Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аморальные Высокоморальные




Мурманский гуманитарный институт

www.delta-ya.narod.ru

Лаборатория экспериментальной психологии личности «Дельта Я»

 

 

Веретенников О. Ю.

 

МИСС-2000:

Методика исследования структуры самосознания.

Применение репертуарного теста

ролевых конструктов

Для исследования Я-концепции.

Руководство пользователя.

Г. Мурманск

Г.

Веретенников О. Ю.

МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции.

 

 

Рецензенты:

И. Н. Козлова, кандидат психологических наук,

О. В. Оконешникова,, кандидат психологических наук.

 

Редактор - Тетерина Т. Н.

 

Руководство знакомит читателей с одним из современных методов компьютерной психодиагностики индивидуального сознания и самосознания.

Руководство предназначено для психологов, педагогов специалистов в области профориентации и профотбора, студентов психологических факультетов.

 

 

ISBN -5-94245-004-8 © Веретенников О. Ю., 2000.

[email protected]

www.delta-ya.narod.ru

 

 

Содержание.

О программе МИСС-2000. …………………………….………………...  
Введение. ……………………………...…………………………….……    
Раздел I. Теоретические основы МИСС: концепция Я-концепции.  
Требования к единице анализа Я-концепции. ………………………….  
Диспозиция модальностей Я. …………………………….……………...  
Примеры диспозиций. …………………………….……………………..  
Подход к самооценке: ……………………………...……………………  
когнитивный и аффективный компоненты испозиции. ………………  
Регуляторно-волевой компонент диспозиции. …………………………  
Функции диспозиции модальностей Я. …………………………….…..  
Горизонтальные структуры диспозиций модальностей «Я». ………….  
Вертикальные структуры диспозиций. …………………………….……    
Алгоритм МИСС. ……………………………...………………………..  
Проблема: Как оценить положение элемента на шкале конструкта. …  
Основное теоретическое допущение. …………………………….……..  
Конструкты, представляющие сферу «Я». ……………………………...  
Валидность. ……………………………...…………………………….….  
Метод и результаты подтверждения конструктной валидности МИСС. ……………………………...…………………………….……….  
Заключение. ……………………………...…………………………….…    
Раздел II. Экранные формы и работа с программой.  
Главное меню. ……………………………...……………………………..  
Экранная форма «База данных» …………………………….…………..  
Экранная форма «Ввод элементов». ……………………………………  
Экранная форма «Ввод конструктов». …………………………….……  
Экранная форма «Ввод оценок». …………………………….………….  
Экранная форма «Кластер конструктов и диспозиции». ………………  
Интерпретация распределений элементов. ……………………………..  
Экранная форма «Граф конструктов». …………………………….……  
Экранная форма «Таблицы». …………………………….………………  
Экранная форма «Сводные характеристики». …………………………  
МИСС и другие методы исследования самосознания. ………………...  
Приложение I. Бланк репертуарного теста ……………………………..  
Приложение II. Списки ролевых персонажей …………………………  
Приложение III. Заполнение репертуарного теста …………………….  
Приложение IV. Практический пример анализа иерархической структуры Я-концепции…………………………….  
Литература: ……………………………...…………………………….….  

 

О программе МИСС-2000.

 

МИСС-2000 - методика исследования структуры самосознания (точнее – Я-концепции) – это компьютер­ная программа, разработанная на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли и оригинальной концепции Я-кон­цепции.

Основным предназначением программы является построение целостной и в то же время детальной модели индивидуального Я, включающей структуру знаний о себе, самооценок, установок, целей, ценностей и т. д. Эту модель можно сравнить со схемой какого-либо сложного тех­нического устройства, помогающей мастеру быстро разобраться с причинами неисправностей. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что технические схемы устроены по принципу «как должно быть», а МИСС строит модели по принципу «как оно есть».

Для психологов главным является то, что отныне они получают возможность в течение короткого времени получить максимум ин­формации о том, как их клиент воспринимает самого себя на фоне других людей. То, что раньше выявлялось в беседе с клиентом в течение многих встреч, теперь выявляется в течение одного часа.

Главным понятием концепции МИСС является понятие «диспо­зиции модальностей Я». Диспозиция - это единица анализа Я-кон­цепции. Каждая диспозиция объединяет несколько модальностей Я в каком-либо единичном аспекте. Например, в аспектах восприятия своих нравственных, деловых, интеллектуальных, социальных и любых других качеств человек способен различать следующие модальности Я: «каким Я был», «каким Я являюсь», «какое Я хочу производить впечатление», «каким меня воспринимают другие», «каким Я хочу быть» и т. п.

Несмотря на то, что модальностей Я много, обычно человек концентрирует внимание всего лишь на одном-двух аспектах своего Я. Например, в высказывании «Я ленива, хотя и не хочу быть такой» звучат две модальности – актуальное Я (какая Я есть) и идеальное Я (какой хочу/не хочу быть). Остальные модальности в этом высказывании не представлены, но это не означает, что их не существует и что они никак не влияют на поведение.

Диспозиция интегрирует множество модальностей Я, побуждая человека к одному способу поведения и удерживая от другого. Она придает некоторую окраску (и внутреннюю – субъективную; и внешнюю – как видится со стороны) конкретному человеческому поступку в конкретной ситуации.

Диспозиция модальностей Я и устойчива, и динамична. Однажды сформировавшись, диспозиция стремится сохранять внутреннюю структуру и свойственные ей функции, побуждая человека воспроизводить одну и ту же линию поведения, принимать однотипные решения, делать однотипные вы-

 

 

боры и прогнозы. То есть, диспозиции «ответственны» не только за исполнение конкретных действий и поступков, но и за формирование долгосрочных поведенческих программ - индивидуальный стиль деятельности и даже жизни.

Диспозиции модальностей Я существуют не изолированно, они образует горизонтальные и вертикальные (иерархические) структуры, которые и составляют Я-концепцию – высший уровень регуляции поведения.

МИСС выявляет диспозиции любых модальностей Я и по­казывает их структуры. Она автоматически ин­терпретирует все са­мооценочные диспозиции, образованные тремя модальностями Я (Актуальным Я, Идеальным Я и Я-Воспоминанием), и относит их к одному из семи возможных типов: конфликт, ностальгия, мечта, развитие, инерция, достижение, цен­ность.

Вся обширная информация, которую предоставляет МИСС, оформлена графиче­ски. В удобной для восприятия форме пред­стают структуры диспозиций, включающих ценности, опыт и ре­альные достижения клиента. Наряду с этим, и без каких-либо до­полнительных процедур, программа позволяет исследовать образы других людей (как их воспринимает клиент); фиксирует такие фе­номены социального восприятия, как «розовые» или «черные» очки, деление людей на своих и чужих; вскрывает логические про­тиворечия в оценке себя и других. Этим диагностические возмож­ности программы не исчерпываются.

Наряду с перечисленными психодиагностическими ориенти­рами МИСС предоставляет и традиционную для репертуарных тес­тов информацию. Она выводит на экран и принтер корреляционные матрицы, кластеры и графы, как конструктов, так и элементов; рас­считывает индексы когнитивной дифференцированности. То есть, МИСС можно использовать и в традиционном для репертуарных тестов режиме - для исследования семантических структур индиви­дуального сознания.

Варьируя списком элементов, пользователь может на­страивать программу на исследование самых разнообразных аспектов инди­видуального сознания и самосознания: «Я в социуме»; «Я в мире профессий»; «Я в семье», «Я в коллективе» и т.п.

Как и все репертуарные тесты МИСС не ориентирована на ста­тистические нормы и усредненные показатели, хотя и не исключает их. МИСС – это, прежде всего, средство глубокого проникновения в индивидуальный мир. Она является незаменимым средством в ре­шении конкретных психологических проблем конкретного чело­века.

С самого начала МИСС разрабатывалась для психологов, зани­мающихся психокоррекцией, психотерапией и консультированием. Однако область ее практического применения оказалась гораздо шире. Программа может быть с успехом адаптирована для задач профориентации, профотбора,

 

 

Литература:

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. I, II. М. 1982.

2. Белинская Елена Павловна. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. http://flogiston.df.ru/projects/articles/time_aspect.shtml

3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Воробьев Влад Мих. Келли-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. С-П, 1998.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т. 2. М.,1982.

6. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С-П., 2000.

7. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

8. Козлова И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975.

9. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

10. Кондратьев М. Ю. Социально-психологический вариант техники «Репертуарных решеток». // Детский практический психолог. № 1-2, 1996.

11. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

12. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

13. Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1991.

14. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

15. Психологический словарь.

16. Физиологическая генетика и генетика поведения. Л., 1981.

17. Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М., 1989

18. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986

20. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997.

 

 

 
 

 

 

 
 

       
   
Осознаваемая цель-2: Оставаться высокоморальным
 
 
ЛСРД-1: Не испытывать чувство вины
 
ЛСРД-2: Совершать бескоры­стные поступки

 

 


Рисунок 2.П4. Пример противоречия на уровне

мотивационно-смысловых линий.

 

После того как эти две линии были выявлены и сопоставлены, клиент продемонстрировал достаточно ярко выраженную эмоциональную реакцию. Он привел несколько примеров из собственной жизни, как эти две линии мешают друг другу.

В частности, он подрабатывает репетиторством. Желанию вести себя как «ушлый», выражаясь его терминологией, и брать как можно более высокую плату за свои услуги, противостоит ценность высокоморальности, со стоящей за ней способностью совершать бескорыстные поступки. Отсюда отмеченная им самим неестественность поведения и «плохое» самочувствие при обсуждении вопросов об оплате за репетиторство.

 

оценки кадров, социально-психоло­гической диагностики коллективов, межличностной совместимо­сти, маркетинговых исследований и т. д.

 

 

Введение.

Несмотря на то, что репертуарные тесты появились в середине 50-х годов, широ­кому кругу отечественных психологов они стали известны относительно недавно - с момента выхода в свет книги Ф. Франселлы и Д. Баннистера «Новый метод исследова­ния личности» в 1987 году. Репертуарный тест предполагает компьютерную обра­ботку данных. И именно отставание в распространении компьюте­ров и программного обеспечения в нашей стране объясняют скуд­ность русскоязычных публикаций, посвященных репертуарным тестам. Большинство отечественных публикаций в русле этой тема­тики посвящено исследо­ваниям индивидуального сознания [14], личности [8], пси­хической адаптации [4]. В то же время, практи­чески отсутствуют работы, в которых раскрываются методы при­менения репертуарных тестов для исследования самосозна­ния.

Эта брошюра знакомит пользователей с полицелевой компью­терной программой МИСС-2000, предназначенной для исследова­ния Я-концепции. Руководство ориентировано на тех специали­стов, кто уже знаком с репертуарными тестами. Поэтому в нем отсутствуют разделы, посвященные изложению теоретических взгля­дов основоположника, равно, как и его последователей.

Руководство пользователя состоит из двух разделов и четырех приложений. В первом разделе излагаются теоретические основы МИСС: рассматривается структура и функции Я-концепции, вводится единица анализа «Я» - диспозиции модальностей Я – и формулируются требования к ней, излагается подход автора к самооценке, объясняется принцип работы математического алго­ритма, приводятся сведения о валидности методики.

Второй раздел посвящен описанию экранных форм и способам работы с программой.

В приложениях представлена дополнительная информация в основном для тех, кто впервые знакомится с репертуар­ными тестами. В них излагается процедура тестирования: подго­товка списка элементов, способы выявления конструктов и правила заполнения теста. Надо помнить, что руководство не может заме­нить учебник по репертуарным тестам, и для профессионального применения программы желательно ознакомиться с соответствую­щей литературой (см. список). Например, в руководстве описан только один из способов выявления индивидуальных конструктов – метод триад элементов. Это классический способ, предложенный Дж. Келли и с него целесообразно начинать.

 

В то же время существуют и другие приемы выявления конструктов. Более того, в некоторых случаях конструкты лучше не выявлять, а задавать. Освещение этих и по­добных вопросов привело бы к тому, что специфические вопросы эксплуатации программы МИСС-2000 затерялись бы на их фоне.

Знакомство с МИСС лучше всего начать в такой последовательности: прочитать Раздел I, самостоятельно заполнить тест; ориентируясь на указания Приложения II и Приложения III, проанализировать результаты; используя методы, описанные в Разделе II, проанализировать вертикальную структуру собственного Я (практический пример - в Приложении IV).

 

 

Выявление внутренних противоречий на уровне

мотивационно-смысловых линий.

 

Противоречия, существующие на уровне мотивационно-смысловых линий это противоречия между двумя способами достижения одной и той же цели (направленности). Например, для достижения цели «Произвести хорошее впечатление» субъект может иметь в своем арсенале самые разные стратегии: «Быть скромным и уступчивым», «Быть наглым и напористым» и другие. Актуальным противоречие становится в тех случаях, когда две противоположные поведенческие стратегии начинают осуществляться одновременно.

Для выявления такого рода противоречий необходимо пройтись вверх и вниз, как минимум, по двум иерархическим мотивационно-смысловым линиям. В описываемом случае второй отправной точкой был конструкт:

 

Аморальные Высокоморальные

|__________________________________________ Я И В ___|

 

Применяя приемы, описанные выше, было установлено, что высокоморальные по сравнению с аморальными выигрывают в том, что они живут среди себе подобных, образуя некоторый мир. В этом мире люди не предают и не отбирают последнего, в этом мире, опять-таки, нет необходимости тратить силы на бессмысленную борьбу и излишние напряжения. Таким образом, пришли к той же направленности, что и в первом случае.

Выявление опыта и личностных стандартов результатов действий разворачивалось примерно по такой схеме. Высокоморальные отличаются тем, что способны на бескорыстные поступки. Часто они действуют ради других, себе в ущерб, поступаясь собственными интересами. В данном случае опыт и личностный стандарт результата действия полностью совпали. Дополнительным подтверждением этого являлось то, что клиент очень неуверенно объяснял мотивы поступков и чувства аморальных людей, в то время как о «родном» полюсе говорил очень обстоятельно.*

Если теперь сопоставить две линии, ведущие к направленности (рис. 2.П4), то видно, что для реализации одной и той же цели (жить не напрягаясь), у клиента есть разные стратегии. Личностные стандарты результата действия едва ли ни противоположны. С одной стороны, стандарт - действовать в своих интересах, не испытывая вину за свои поступки, с другой - действовать бескорыстно, себе в ущерб.

 

Проблематизация целей.

Если объединить диспозиции и высказывания клиента, связывающие исходный конструкт («Ушлые – Лопухи») с супер- и субординантными конструктами, то можно получить некоторое представление о том, к чему человек стремится и как он пытается воплощать это стремление (рис. 1.П4).

 

 
 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...