Аморальные Высокоморальные
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Мурманский гуманитарный институт www.delta-ya.narod.ru Лаборатория экспериментальной психологии личности «Дельта Я»
Веретенников О. Ю.
МИСС-2000: Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов Для исследования Я-концепции. Руководство пользователя. Г. Мурманск Г. Веретенников О. Ю. МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции.
Рецензенты: И. Н. Козлова, кандидат психологических наук, О. В. Оконешникова,, кандидат психологических наук.
Редактор - Тетерина Т. Н.
Руководство знакомит читателей с одним из современных методов компьютерной психодиагностики индивидуального сознания и самосознания. Руководство предназначено для психологов, педагогов специалистов в области профориентации и профотбора, студентов психологических факультетов.
ISBN -5-94245-004-8 © Веретенников О. Ю., 2000. Ver_Oleg@mail.ru www.delta-ya.narod.ru
Содержание.
О программе МИСС-2000.
МИСС-2000 - методика исследования структуры самосознания (точнее – Я-концепции) – это компьютерная программа, разработанная на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли и оригинальной концепции Я-концепции. Основным предназначением программы является построение целостной и в то же время детальной модели индивидуального Я, включающей структуру знаний о себе, самооценок, установок, целей, ценностей и т. д. Эту модель можно сравнить со схемой какого-либо сложного технического устройства, помогающей мастеру быстро разобраться с причинами неисправностей. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что технические схемы устроены по принципу «как должно быть», а МИСС строит модели по принципу «как оно есть». Для психологов главным является то, что отныне они получают возможность в течение короткого времени получить максимум информации о том, как их клиент воспринимает самого себя на фоне других людей. То, что раньше выявлялось в беседе с клиентом в течение многих встреч, теперь выявляется в течение одного часа. Главным понятием концепции МИСС является понятие «диспозиции модальностей Я». Диспозиция - это единица анализа Я-концепции. Каждая диспозиция объединяет несколько модальностей Я в каком-либо единичном аспекте. Например, в аспектах восприятия своих нравственных, деловых, интеллектуальных, социальных и любых других качеств человек способен различать следующие модальности Я: «каким Я был», «каким Я являюсь», «какое Я хочу производить впечатление», «каким меня воспринимают другие», «каким Я хочу быть» и т. п. Несмотря на то, что модальностей Я много, обычно человек концентрирует внимание всего лишь на одном-двух аспектах своего Я. Например, в высказывании «Я ленива, хотя и не хочу быть такой» звучат две модальности – актуальное Я (какая Я есть) и идеальное Я (какой хочу/не хочу быть). Остальные модальности в этом высказывании не представлены, но это не означает, что их не существует и что они никак не влияют на поведение. Диспозиция интегрирует множество модальностей Я, побуждая человека к одному способу поведения и удерживая от другого. Она придает некоторую окраску (и внутреннюю – субъективную; и внешнюю – как видится со стороны) конкретному человеческому поступку в конкретной ситуации.
Диспозиция модальностей Я и устойчива, и динамична. Однажды сформировавшись, диспозиция стремится сохранять внутреннюю структуру и свойственные ей функции, побуждая человека воспроизводить одну и ту же линию поведения, принимать однотипные решения, делать однотипные вы-
боры и прогнозы. То есть, диспозиции «ответственны» не только за исполнение конкретных действий и поступков, но и за формирование долгосрочных поведенческих программ - индивидуальный стиль деятельности и даже жизни. Диспозиции модальностей Я существуют не изолированно, они образует горизонтальные и вертикальные (иерархические) структуры, которые и составляют Я-концепцию – высший уровень регуляции поведения. МИСС выявляет диспозиции любых модальностей Я и показывает их структуры. Она автоматически интерпретирует все самооценочные диспозиции, образованные тремя модальностями Я (Актуальным Я, Идеальным Я и Я-Воспоминанием), и относит их к одному из семи возможных типов: конфликт, ностальгия, мечта, развитие, инерция, достижение, ценность. Вся обширная информация, которую предоставляет МИСС, оформлена графически. В удобной для восприятия форме предстают структуры диспозиций, включающих ценности, опыт и реальные достижения клиента. Наряду с этим, и без каких-либо дополнительных процедур, программа позволяет исследовать образы других людей (как их воспринимает клиент); фиксирует такие феномены социального восприятия, как «розовые» или «черные» очки, деление людей на своих и чужих; вскрывает логические противоречия в оценке себя и других. Этим диагностические возможности программы не исчерпываются. Наряду с перечисленными психодиагностическими ориентирами МИСС предоставляет и традиционную для репертуарных тестов информацию. Она выводит на экран и принтер корреляционные матрицы, кластеры и графы, как конструктов, так и элементов; рассчитывает индексы когнитивной дифференцированности. То есть, МИСС можно использовать и в традиционном для репертуарных тестов режиме - для исследования семантических структур индивидуального сознания.
Варьируя списком элементов, пользователь может настраивать программу на исследование самых разнообразных аспектов индивидуального сознания и самосознания: «Я в социуме»; «Я в мире профессий»; «Я в семье», «Я в коллективе» и т.п. Как и все репертуарные тесты МИСС не ориентирована на статистические нормы и усредненные показатели, хотя и не исключает их. МИСС – это, прежде всего, средство глубокого проникновения в индивидуальный мир. Она является незаменимым средством в решении конкретных психологических проблем конкретного человека. С самого начала МИСС разрабатывалась для психологов, занимающихся психокоррекцией, психотерапией и консультированием. Однако область ее практического применения оказалась гораздо шире. Программа может быть с успехом адаптирована для задач профориентации, профотбора,
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. I, II. М. 1982. 2. Белинская Елена Павловна. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. http://flogiston.df.ru/projects/articles/time_aspect.shtml 3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 4. Воробьев Влад Мих. Келли-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. С-П, 1998. 5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т. 2. М.,1982. 6. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С-П., 2000. 7. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. 8. Козлова И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975. 9. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978. 10. Кондратьев М. Ю. Социально-психологический вариант техники «Репертуарных решеток». // Детский практический психолог. № 1-2, 1996. 11. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. 12. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. 13. Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1991. 14. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 15. Психологический словарь. 16. Физиологическая генетика и генетика поведения. Л., 1981. 17. Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М., 1989 18. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. 19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986 20. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997.
Рисунок 2.П4. Пример противоречия на уровне мотивационно-смысловых линий.
После того как эти две линии были выявлены и сопоставлены, клиент продемонстрировал достаточно ярко выраженную эмоциональную реакцию. Он привел несколько примеров из собственной жизни, как эти две линии мешают друг другу. В частности, он подрабатывает репетиторством. Желанию вести себя как «ушлый», выражаясь его терминологией, и брать как можно более высокую плату за свои услуги, противостоит ценность высокоморальности, со стоящей за ней способностью совершать бескорыстные поступки. Отсюда отмеченная им самим неестественность поведения и «плохое» самочувствие при обсуждении вопросов об оплате за репетиторство.
оценки кадров, социально-психологической диагностики коллективов, межличностной совместимости, маркетинговых исследований и т. д.
Введение. Несмотря на то, что репертуарные тесты появились в середине 50-х годов, широкому кругу отечественных психологов они стали известны относительно недавно - с момента выхода в свет книги Ф. Франселлы и Д. Баннистера «Новый метод исследования личности» в 1987 году. Репертуарный тест предполагает компьютерную обработку данных. И именно отставание в распространении компьютеров и программного обеспечения в нашей стране объясняют скудность русскоязычных публикаций, посвященных репертуарным тестам. Большинство отечественных публикаций в русле этой тематики посвящено исследованиям индивидуального сознания [14], личности [8], психической адаптации [4]. В то же время, практически отсутствуют работы, в которых раскрываются методы применения репертуарных тестов для исследования самосознания. Эта брошюра знакомит пользователей с полицелевой компьютерной программой МИСС-2000, предназначенной для исследования Я-концепции. Руководство ориентировано на тех специалистов, кто уже знаком с репертуарными тестами. Поэтому в нем отсутствуют разделы, посвященные изложению теоретических взглядов основоположника, равно, как и его последователей. Руководство пользователя состоит из двух разделов и четырех приложений. В первом разделе излагаются теоретические основы МИСС: рассматривается структура и функции Я-концепции, вводится единица анализа «Я» - диспозиции модальностей Я – и формулируются требования к ней, излагается подход автора к самооценке, объясняется принцип работы математического алгоритма, приводятся сведения о валидности методики. Второй раздел посвящен описанию экранных форм и способам работы с программой. В приложениях представлена дополнительная информация в основном для тех, кто впервые знакомится с репертуарными тестами. В них излагается процедура тестирования: подготовка списка элементов, способы выявления конструктов и правила заполнения теста. Надо помнить, что руководство не может заменить учебник по репертуарным тестам, и для профессионального применения программы желательно ознакомиться с соответствующей литературой (см. список). Например, в руководстве описан только один из способов выявления индивидуальных конструктов – метод триад элементов. Это классический способ, предложенный Дж. Келли и с него целесообразно начинать.
В то же время существуют и другие приемы выявления конструктов. Более того, в некоторых случаях конструкты лучше не выявлять, а задавать. Освещение этих и подобных вопросов привело бы к тому, что специфические вопросы эксплуатации программы МИСС-2000 затерялись бы на их фоне. Знакомство с МИСС лучше всего начать в такой последовательности: прочитать Раздел I, самостоятельно заполнить тест; ориентируясь на указания Приложения II и Приложения III, проанализировать результаты; используя методы, описанные в Разделе II, проанализировать вертикальную структуру собственного Я (практический пример - в Приложении IV).
Выявление внутренних противоречий на уровне мотивационно-смысловых линий.
Противоречия, существующие на уровне мотивационно-смысловых линий это противоречия между двумя способами достижения одной и той же цели (направленности). Например, для достижения цели «Произвести хорошее впечатление» субъект может иметь в своем арсенале самые разные стратегии: «Быть скромным и уступчивым», «Быть наглым и напористым» и другие. Актуальным противоречие становится в тех случаях, когда две противоположные поведенческие стратегии начинают осуществляться одновременно. Для выявления такого рода противоречий необходимо пройтись вверх и вниз, как минимум, по двум иерархическим мотивационно-смысловым линиям. В описываемом случае второй отправной точкой был конструкт:
Аморальные Высокоморальные |__________________________________________ Я И В ___|
Применяя приемы, описанные выше, было установлено, что высокоморальные по сравнению с аморальными выигрывают в том, что они живут среди себе подобных, образуя некоторый мир. В этом мире люди не предают и не отбирают последнего, в этом мире, опять-таки, нет необходимости тратить силы на бессмысленную борьбу и излишние напряжения. Таким образом, пришли к той же направленности, что и в первом случае. Выявление опыта и личностных стандартов результатов действий разворачивалось примерно по такой схеме. Высокоморальные отличаются тем, что способны на бескорыстные поступки. Часто они действуют ради других, себе в ущерб, поступаясь собственными интересами. В данном случае опыт и личностный стандарт результата действия полностью совпали. Дополнительным подтверждением этого являлось то, что клиент очень неуверенно объяснял мотивы поступков и чувства аморальных людей, в то время как о «родном» полюсе говорил очень обстоятельно.* Если теперь сопоставить две линии, ведущие к направленности (рис. 2.П4), то видно, что для реализации одной и той же цели (жить не напрягаясь), у клиента есть разные стратегии. Личностные стандарты результата действия едва ли ни противоположны. С одной стороны, стандарт - действовать в своих интересах, не испытывая вину за свои поступки, с другой - действовать бескорыстно, себе в ущерб.
Проблематизация целей. Если объединить диспозиции и высказывания клиента, связывающие исходный конструкт («Ушлые – Лопухи») с супер- и субординантными конструктами, то можно получить некоторое представление о том, к чему человек стремится и как он пытается воплощать это стремление (рис. 1.П4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|