Опосредование и появление логики или Как Выготский не заметил интуицию
Кроме интериоризации, важнейшую роль в появлении разума сыграло опосредование. Опосредование - это появление орудий управления окружающей средой, позволивших человеку выйти на более высокий уровень развития по сравнению с животными, которые взаимодействуют со средой непосредственно. Основные виды опосредования: 1. Появление материальных орудий труда, с помощью которых человек преобразует природу. 2. Появление знаковых систем - в частности, речи как "информационного орудия труда", позволившего человеку вести сложную коллективную деятельность. 3. Появление высших психологических функций, с помощью которых человек целенаправленно управляет своей психикой. Но всё это - не что иное, как появление у человека соционической логики. Действительно: 1. Управление орудиями труда осуществляется с помощью ЧЛ, их учёт и систематизация - с помощью БЛ. 2. Знаковые системы, будучи конвенциональными, связаны с логикой - об этом я уже писал. 3. Высшие психологические функции: восприятие, воображение, память, мышление, речь - это, по Выготскому, результат интериоризации знаковых систем, то есть "внешней речи". Но дальнейшие исследования показали, что деление функций на высшие и низшие несостоятельно: все эти функции есть и у животных, и у человека. Отличие их работы у человека только в том, что они используют "внутреннюю речь" - тот самый "внутренний диалог", который Кастанеда рекомендует останавливать, а на самом деле, на нём основано разумное поведение человека. Но это всё то же логическое мышление, логические рассуждения.
Почему вообще опосредование связано с появлением логики? Опосредование - это как бы разделение информации на две части: одна информация начинает управлять другой информацией. Для сенсорики и этики подобное разделение невозможно: вся сенсорная и этическая информация в сознании равноправна, она может только вытеснять другую информацию, но не управлять ею. Управление возможно, когда мы целенаправленно выбираем из информации главное, более важное, а второстепенное и неважное не отбрасываем (как это делает сенсорика и этика), а как бы отделяем, подчиняем более важному.
Подобное отделение главного от второстепенного - это абстрагирование, и выполнять его умеют только абстрактные функции: логика и интуиция. Выготский и Леонтьев (да и Пиаже тоже) писали, в основном про логику. А интуицию и её роль в формировании разума они и не приметили.
Как опосредование и абстрагирование помогает управлять и энергию экономить Мы выяснили, что опосредование помогает человеку создавать физические и информационные орудия, с помощью которых он управляет собой и окружающим миром. А что такое управление? С точки зрения кибернетики и семиотики, можно сказать, что управление - это передача объекту информации о его планируемом состоянии. В результате этого состояние объекта, получившего информацию, меняется. Это изменившееся состояние тоже порождает информацию о себе. Но управление и прямое изменение состояния не тождественны - как с материальной, так и с информационной точки зрения. Пример. Я поднял шкаф на четвёртый этаж - изменение состояния. Я нажал кнопку лифта, и лифт поднял шкаф на четвёртый этаж - управление. Во втором случае два действия разделены с материальной точки зрения: нажатие кнопки и подъём шкафа. С информационной точки зрения они тоже разделены, ибо информация - отражение материи.
Таким образом, с точки зрения энергии (не "психической", а реальной физической!) абстрактные аспекты - это аспекты, которые можно передавать на носителе со сколь угодно малой энергией, приводя при этом к изменениям, имеющим сколь угодно большую энергию. По Чурюмову, отвлечённые аспекты описывают потенциальную энергию, возможность действия, а вовлечённые - кинетическую энергию, активное действие. Физические метафоры, конечно, весьма сомнительные, и, скорее всего, будут поняты неправильно. Но в одном Чурюмов прав: передача вовлечённой информации несёт куда больше энергии, чем передача отвлечённой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|