии», «Растительный мир», «Семья», «Транспорт», «Фрукты», «Человек», «Школа», «Явления природы». Данный сборник предназначен для работы учителей, воспитателей, учителей-логопедов с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Содержание 1. Аннотация………………………………………………………………2 2. Введение………………………………………………………………... 4 3. Тема «Времена года»…………………………………………………... 6 4. Тема «Гигиена»………………………………………………………... 11 5. Тема «Дом»…………………………………………………………….. 13 6. Тема «Животный мир»…………………………………………………16
7. Тема «Игрушки»……………………………………………………….. 29 8. Тема «Мебель»…………………………………………………………. 35 9. Тема «Овощи»………………………………………………………….. 37 10. Тема «Одежда»…………………………………………………………. 41 11. Тема «Посуда»………………………………………………………….. 45 12. Тема «Предметы быта»………………………………………………... 47 13. Тема «Продукты»………………………………………………………52 14. Тема «Профессии»…………………………………………………….. 56 15. Тема «Растительный мир»…………………………………………….. 61 16. Тема «Семья»…………………………………………………………... 68 17. Тема «Транспорт»………………………………………………………72 18. Тема «Фрукты»…………………………………………………………. 78 19. Тема «Человек»…………………………………………………………. 82 20. Тема «Школа»…………………………………………………………... 89 21. Тема «Явления природы»………………………………………………. 91 22. Заключение………………………………………………………………94 23. Список литературы……………………………………………………... 95
Введение. Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу школьного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей основной функции речи – функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность. У умственно отсталых детей в тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Все исследователи едины во мнении, что требуется специальная коррекционная работа в целях формирования у данной категории обучающихся средств речевого общения и умения практического пользования этими средствами.
Использование речедвигательных упражнений в обучении детей с умственной отсталостью помогает корректировать недостатки их речевого развития, формировать навыки чтения, что способствует дальнейшей социализации школьников. Основная цель работы - коррекция речевого развития обучающихся с умственной отсталостью. Приоритетной задачей является: подбор речедвигательных упражнений, направленных на коррекцию речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Артикуляционная гимнастика Для того, чтобы звукопроизношение было чистым нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы и мягкое нёбо. Так как все органы речи состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются корректировке. Проводить нужно артикуляционную гимнастику регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. За урок не следует предлагать больше 2 – 3 упражнений за раз. Дыхательные упражнения Залогом чёткого произношения звуков является хорошо поставленное речевое дыхание: - чтобы хорошо читать, надо правильно дышать. Считаем целесообразным после артикуляционных упражнений проводить упражнения для развития речевого дыхания Пальчиковые игры развивают внимание, память, воображение, стимулируют моторные и речевые зоны мозга ‒ способствуют социальной адаптации детей. Чистоговорки развивают речь и дикцию детей, автоматизируют поставленные звуки, способствуют развитию внимания, памяти, воображения. В связи с вышесказанным, данный сборник игр и упражнений для уроков развития речи представляется весьма актуальным. Тема «Времена года» (Cм. Слайды № 2-5) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Лето. Что такое лето? Это много света, (загибаем по одному пальчику) Это поле, это лес, это тысячи чудес, Это в небе облака, это быстрая река, Это яркие цветы, это синь высоты. ВЕСНА Стучат всё громче дятлы, синички стали петь. Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть. Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, А из под старой травки уже глядит цветок...
А из под старой травки уже глядит цветок Раскрылся колокольчик в тени там, где сосна, Динь-динь, звенит тихонько, динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, динь-динь, пришла весна. Зима Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному) Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (Чертим руками круг) Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком) Весна Стучат всё громче дятлы, синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его) Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца) Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол) А из под старой травки уже глядит цветок. (ладони соединить и чуть раскрыть, чтобы получилась чашечка цветка) Артикуляционные сказки Как Язычок лепил снеговика (Н. В. Рыжова) Взрослый выполняет вместе с ребенком. Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5). Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»). Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок! Чистоговорки ОСЕНЬ ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла ва-ва-ва – на землю падает листва ди-ди-ди – кругом идут одни дожди ей-ей-ей – сидит на ветке воробей ат-ат-ат – птицы в тёплый край летят да-да-да – наступают холода но-но-но – стало очень холодно ЗИМА ма-ма-ма наступила зима ит-ит-ит дятел по дереву стучит ри-ри-ри на ветку сели снегири ей-ей-ей прилетел к ним воробей ла-ла-ла и ворона их нашла ло-ло-ло вместе стало весело ма-ма-ма наступила зима; ок-ок-ок выпал белый снежок; ул – ул – ул ветер сильный подул; оз – оз – оз – пришёл трескучий мороз; ой-ой-ой очень холодно зимой са-са-са в зимнем лесе чудеса; ат-ат-ат все деревья крепко спят; ло-ло-ло скоро будет тепло; ой-ой-ой деревья проснуться все весной. ВЕСНА на-на-на – пришла долгожданная весна ля-ля-ля – ожила кругом земля ель-ель-ель – звенит звонкая капель чи-чи-чи – журчат весенние ручьи цы-цы-цы – прилетели с юга птицы шо-шо-шо – зверям тоже хорошо од-од-од – все сажают огород то-то-то – скоро будет лето ЛЕТО ло-ло-ло – вот и лето к нам пришло ра-ра-ра – наступила жара аш-аш-аш – собираемся на пляж ать-ать-ать – будем дружно загорать же-же-же – загараем все на пляже то-то-то – наступило лето ты-ты-ты – на поляне растут цветы ом-ом-ом –пархают бабочки кругом ла-ла-ла – пчёлка вкусный мёд нашла ёт-ёт-ёт – кузнечик песенки поёт ца-ца-ца – ползёт длинная гусеница шо-шо-шо – насекомым хорошо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|