Постмодернистская терапия и академическая психология
Постмодернистская терапия и академическая психология Полкингхорн (Polkinghorne, 1992) утверждает, что психотерапия, если она проводится высококвалифицированными профессионалами, является по существу постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Такие системы психологии, как анализ поведения, психология «я» Роджерса и психоанализ, могут быть переинтерпретированы как метафоры для раскрытия и как когнитивные схемы, посредством которых клиенты организуют свой опыт. Терапевты, отмечает он, редко находят полезную для себя информацию в психологических исследованиях и вынуждены вырабатывать свой собственный корпус знаний. Они делают это, основываясь не на наборе предполагаемых истин, установленных академической психологией, а на наблюдениях за окружающими условиями и используя собственные схемы мышления для конструирования корпуса знаний, которые могут найти практическое применение в терапии. Лучше всего рассматривать академическую психологию, утверждает Полкингхорн, как подраздел психологии практики (psychology of practice). Поскольку постмодернизм уже занял доминирующее положение в практике, считает он, академическая психология становится в этом случае подразделом постмодернизма. ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ Конструктивизм (в большей степени, чем его ближайший родственник конструкционизм) направил часть своих усилий на область образования (в частности, Jones & Maloy, 1996; Marlowe & Page, 1998; Palinscar, 1998; Richardson, 1997). Он делает акцент не на знаниях, а на «овладении дискурсом, нормами и практиками, связанными с конкретными сообществами» (Palinskar, 1998, р. 365). Усилия по усовершенствованию сферы образования должны включать перенос акцента на неформальные знания, признание множественности правильных ответов на многие типы заданий и «способствование социальному конструированию некоторых типов знания» (Berlinger & Biddle, 1995, p. 327). Ниже следует перечисление мер, предлагаемых сторонниками кон-труктивизма:
(а) поддержание социальных конструкций значений, а не объективного знания; (б) междисциплинарное обучение вместо обучения в рамках отдельных академических дисциплин; (в) поощрение социальной справедливости и демократического обсуждения в противовес корпоративному доминированию демократии; (г) понимание совместно вырабатываемых значений вместо получения знаний от взрослых; (д) конструирование значений в процессе чтения, счета и обсуждения, в противовес получению знаний, выработанных предшествующими поколениями; (е) обсуждение того, что является важным для будущего отдельных людей и общества в целом, в противовес заучиванию стандартного корпуса знаний, овладение которым оценивается путем тестирования (Jones & Maloy, 1996, pp. xvi, 362). Конструктивисты пытаются в большей степени привить любовь к естественным наукам и математике, чем обеспечить овладение ими. В демократическом обществе, считают конструктивисты, нужны не столько технические или профессиональные знания, сколько здоровое взаимное уважение между полами, социальными классами и расами. Фактически, утверждают они, специалисты придают слишком большое значение эмпирическому знанию. Общество, однако, держится на здравом смысле, опыте и обоснованной оценке. Сравнение показывает, насколько близки эти принципы принципам гуманистического образования (см. главу 4, с. 126-128 и 135-136). СОСПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ Когнитивная психология Большинство конструкционистов отвергают представление о некой инстанции в голове, которая является причиной поведения, и направляют свой взгляд на социальное сообщество как источник действий и значений. Воспоминания, эмоции, представления, восприятия и т. д. следует искать в социальных структурах, а не в сконструированных репрезентациях и схемах, приписываемых мозгу или разуму. С другой стороны, когнитивисты отвергли бы конструкционистские мнения о том, что когнитивные эмпирические исследования состоят не более чем из социального дискурса и что их результаты не могут быть распространены за пределы локальных групп. Другое важное различие состоит в том, что конструкционисты отвергают «разум как зеркало» мира, тогда как большинство когнитивистов придерживаются данной точки зрения в форме определенной разновидности ментальных репрезентаций, представляющих собой либо саму нейронную активность, либо ее результат.
Постмодернистов / конструкционистов объединяет с когнитивистами представление о том, что существует барьер, стоящий между познающим и миром природы. Для некоторых конструктивистов и некоторых постмодернистов язык составляет единственную доступную реальность, и остальная часть природы непознаваема. Для конструкционистов социальные конструкции, как они отражены в языке, представляют собой все, что может быть познано. Когнитивисты заявляют, что познаваемы внутренние репрезентации мира, но не внешний реальный мир. Эти различия точно отражают расхождения между органоцентрическими и социоцентрическими постулатами соответствующих систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|